ПРАВОСЛАВНОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО СЕМИПАЛАТИНСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Иеромонах Иустин (М.М.Ларионов),
Восточно-Казахстанский областной,
этнографический музей,
г. Усть-Каменогорск

Начало церковной архитектуре в нашем крае относится к периоду присоединения Прииртышья к России, в результате экспедиций организованных по указу Петра Великого, для поисков водного пути к золотоносным пескам Яркенда. В 1715 году во времена похода Бухгольца появилась Ямышевская крепость. Семипалатинская крепость была основана в 1718 году. В результате экспедиции под началом майора Лихарева, в августе 1720 года, при возвращении ее после неудавшегося розыска путей к Яркенду, в устье Иртыша и Ульбы появляется крепость Усть-Каменогорская. В описываемый период отправка солдат Русской армии, т.е. православных воинов, без духовного окормления не мыслилась. Существовало даже специальное Военно-Морское духовенство, возглавляемое Протопресвитером, с правами епархиального архиерея. Был у них и главный храм в Петербурге1, и полковые церкви в местах расквартировки, и походные - из немудреного материала. Была такая походная церковь и в отряде Лихарева. И первое богослужение на месте нынешнего Усть-Каменогорска совершалось в ней. Деревянный, разборный каркас, обтянутый голубым китайским шелком, иконостас, с образами выполненными на этом же шелке - вот обстановка окружавшая первых прихожан - русских солдат и их духовного руководителя - иеромонаха Георгия; к счастью история сохранила нам имя первого Усть-Каменогорского священника.2

Разумеется, походный храм, не предназначен для стационарных, постоянных богослужений. Самые ранние свидетельства доносят до нас названия первых деревянных церквей в Семипалатинске и Усть-Каменогорске. Соответственно Антония и Феодосия Печерских3 и Иоанна Богослова4. Усть-Каменогорская церковь по свидетельству о. Бориса Герасимова, известного краеведа была небольшая, с отдельной колокольней, и крытая берестом; В последствии эта церковь сгорела, как сгорела и Семипалатинская. Любопытна судьба иконостаса первой походной церкви в Усть-Каменогорске. Священник Б.Г.Герасимов сообщает нам в своей статье "Старинные церкви Семипалатинской области" что иконостас походной церкви был пожертвован в 1778 году в придел Смоленской Божией Матери Омского Собора. В 1843 году иконостас был передан из Омского собора в Акмолинскую церковь, (ныне г. Астана).5

После пожара, уничтожившего первую деревянную Усть-Каменогорскую церковь, в 1775 году приступили к строительству нового храма, также из дерева. А в это время в Семипалатинске произошли перемены. В 1776 году из-за неудобного положения, крепость была перенесена на несколько верст вверх по Иртышу, где и теперь расположен город, а прежнее место получило название Старого Семипалатинска (ныне нос. Старая Крепость). В 1777 году в Семипалатинске начали строительство большого, трехпрестольного храма, известного как Знаменский собор. В 1882 году собор был закончен постройкой.6

Собор получился на славу. Его архитектура соединила в себе элементы "позднепетровского" зодчества со строительными приемами конца XVIII века. Если смотреть на собор с запада, то невольно приходит на память Петропавловский собор одноименной крепости в столичном Санкт-Петербурге. Одни и те же приемы, включая криволинейность очертаний фронтона притвора. Разница в верхних ярусах колокольни в Семипалатинске во вкусе уходящего XVIII столетия. Пожалуй, самым замечательным в его архитектурном облике было наличие восьмерика, каждая часть которого завершалась полукружием огромных закомар и была прорезана световыми проемами в форме круга. Все это великолепие покрывалось громадной полусферой, имевшей завершение в виде двухступенчатого барабана с шлемовидным куполом и крестом. В его облике сочетались западные и восточные мотивы, делавшие его сказочно красивым зданием.7

Почти одновременно со Знаменским собором в Семипалатинске в 1789 году начали возводить здание Троицкой церкви, вместо построенной в 1775 году Богословской, очень быстро пришедшей в ветхое состояние и разобранной. Строительство затянулось на долгие 20 лет до 1809 года, а освятили храм 1810 году. Длительность строительного периода сравнительно небольшого здания, трудно сейчас объяснима, но за это время трижды переделывался проект. И если первоначально Троицкий храм был уменьшенной и упрощенной вариацией уже упомянутого собора Петропавловской крепости в Петербурге, то окончательный вариант -причудливое смешение стилей. Крестовый, трехпретольный, с колокольней, напоминающей Знаменскую, только в один ярус, под четырехскатным покрытием с небольшим барабаном и луковичной главкой. И в том, и в другом случае важную роль играли ограды церквей с причудливым переплетением кирпичной кладки и чугунной решетки.8

Середина XIX века, ознаменовалась появлением в городе Семипалатинске памятника, архитектурным обликом относящегося к так называемым "тоновским" церквям, по имени императорского любимца, придворного архитектора, профессора Константина Андреевича Тона.9 И хотя годы его построения с 1857 по 1860 гг. приходятся на царствование Александра II, сравнительный анализ с аналогичными сооружениями тогдашней столицы, позволяет делать вывод о принадлежности его к Николаевской эпохе (1825-1855).

