Предложения и замечания по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений»

Настоятель Богородице-Рождественского храма г. Усть-Каменогорска

священник Евгений Яганов.

Ст. 375. 2.

Осуществление религиозным объединением деятельности, противоречащей его целям и задачам,
определенным его уставом (положением), нарушение установленных законом условий осуществления   благотворительной деятельности, выпуск религиозным объединением  религиозной литературы и других печатных материалов религиозного содержания без указания полного официального наименования религиозного объединения, участие в деятельности политических партий и оказание им финансовой поддержки, а равно создание и деятельность юридических лиц, занимающихся религиозной деятельностью в иной организационно-правовой форме, чем религиозное объединение -

влекут штраф на руководителей религиозных объединений в размере двадцати месячных расчетных показателей, на юридических лиц - в размере ста месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности на срок до шести месяцев или запрещением деятельности либо без таковой.

Что здесь подразумевается под участием, необходимо уточнение. Совершение треб,

присутствие на собраниях и т. п. не является противоправным участием в политической деятельности. Необходимо пресекать деятельность, имеющее целью подорвать государственные устои. Вероятно, требуется поправка, например, «участие в антиправительственной деятельности политических партий».

Ст. 375. 3.

Организация групп и проведение собраний из числа  несовершеннолетних лиц служителями
культа   или   членами   религиозных   групп   или объединений,    а равно другими лицами в целях
осуществления    религиозной    деятельности    без письменного    согласия    обоих    родителей    либо законных представителей ребенка по согласованию с органами опеки и попечительства

влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на руководителей религиозных объединений в размере двадцати месячных расчетных показателей, на юридических лиц - в размере ста месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности на срок до шести месяцев или запрещением деятельности, либо без таковой.

Не всегда выполнимое, да и необязательное условие для Религиозных Объединений (РО). Для религиозных групп (ст. 5), возможно, этот пункт имеет место предупредить ущемление прав свободы вероисповедания.

Например, крещенный ребенок должен принимать постоянное участие в религиозной жизни объединения. На каждый случай нет смысла требовать письменного не то разрешения. Самое совершение обряда (с разрешения родителей или лиц, их замещающих, но, не доводя до голого юридизма того, что считается Таинством) уже должно стать юридическим позволением участвовать несовершеннолетнему гражданину в дальнейшей жизни религиозного общества, в которое он был введен посредством Таинства.

Чтобы защитить Религиозные Объединения от возможно произвола со стороны исполняющих органов, вероятно, требуется поправка, например, «по согласованию
с органами опеки и попечительства по требованию Комитета по делам религий МинЮстицииРК в случае обращения граждан или в целях выявления нарушений в деятельности РО».

Ст. 375. 4.

Осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строении и мест,

оскорбление религиозных чувств физических лиц -

влекут штраф на физических лиц в размере восьми месячных расчетных показателей, на должностных лиц - в размере пятнадцати месячных расчетных показателей, на юридических лиц - в размере ста месячных расчетных показателей.

Необходимо ввести термин «религиозные символы». «…предметов, символов, строений и мест…»

Ст. 375. 5.

Осуществление гражданами, иностранцами и    лицами     без     гражданства     миссионерской
деятельности       без       учетной       регистрации, распространение         предметов        религиозного назначения,  богослужебной  литературы   и  иных информационных       материалов       религиозного содержания      с      нарушением      установленных требований, а равно нарушение правил проведения миссионерской деятельности -

влекут штраф на граждан в размере пятнадцати месячных расчетных показателей, на иностранцев и лиц без гражданства - в размере пятнадцати месячных расчетных показателей с  административным выдворением за пределы Республики Казахстан, на юридических лиц - в размере ста месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности религиозного объединения на срок до шести месяцев или запрещением деятельности, либо без таковой.

Здесь необходимо предусматривать ответственность за изложенные нарушения не только религиозными объединениями. Но и в большей степени ответственность юридическими лицами и другими, без образования юридического лица, занимающимися не санкционированным со стороны религиозных объединений распространением литературы (слово «богослужебной» необходимо совсем исключить) и иных предметов религиозного назначения. (Во-первых) литературы и предметов, принадлежащих этим религиозным объединениям. (Во-вторых) литературы, разжигающую межрелигиозную, межнациональную рознь, пропагандирующую антигосударственную деятельность. Прочие действия, нарушающее права граждан.

