11 сентября УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.день постный

В Богородице Рождественском  Храме Г.Усть- Каменогорска,

была отслужена Божественная Литургия в честь праздника УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДЕЧИ  КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ ВОЗГЛАВИЛ НАСТОЯТЕЛЬ  ХРАМА СВЯЩЕННИК  ЕВГЕНИЙ ЯГАНОВ

 

 

Иоанн Креститель — пророк, соединивший Ветхий и Новый Завет. В свое время Господь Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11). Этими словами Он указал на уникальность Иоаннова служения. Святой Предтеча стал пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу. Поэтому святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.

Его значение в истории спасения человечества так велико, что ему посвящено сразу несколько праздников в году. 11 сентября Церковь празднует память святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, которая связана с его мученической кончиной. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.

Отец Иоанна, Захария, был священником. Однажды, когда он служил в Иерусалимском храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил, что у него родится сын. Полгода спустя архангел явился Деве Марии, обручнице Иосифа, и возвестил ей благую весть: она станет матерью Спасителя, Мессии. В подтверждение своих слов он привел пример ее родственницы, Елисаветы, которая вот уже шесть месяцев носит под сердцем ребенка, зачатого по воле Всевышнего.

Мария тотчас же отправилась к Елисавете. И когда она вошла в ее дом и приветствовала ее, младенец Иоанн во чреве узнал Своего Спасителя и «взыграл». Так, еще до рождения, произошла первая встреча будущего Предтечи со Христом.

Вскоре после рождения Христа царь Ирод приказал убить всех младенцев в окрестностях Вифлеема. Елисавета с Иоанном укрылись в Иудейской пустыне. Ирод послал воинов к Захарии узнать, где тот прячет ребенка. Захария отказался выдать жену и сына и был зарублен стражниками прямо в Иерусалимском храме.

Более 30 лет Иоанн жил в пустыне. Он вел самый строгий образ жизни, носил грубую одежду, не пил вина, питался только диким медом и акридами (вид кузнечиков). Пришло время, Креститель вышел на проповедь на берег реки Иордан, он говорил людям о том, что мало формально исполнять обряд очищения, нужно исправлять свою жизнь, готовить себя к встрече с Мессией.

Христос пришел к Иоанну, чтобы исполнить закон об очищении. И во время Его погружения в Иордан произошло чудо Богоявления, свидетелем которого стал Креститель. В небе над Спасителем появился Святой Дух в виде голубя и раздался, как гром, голос Бога Отца, свидетельствующего о Сыне. После Крещения Спасителя проповедь Иоанна не прекратилась. Всем приходящим к нему он указывал на явленного Мессию — Иисуса. И ученики Иоанна — Андрей и Иоанн — стали первыми апостолами Христа.

Нелицеприятная проповедь Пророка для многих стала камнем преткновения. Царь Ирод Антипа, обличаемый Иоанном в прелюбодеянии, с собственной племянницей Иродиадой, отнятой им у брата Ирода Филиппа, заключил его в темницу.

Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения Ирода. Дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе царя, который поклялся дать ей все, что она ни попросит – хотя бы даже и половину своего царства. По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну и навсегда избавиться от упреков и обличений, Саломея попросил дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи. При этом из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но, как пишет свт. Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего, клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле, истинной причиной его поступка была боязнь потерять Иродиаду. По иному мнению, Ирод действительно, не смог поступиться своею гордыней на глазах у высоких гостей, отменив данную в момент опьянения клятву, хотя понимал что совершает ужасное преступление.

  Существует предание, согласно которому уста мертвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». После этого Саломия в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте. 

Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей так трактует тот факт, что Усекновение главы святого (то есть насильственное убийство) – является именно праздником:
«Сегодня мы празднуем день Усекновения главы Иоанна Предтечи… Слово "праздновать" мы привыкли понимать как радость, но оно же значит "оставаться без дела", а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?»
Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба. «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон. Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику:
«Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши - пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве».

Рассказ о празднике, о нашем правильном и душеполезным отношением к нему, хотелось бы завершить словами  патриарха Кирилла: «Пусть память о ветхозаветных пророках, пусть переживание мученической смерти святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна поможет каждому, кто берет на себя ответственность нести слово Божественной правды в мир, укрепиться в этом спасительном служении, приводя через слово правды к Богу и к вечной жизни как можно большее количество людей, которые в глубине своей души сознают ограниченность и ущербность жизни без Бога, и готовы Божественную правду принять своим умом и сердцем». 

Т ропарь, глас 2

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейших, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Там же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего вам велию милость.

 

Кондак, глас 5

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да и рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

 

 

Молитва ко Святому Иоанну Предтечи

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь

Величание

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

 

АКАФИСТ СВЯТОМУ СЛАВНОМУ ПРОРОКУ, ПРЕДТЕЧЕ И КРЕСТИТЕЛЮ ГОСПОДНЮ ИОАННУ 

 

Пророк, Предтеча и Креститель История в картинках