Речь идет о единственном, сохранившемся до наших дней памятнике культового православного зодчества Семипалатинска - Воскресенском (Казачьем) соборе. Впрочем, статус собора он получил уже в советские годы, после тотального разрушения прочих городских церквей (исключая постройки Киргизской Миссии и часовни в Жана-Семее и сохранившихся, но утративших функциональную принадлежность домовых церквей при тюрьме и учебных заведениях - авт.)

Константин Андреевич Тон, автор огромного количества архитектурных сооружений в Российской империи, среди которых особенно известен Храм Христа Спасителя в Москве, в 1931 году взорванный, а ныне восстановленный.

Проекты церквей, созданных Тоном, были собраны в альбом и рекомендованы Правительством для образцов храмоздательной деятельности по всей империи. В результате, подобия Храма Спасителя и полковых церквей Петербурга, стали, в переработанном и адаптированном к местным условиям виде, во множестве появляться в разных уголках страны.10

Не стал исключением и храм Воскресения, предназначенный для Семипалатинской Казачьей станицы. В его облике прослеживается аналогия форм с Мироновской церковью Санкт-Петербурга, построенной для лейб-гвардии егерского полка /не сохранилась/. Семипалатинский вариант отличался лишь упрощенностью деталей, в целом повторяя столичный вариант. Известно имя местного архитектора - это Александр Болботов11, но слишком уж очевидны мотивы Тоновского альбома, что дает основание полагать, что это один из вариантов идей Великого архитектора.

Во первых, общность плана и совершенно идентичное оформление Южного и Северного фасадов. Во вторых, типичный вариант расположенности колокольни прямо над притвором, так же схожий с прообразом. В третьих, наличие в обоих случаях центрального восьмерика с кокошникообоазными закомарами, шатровым завершением со ступенчатым барабаном и луковичной формы куполом, которые исключая детали, неразличимы. Разница только в размере куполов по углам основного объема. В Петербургской церкви это уменьшенные повторения центрального восьмерика, а в Семипалатинске они сведены до минимума, что впрочем делает его более легким и грациозным. Мироновская же церковь перегружена деталями и чересчур помпезна.12

В наше время Воскресенский Градо-Семипалатинский собор является главной Православной святыней Казахстанского Прииртышья, а также хранителем части сохранившегося внутреннего убранства разрушенных церквей.13

Наконец, мы приблизились по времени к периоду конца XIX - начала XX века, явившемся последним, перед эпохой безбожия взлетом в церковной, а также и гражданской созидательной деятельности. В это время в городах и селах Семипалатинской области один за другим появляются церковные здания, ставшие их украшением, очагами духовной жизни.

Ограниченные рамками статьи, рассмотрим церкви Семипалатинска и Усть-Каменогорска, а также некоторых поселений Прииртышья.

Наиболее ранним по хронологии памятником этого периода был Покровский Градо-Усть-Каменогорский собор, построенный в 1885-1888 годах к празднованию 900 летия Крещения Руси. Величественный храм напоминал корабль, плывущий белой громадой среди низеньких строений дореволюционного Усть-Каменогорска. На одну ось были нанизаны притвор, зауженная трапезная, основной кубический объем и алтарная часть. Главный объем - это четверик на четверике, с традиционным пятиглавием. Трехпрестольный собор над каждой апсидой имел также по маленькому барабану с куполом. Трехъярусная колокольня имела шатровое покрытие с луковичной главкой на двухступенчатом барабане. Он был очень красив, этот собор, но его взорвали в 1936 году.

Почти одновременно с Усть-Каменогорским собором строилась Александро-Невская церковь в Семипалатинске. Возведение ее началось раньше, в 1882 году, а закончилось позднее в 1890 г.14 В целом она напоминала Воскресенскую церковь, но была гораздо богаче декорирована кирпичной кладкой. Сплошь, стены остова и восьмерика прорезались рустовкой, края кровли обильно украшены фронтончиками, а восьмерик двойным рядом кокошников - закомар. Северный и Южный входы, были осуществлены в виде ниси - углублений с арочным сводом, и круглым окном, что в значительной степени оживляло здание.

В 1889 году в Семипалатинске, до 1901 года,15 строится большая, трехпрестольная Никольская церковь, не считая архитектуры колокольни, очень схожая с Покровским собором Усть-Каменогорска.

Кроме вышеперечисленных культовых православных построек Семипалатинска, можно упомянуть о его домовых церквах. Их было три:

Наиболее ранняя 1871 года, Скорбященская, при городской тюрьме -превращенная в советское время в камеру, где довелось сидеть писательнице Галине Серебряковой. В 1900 году появляется церковь во имя Сергия Радонежского в мужской гимназии16, а в 1909 году церковь Иннокентия Иркутского при Учительской семинарии, где священником был Борис Георгиевич Герасимов.17 Домовая церковь отличается от обычной тем, что это не отдельно стоящее здание, а храм, входящий в состав того или иного учреждения или дворца.