Т. е., менее опасны (и вообще не опасны) нарушения требований условий распространения, чем их внутреннее идейное содержание. Как бы введение этого пункта в такой редакции не примешал некий коммерческий подход со стороны исполняющих госслужащих в решении этого важного вопроса. Необходима и защита от их произвола.

Статья 1-1. 4).

Объект    религиоведческой    экспертизы учредительные и другие документы религиозного
объединения,    в    том    числе    представленные заинтересованными государственными органами и
религиозным объединением материалы религиозного содержания и предметы религиозного назначения
.

Религиозные «предметы» не должны стать объектом религиоведческой экспертизы. Есть предметы, к которым не разрешено прикосновение даже непосвященных представителей самого РО. Со стороны государства необходима гарантия пресечения нежелательных (и совсем не необходимых) по отношению к этим вещам действий со стороны исполнителей. Что вообще имелось здесь ввиду? Несанкционированное хранение оружия, наркотиков и подобных предметов? Но для этого есть в законе соответствующие статьи и, вероятно, нет необходимости введения новых.

Под словом «материалы» необходимо уточнение. Возможно, замена на слово «литература».

Статья 1-1. 9).

богослужение - совокупность культовых церемоний и действий, совершаемых священнослужителями по разработанному ритуалу и вытекающих из требований вероучения.

Термины «богослужение», «священнослужитель» вышли из лона христианской церкви. И имеют несколько иные (в смысле, не юридических) оттенки и не применимы ко всем РО. Лучшее слово здесь «церемония» или «ритуал».

Статья 1-1. 10).

священнослужитель - лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовническое, проповедническое служение.

Также, лучше «руководитель РО», а не «священнослужитель».

В этих статьях желательно введение понятий: «православное богослужение», «православный священник (священнослужитель)», «имам», «храм», «мечеть».

Статья 5.

Организация и проведение служителями культа или членами религиозных групп или объединений, а равно другими лицами для проведения религиозной деятельности собраний или групп из числа несовершеннолетних лиц разрешается только с письменного согласия обоих родителей либо законных представителей ребенка по согласованию с органами опеки и попечительства.

См. выше Ст. 375. 3.

В законе нет требований письменного согласия родителей на показ фильмов, рекламы продажу литературы и проч. действия идеологического содержания на несовершеннолетних. Мы должны применять закон и пользоваться им для ограничения разрушающего воздействия на ум и психику людей и в первую очередь личностно несформировавшихся несовершеннолетних.

Статья 9.

Срок государственной регистрации прерывается в случае осуществления регистрирующим органом проверки списков инициативной группы граждан (представителей) по созданию религиозного объединения на соответствие требованиям статьи 7 настоящего Закона, а также необходимости проведения религиоведческой и иной экспертизы, а также получения заключения специалиста но представленным религиозным объединением документам.

Срок государственной регистрации религиозного объединения, исповедующее вероучение, ранее неизвестное в Республике Казахстан, может прерываться на срок до 6 месяцев.

Религиозное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Очевидно, что слишком жесткие требования в этой статье неуместны. Список инициативной группы может измениться в любой момент: миграция, переезд в другой район, смерть, смена прихода по иным обстоятельствам. Опять же необходимо какое-то время, чтобы выполнить внутренние требования и требования устава для восстановления этого списка. На создание РО несомненно необходима инициативная группа. На осуществление деятельности, уже таких жестких рамок не нужно.

Ежегодным информированием о продолжении своей деятельности, наверное, уже должно быть достаточным предоставление отчетности в установленном порядке для юридических лиц. Возможно, он нужен, как временно необходимый пункт, по требованию.

Статья 12.

Религиозные   обряды   в   воинских   частях,   в больницах, в домах престарелых и инвалидов, в местах предварительного включения и отбывания, наказания проводятся по просьбе находящихся в них     граждан     в     помещениях,     специально выделяемых администрацией организаций для этих целей.

Не всегда выполнимый пункт. Тюремное служение, в частности, Православной Церкви, не ориентируется на прозелитизм или приобретение последователей своего учения в местах лишения свободы больницах, домах престарелых и инвалидов. Оно имеет более благотворительный характер (конечно, и не только)  по отношению к пребывающих в них. И характер профилактический – в помощь руководящему и в работе с личным (работающим) составами. Инициаторами в этом зачастую являются и они.

