Древняя вера Восточного Казахстана. Конференция. Тема_Религия и традиции против радикализма

Докладчик: священник Евгений Яганов.

Настоящая работа свидетельствует о древнейшей заселяемости людьми территории Восточного Казахстана и об общности веры древних людей планеты, в том числе и населявших наш регион.

Одно из самых значимых событий, происшедших в мире - Рождество. Рождество Христово – один из главных христианских праздников, он установлен в честь рождения Иисуса Христа от Девы Марии. Входит в число двунадесятых праздников – двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Православное Рождество в Казахстане является праздничным днем. Православная вера уже в течение более двух тысяч лет живет памятью произошедшего события. Церковное предание, богослужебные песнопения, сам чин праздника - все говорит о его важности. Вера древних людей основывалась на ожидании этого события. И не только Священное Писание и Предание повествуют об этом, но и те древние артефакты, сохранившиеся повсеместно на планете, в том числе и на земле Восточного Казахстана. Во множестве своем хранят они древние тайны сошествия на землю Бога и соединения с людьми. Постепенно умирая в своей первоначальной обрядности после свершившегося ожидаемого Рождества и Воплощения, они сейчас способны еще оживить наше представление о вечной вере тех людей, которые жили и веровали здесь в древности.

В чем более неизменно могло сохраниться повествование нашего столь быстро изменяемого мира? Древних строений в их привычном для нас виде за давностью лет мы не находим, письменные памятники можно наблюдать только в наскальных рисунках. Неестественность скал и камней, приобретшую искусственность от приложенных усилий людей может показать изменчивость природных естественных объектов, подсказывающую пытливому уму движения души тех людей, которые преображали их в соответствии со своим мировоззрением. Так же древние названия гор и других объектов ландшафта.

Какие же образы заложены в символизме камня, древнего рисунка и названий? Без познаний в истории все это уместить и совместить невозможно в ясной и четкой форме. На какие основные исторические события указывают древнейшие письменные памятники человечества, мифы, легенды и предания, не рознящиеся в своей основе? Это существование древа жизни, Всемирный потоп, повсеместное наблюдение за небесными явлениями, женское плодородие и сошествие Бога на землю и прочее.

Одно из событий, описываемых в Библии про Рождество Христово – о пришедших в Иерусалим волхвов для поклонения Младенцу. Которые «видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» [Мф.2:2] волхвы – жрецы, наблюдавшие за небесными явлениями. Можно ожидать, что в среде волхвов того давнего времени сохранились древние пророчества о небесных знамениях пришествия Мессии. Видимо, через Адама, а потом и Ноя, родившегося через несколько десятков лет после его смерти, человечество получило эти пророчества, которые, дошли и до наших дней в сохранившихся объектах – каменных артефактов. В Библии встречаются места, повествующие о знамениях на небе. Наиболее утвердительное убеждение в связи небесных явлений во время пришествия Мессии – видение звезды волхвами, которая привела их с востока.

Что это за звезда? И где могли располагаться «обсерватории» этих людей?

Всемирные известные древние обсерватории – это Караундж в Армении египетский Абу-Симбел, Ангкор-Ват в Камбодже, мексиканские Чичен-Ица, Дзибилчалтун, Майапан, Теотихуакан и Уксмал, Касса-Ринконада, Пуэбло-Бонито, Ховенвип в США, чилийский остров Пасхи, перуанский Мачу-Пикчу и легендарный Стоунхендж в Великобритании и прочие. А так же пирамиды в Гизе и подобные им. Подобные объекты имеются и в Восточном Казахстане. Самый известный – комплекс Ак-Баур. Даже в названии заложена информация о его назначении. «Бауыр», как считается, имеет следующие значения: 1) печень, 2) кровный родственник, 3) склон, подошва горы.

Первое значение можно разуметь, как жертву, умилостивительное или благодарственное приношение Богу от земных плодов или царства животных. Внешняя жертва не отменяет внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и праведных дел милосердия. Внешние жертвы до Рождества служили великим прообразом той высшей добровольной жертвы, которую Сын Божий принес на земле за грехи людей. В своем высшем значении ветхозаветное жертвоприношение было символом и прообразом жертвы Богочеловека Иисуса Христа. Непременное условие приносимых жертв – отсутствие каких-либо недостатков, они должны быть непорочны и чисты. В частности, юница (телица) приносилась в жертву спасения и мира. «Радуйся, — взывает св. Церковь Пресвятой Деве, — юница, Юнца рождшая непорочного; агнице, рождшая Божия Агнца, вземлющего мира всего прегрешения». Телица, родившая тельца непорочного для жертвы спасения мира от греха.

