Бог и ненависть

Катехизаторский -> Консультационный форум катехизаторов -> Бог и ненависть -> Re: Бог и ненависть
от Священник Евгений Яганов - Четверг, 4 Март 2010, 19:22

 

1. Почему в молитве такие слова «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» - разве Господь ненавидит?

 

2. «Ты погубишь говорящих ложь» - это же осуждение, пусть даже и справедливое?

 

 

 

Мышление, зараженное гуманизмом, противится любым противодействиям человеческой природе, потому что бог гуманизма – бог, гуманно относящийся к человеку, не наказывающий и не судящий. Истинный суд кому приличествует более, как только верховному Владыке неба и земли. Для благочестивого человека всякий наказ от любящего Бога – есть спасительная благодать. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр.3:19).

 В 5-м псалме царь Давид, молит Бога наказать нечестивых и кровожадных врагов, готовящих переворот.

«Нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс.5:6,7).

Бог свят. Как свойство Божие, святость означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяется и руководится представлениями и помыслами об одном высочайшем добре. Бог требует святости и от твари (1 Пет. 1, 16): «…будьте святы, потому что Я свят». Под ней понимают причастность святости Божией. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастность к полноте нравственного добра, присущего Богу, с другой.

Когда мы говорим, что Бог свят, то также имеем в виду, что Он не желает зла. Как в таком случае понимать некоторые высказывания Священного Писания, в которых говорится, например, что Бог ненавидит? Когда говорится о «ненависти» Божией, подразумевается действие, связанное с отнятием Своей спасительной благодати у человека по его грехам. Через упорное нежелание принять Божественную благодать, человек и ввергается в погибель.

Как видно, «Ты погубишь говорящих ложь» – это не осуждение. Но все же Бог – судия и мздовоздаятель. Когда говорят о суде, то обычно имеют в виду некоторый процесс, который состоит из исследования правоты или виновности подсудимого и произнесения над ним приговора. Бог не нуждается в том, чтобы исследовать правоту или виновность человека, поскольку Он как Всеведущий все о нем знает. Поэтому первую часть этого процесса следует понимать в смысле приведения души к осознанию своего нравственного состояния. Также и произнесение Богом приговора нельзя понимать в смысле объявления судебного решения, потому что изволение Божие вместе с тем есть и действие Его воли, вводящее в блаженное состояние или отвергающее от Царства вечной жизни.

С молитвами священник Евгений.