Конечно, без просьб обряды не могут быть проведены однозначно, это фикция, но акцентировать на этом внимание и облекать в юридическую форму излишне. И может стать препятствием в проведении полезной обществу работы.

Без разбора доверять эту работу – вот это, несомненно, не следует делать.

Стать 13.

Ввоз религиозной литературы на территорию Республики Казахстан и иных информационных материалов допускается после проведения религиоведческой экспертизы.

При поступлении религиозной литературы и иных информационных материалов в библиотечные фонды проведение религиоведческой экспертизы, обязательно.

Наверное, это должно проводиться опять по требованию, а не «обязательно». «Обязательно» тоже может присутствовать, но предварительно через «по требованию». Т. е. не обязательно все и всегда проверять. Это может вызвать затруднительность в деятельности РО в распространении уже проверенной литературы и носителей другой информации.

Не допускаются распространение предметов религиозного назначения, богослужебной
литературы и иные формы религиозной пропаганды в зданиях государственных учреждений, организаций и предприятий, организаций образования и здравоохранения, а также на
прилегающих к ним территориях.

Опять закон всю религиозную деятельность сводит к экстремизму. Все «предметы религиозного назначения, богослужебной литературы и иные формы» не являются экстремистской пропагандой. Светскость в этом понимании не является тождеством свобод граждан, тем более не гарантирует их.

Под категорию этих «предметов» могут подпасть свечи, облачение, нательные крестики и прочее. Видимо, ограничиться достаточно «литературой экстремистского, антигосударственного содержания».

Распространение предметов религиозного назначения, богослужебной литературы и иных
информационных материалов религиозного содержания среди граждан в общественных местах,
в общественном транспорте или на улице, а также обход жилищ с этой же целью допускается только по инициативе и с согласия самих граждан.

Назойливость, проявляемая в этом, несомненно, должна быть ограничена. Но как бы этим не пресеклась здравая деятельность РО (например, в колониях, больницах, др. общественных местах). Видимо, необходимо какое-то уточнение, что именно нельзя распространять. Не препятствовать нужно традиционной здравой религии служить обществу, а поставить заслон некорректным действиям и растлевающим идеям.

В целях защиты светского характера государства предлагается запретить распространение предметов религиозного назначения, богослужебной литературы и иные формы религиозной пропаганды в зданиях государственных учреждений, организаций и предприятий, организаций образования и здравоохранения, а также на прилегающих к ним территориях.

Что такое «светский характер»? Когда отрицается бытие Божие? Ну, тогда эта религия (точнее, антирелигия) носит название атеизм. От навязывания атеизма (мы его пережили при социализме) граждане нашего общества должны быть также защищены. Именно навязывания, а не свободного выбора атеистических убеждений. А это предложение как раз такого характера. Нужно опасаться как религиозного фанатизма, так и воинствующей светскости (абсолютной клерикализации). Светский не значит антирелигиозный. Принцип светскости и свободы совести был впервые провозглашен в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В ней речь идет о том, что никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку. Этим и нужно руководствоваться.

Религиозные объединения пользуются исключительными правами учреждения предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения.

Необходимо добавить: религиозного назначения «и реализации». Тогда и нравственная ответственность за реализацию ложится на РО и дается право объединениям не выводить на коммерческую полку товаров предметы богослужебного пользования (например, свечи, различную церковную утварь). Т. е. вывести их из разряда товара, который подлежит распространению за пожертвование, а не купле-продаже.

Статья 14.

При религиозных объединениях могут создаваться общества, братства и другие объединения граждан, образующиеся для благотворительности, изучения и распространения религиозной литературы и иной культурно-просветительной деятельности. Они могут иметь собственные уставы (положения).

На практике норма, содержащаяся в первой части не нашла своего применения, т.к. не определен конкретный статус обществ, братств и других объединений граждан создаваемых при религиозных организациях.

Наша страна довольно таки еще молода, и говорить «о практике, которая не нашла своего применения» пока рано. Православные общества и братства имеют место быть и в других странах.

Статья 16.

Собственностью религиозных объединений являются здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, деньги и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.

Добавить: «символы».

Желательно в этой статье рассмотреть вопрос о возможной передаче РО культовых сооружений древности, или секуляризированных в годы правления безбожной власти, или мест, где они находились, для восстановления и почитания их.