Второе значение «кровный родственник» – есть ожидание народами обещанного от Бога Спасителя [Быт.3:15], Рождество от Девы. Жертва после Рождества – в Новом Завете – Подвиг Богочеловека Иисуса Христа, заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти ради искупления грехов мира. Богочеловек, значит, имеющий и божественную природу, и человеческую – «кровный родственник».

Третье значение «склон, подошва горы» возвращает нас, прежде всего к временам всемирно известным – всемирному потопу. Опуская все известные подробности, вспомним о том, что «остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» [Быт.8:4].

В преображенных древними людьми каменных формах есть множество образных изображений ковчегов. Это и шарообразные формы маковок скальных образований. Так же трехслойность некоторых каменных форм по подобию устройства Ноева ковчега из трех отделений. Скальные выемки в виде гротов, зачастую с отверстиями наверху – тоже имеют символическое изображение древнего Ноева ковчега. Это прообраз спасения людей через веру. Как Ной принес жертву из чистых животных после Потопа у подножия горы, так и Спаситель впоследствии принесет Себя в жертву на кресте за грехи человечества. Для этого Ему должно будет соединиться с человечеством («кровный родственник»), родиться от престола Божиего – Пречистой Девы.

В Коране Ной именуется Нухом и почитается в исламе в качестве первого из пяти крупных пророков, а также как один из первых так называемых пророков разрушения. Нух был направлен Богом к соплеменникам-идолопоклонникам с проповедью, чтобы те уверовали в единого Бога и оставили язычество. Нух вместе с верующими в Бога и многими животными был спасён в ковчеге, сколоченном из досок гвоздями[1].

Рисунок 1. Часть изображения в гроте Ак-Баура. Образы ковчега в виде лодки и шарообразного навершия. Человек в виде креста (обозначено красным цветом) и Его место Рождения, Пришествия.

Значение эпохи до Рождества Христова, истории его лиц и обрядов, все это служило предъизображением лиц и событий новозаветных (после Рождества).

Еще одна важная часть изображения грота Ак-Баура – это древнее пророчество о небесном явлении Рождества Спасителя. Три звезды в одну линию, одна из них – в виде изображения человека.

Есть на небосклоне три замечательные звезды пояса Ориона, созвездия, известного также как Три короля, Три волхва (Волхвы). Отстоят эти звезды друг от друга на одинаковом угловом расстоянии и расположены в линию, указывающую юго-восточным концом на голубой Сириус (в созвездии Большого Пса), а северо-западным концом — на Плеяды. В Священном Писании в особенности упоминаются следующие звезды: "Сотворил Ас, Кесиль и Хима». 7-го января по Григорианскому календарю в день Рождества Христова пояс Ориона восходит вечером точно на Востоке.

В пророчестве Валаама — восходит звезда от Иакова (Чис. 24:17), под звездою разумеется Мессия - Христос. Встречается много и других библейских пророчеств, которые, возможно, являются дошедшими от Адама через Ноя.

Утром на Рождество Христово пояс Ориона заходит за линию горизонта точно на западе. Движение по небу как бы показывает путь по направлению с востока на запад в районах расположения Египта, Арарата, Израиля, в том числе и Восточного Казахстана.

Отсюда понятно, как путешествие волхвов совершилось под руководством звезды. И почему она привела их в Иерусалим, а не прямо в Вифлеем. Это некое примерное место. Т.к. Иерусалим крупнее, они и пришли туда.

В иудейской (и библейской - Амос.5:8) традиции Ориону соответствовало созвездие Кесиль (надежда), т.е. надежда о спасении людей.

О происхождении волхвов, которые пришли к Спасителю и поклонились Ему, ничего определенного неизвестно, кроме того, что они пришли из восточных стран относительно Иерусалима. В том числе и с областей современного Казахстана.

Самые известные Египетские пирамиды своим расположением являют проекцию пояса Ориона. В египетской мифологии Орион считался царём звёзд и изображался человеком в короне Верхнего Египта. Аналогия с Христом прослеживается и в названиях этого созвездия других культур.

Пирамида (от πυρα — огонь). Известно немалое количество пирамид, построенных разными культурами Древнего мира в основном в качестве храмов или монументов. Святитель Григорий Богослов приводит такую этимологию слова «Бог»: имя theos от глагола ethein - "зажигать", "гореть", "пылать". "Ибо Господь Бог твой есть огонь поядающий, Бог ревнитель", - говорится в Библии (Втор. 4:24); эти слова повторит и апостол Павел, указывая на способность Бога истреблять и пожигать всякое зло (Евр. 12:29).

Есть в Восточном Казахстане еще один объект – уникальный, но мало изученный – это окрестности и сама гора Печи р-на Аблакетка. Объект, во многом измененный индустриализацией и прочими «вторжениями» современной и не очень цивилизацией. Т. к. он не изучен и не оценен, до сих пор подвергается разрушительному влиянию современности. «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Камни вопиют человечеству тысячелетиями о создании мира и истории человечества.

Рисунок 2. Малые вершины горы Печи. Вид на север.

Печь – это место, где обитает огонь. В просторечии эта гора называется Три Брата. Если смотреть на гору с южной стороны (с поселка Аблакетка) точно на север, будет видно действительно только три вершины. Эта вершинная троичность и относительно друг друга, и относительно сторон света очень похожа на расположение пирамид в Гизе в соответствии с поясом Ориона.

Трехвершинность замечается и во многих других объектах этой местности. Наиболее заметные – это Три Монастыря или Айыр-тау, гора Орел. Уместно вспомнить и о трехглавом змее (извилистая форма вершин) Горыныче (горный), который извергает огонь. Об огне уже было описано выше. Другое объяснение – это возжигание на вершинах древними людьми ритуальных огней во время наблюдений за небесными явлениями. После времени Рождества Христова они стали приобретать все более языческий характер. Именно это язычество победил святой великомученик Георгий Победоносец.

Есть и другие метки, указывающие на священный характер данной местности. В их числе и древние рисунки, выдолбленные в камне, в виде трех крестов в круге с ориентацией на гору Печи.

Есть напротив Аблакетки на левом берегу Иртыша место, называемое Подгорное (Жиланды). Если смотреть с правого берега Иртыша, под горой Аблакетка, справа от нее заметны два горных объекта, с искусственно измененными правильными пирамидо-конусообразными очертаниями – горная вершина с выемкой в виде ковчега и, еще правее ниже, скальное возвышение. Ковчег во время Великого Потопа стал символом жизни, древом жизни. Место, где была искушаема Ева змием, вероятно, находилось в непосредственной близости от древа познания добра и зла. Значение слова «Жиланды» имеет двоякий смысл: «Змеиное» и «Слезливое». От каз. жылан «змея», «змеиный». Т.е. памятное место, где повествуется об истории, связанной со змеей и скорбью.

Одно из объяснений слова «Иртыш» говорит, что Иртыш - Ер Тис - в переводе с тюркского – «зубы змеи», вероятно, как «хитрость змеи».

Есть мнение, что далёкие предки иранцев когда-то жили на Среднем Иртыше. В современном иранском языке сохранились слово «ир» - стремительный водный поток. Первая часть «Ир» в переводе на русский язык с тюркоязычного означает «Земля», вторая «тыш» - «копать», «сверлить», «рыть». Отсюда — Землерой. Для других это неубедительная гипотеза. Существует и другая гипотеза, по которой приведённое звукосочетание означает «край», «граница». В нашем случае удобнее будет принять все эти доводы и перевести слово «Иртыш», как вода, отделяющая границы Рая от земли, конечно, в умозрительном понимании. На запад от описываемых мест располагается современный город Усть-Каменогорск, где, не смотря на инфраструктурные и жилые изменения, обнаруживаются остатки древних цивилизаций в виде могильников, петроглифов, прочих искусственных объектов древней истории.

Возможная датировка Аблакетского храмового комплекса под открытым небом – время послепотопного рассеяния народов.

Конечно, за давностью времени многое сейчас невозможно воссоздать в нашем сознании. Но совершенно ясно, что территория современного Восточного Казахстана была издревле заселена людьми. Общность веры их просматривается с народами, проживавшими в разных местах нашей планеты. Ее можно и необходимо познавать для поиска Истины и укрепления в Ней. Необходимо любить родной край, его историю. Эту любовь передавать потомкам, а историю сохранять и добрыми делами преумножать.

Заключение.

В Писании Ветхого Завета мы не раз встречаем упоминания о жертвенниках, памятных камнях. Камни необходимы были и для строительства. Но древние не безрассудно обезображивали ландшафты Богом созданной природы, но в образах закрепляли для себя и последующих поколений, даже и до нас, сокровенные идеи жизненного бытия.

«И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью…; и напиши на камнях все слова закона сего очень явственно» (Втор 27:2-8).

Очень явственно нам написано камнями, но не всегда явно читаемо нами: о законе и истине, об его исполнении и ее познании. Все зависит от нас, сейчас живущих на этой земле: останется после нас лишь только прах, а крепкая, как скалы истина для многих останется сокровенной и не станет спасительным источником жизни. Или все же мы вкусим плодов с древа Жизни, сохранив закон Божий и открыв Истину в себе.



[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B9