В целях защиты общественной безопасности и с учетом геополитического положения государства предлагается запретить получение пожертвований из анонимных источников, также от иностранных граждан и организаций.

Такая практика оправдана тем, что религиозные объединения создаются в соответствии с законом гражданами Казахстана, действуют для граждан Казахстана и, соответственно, финансироваться должны также гражданами Казахстана.

В целях недопущения использования пожертвований в противоправных деяниях и контроля за их поступлением предлагается введение нового порядка пожертвований с использованием контрольно-кассовых аппаратов и участие представителей местных исполнительных органов в учете поступивших пожертвований. Данные меры не являются ограничением права на свободу вероисповеданий, а вводятся для профилактики финансирования экстремистских организаций со стороны религиозных объединений, поскольку денежные потоки, проходящие через них, не находятся под контролем ни государства, ни самих прихожан, которые и делают эти пожертвования.

Нецелесообразно запрещать принимать пожертвования от кого бы то ни было. Финансы – это и стабильность, и процветание (в реальности, чаще, выживание). Да и по смыслу сама жертва приносится «анонимно», а не напоказ. В противном случае, она теряет свой смысл и превращается в спонсорскую помощь.

Так и непонятно, чем оправдана такая практика. В храмы приходят граждане не только Казахстана, и лишать их возможности сделать свои пожертвования будет, в малом случае, просто непонятно для них.

При запросе соответствующих органов информация о пожертвованиях и на практике всегда может быть дана. Не стоит это превращать в торговый религиозный маркет (но даже и в маркетах не спрашивается гражданство).

Наверняка, вопрос «профилактики  финансирования экстремистских организаций», решается иным путем. Да и сами прихожане несут десятину не для того, чтобы узнать, на что она впоследствии потратится.

Установка фискальных аппаратов предполагает изменения финансовой политики в отношении РО. РО не оказывает услуг. Скажем, православный приход во главе с предстоятелем обращается к Богу. Это не услуга. Верующий приносит добровольное пожертвование, с которого уже оплачен государству налог, участвуя в этом обращении. Или организация из своих доходов вносит пожертвование, она так же уже отчислила положенные средства в казну. Даже если это от милосердия, милостыня, все равно не берется же никакой налог у нищего, которому из сострадания дали какую-либо материальную ценность.

Ведь не из желания наживы должны исходить изменения в законе. И может нужно рассмотреть в законе вопрос о пожертвовании и  милостыне, а не как с них получить двойной налог.

Предлагается исключить следующее:

Не допускается получение религиозными объединениями финансовых и других пожертвований от анонимных, а также иностранных граждан и организаций.

Религиозные объединения обязаны принимать пожертвования с использованием контрольно-кассовых аппаратов.

Учет пожертвований проводится с участием представителей местных исполнительных органов.

Многие, особенно периферийные РО находятся в кризисной (постоянной) экономической ситуации. И местные исполнительные органы об этом прекрасно осведомлены. Отсюда часто и нехватка кадров и полузакрытое существование приходов. Даже банальная покупка кассового аппарата может привести к закрытию таких приходов. Да и если экономическое состояние РО удовлетворительное, как высказано было выше, пункты эти неприемлемы.

Светскость государственная предполагает, что государство не само не выплачивает пособий Церкви, не устанавливает обязательных отчислений и налогов от своих граждан. Но что еще само берет налог с Церкви за некоммерческую деятельность – это слишком прогрессивное новаторство.

Статья 16-1.

Предлагается не вводить:

Учет и отчетность религиозных объединений.

Религиозные объединения ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Религиозные объединения предоставляют информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, а также иным лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Религиозные объединения, а также филиалы и представительства (обособленные подразделения) иностранных и международных религиозных объединений, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, ежегодно представляют уполномоченному органу информацию о составе имущества, источниках формирования и статьях расходования финансовых средств, для опубликования в официальном и электронном издании уполномоченного органа.

РО имеют статус Юридического лица и отчитываются соответственным органам.

Обнародование этих отчетов нигилируют (обнуляют) понятие жертвы (см. выше). К тому же это никак не будет способствовать стабилизированию межрелигиозных отношений.

Если же РО занимается коммерческой деятельностью и не платит положенных налогов, то к чему еще какие-то усложнения в законе – все уже есть. Здесь можно регулировать положение разрешительными (запретными) письмами, иными средствами.