В 1906 году на средства Усть-Каменогорского церковно-приходского попечительства строится Трехсвятительский храм в Заульбинской слободе этого города.18 Она была деревянная и внешним обликом напоминала украинскую архитектуру, т.к. жители слободы были выходцы из Малороссии.

В 1910 году под Семипалатинском строится Никольская церковь села Озерки из красного кирпича, внешне напоминающая часовню под шатровой крышей. Интересный памятник сельской церковной архитектуры сегодня отремонтирован и в нем проводится богослужения.

Между Усть-Каменогорском и Семипалатинском в семи километрах от села Привольного расположилось некогда большое село - Митрофаниевское (или как сейчас принято обозначать Митрофановка). В селе чудесным образом сохранился храм 1913 года. Церковь строилась семипалатинскими мастерами - татарами и была уменьшенной копией Покровского собора Усть-Каменогорска.19 Однопрестольная церковь была освящена во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Сохранившийся остов здания в плачевном состоянии. Утрачены колокольня и купола, заменена железная крыша на шиферную. И все же храм жив, и даже с помощью В.Г.Воропая, главы крестьянского хозяйства, может быть, обретет новую жизнь.

С 1895 года в Семипалатинске, в Заречной слободе строятся сооружения Киргизской Духовной Миссии: Центральный стан с церковью Петра и Павла, Пантелеймоновская часовня /1902 год/ и грандиозный, краснокирпичный Благовещенский собор,20 являвшийся эклектическим сооружением, гармонично соединивший в себе целый ряд стилей.

А недалеко от Семипалатинска, на почитаемом православными Святом Ключе, где ранее существовала и кирпичная церковь (часовня с алтарем), до революции же разобранная за ветхостью и неустойчивостью почвы, с 1899 по 1904 гг. строится трехпрестольная деревянная Абалацко-Знаменская церковь и ряд сооружений для женского монастыря.21

Церковное зодчество этим не ограничилось, храмы создавались и в других городах и селах Семипалатинского Прииртышья, часто очень интересные в архитектурном отношении. В заключении хотелось бы упомянуть некоторые имена людей, вкладывавших свои средства в храмоздательство. Это и казачий урядник Митрофан Казаков - инициатор возведения Воскресенской церкви Семипалатинска и капитан Иван Андреев и Наследственный Почетный гражданин, купец Федор Плещеев. Усть-Каменогорский собор созидается в основном на средства купца Михайлова.

К сожалению, в годы геноцида русского народа и гонений на церковь 20-х, 30-х, годов значительная часть Прииртышских церквей была утрачена. Легче перечислить сохранившееся. По Семипалатинску до нас дошли Воскресенский собор, часовня и искаженное здание Миссии. В Усть-Каменогорске частично сохранилась Троицкая крепостная церковь (без ограды, куполов, колокольни и алтарной апсиды). Все остальные упомянутые в статье церкви в годину лихолетий были полностью уничтожены, и в их числе Знаменский собор XVIII века.


Примечания:

1 Николо-Богоявленский Военно-Морской собор (прим. автора).

2 Священник Борис Герасимов "Старинные церкви Семипалатинской области" //Записки Семипалатинского под.отдела Западносибирского отдела Русского географического общества (ЗСП ЗСО РГО). Вып. Х Семипалатинск, 1915 г. стр. 135-136

3 Священник Димитрий Алексинский. "Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о Чудотворной же копии с Нея, находящейся в городе Семипалатинске и о Святом ключе" Семипалатинск, 1899 г. стр. 22-23.

4 Священник Борис Герасимов "Старинные церкви Семипалатинской области" // ЗСП ЗСО РГО. Вып. Х Семипалатинск, 1915 г. стр. 136.

5 Там же стр. 136

6 Священник Димитрий Алексинский. "Краткое сказание..." Семипалатинск, 1899 г. стр. 15

7 Использованы фотографии конца XIX - нач. ХХ вв. (собрание автора)

8 Сведения о Троицкой церкви взяты у о. Б.Герасимова; аналогия по сохранившимся чертежам и фотографиям автора.

9 Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Том XXXIII С-Петербург, 1901 г. стр. 512-514.

10 Там же стр. 512-514.

11 В. Кашляк "Трижды рожденный Воскресенский храм" // Семипалатинск. Три века истории. Новосибирск, 2002 г. стр. 348.

12 Использован каталог "Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда". Ленинград, 1988 г.

13 Материалы экспедиции в Семипалатинск, 2002 год.

14 Священник Б. Герасимов "Старинные церкви Семипалатинской области" // ЗСП ЗСО РГО вып. Х Семипалатинск, 1915 г. стр. 177.

15 Там же, стр. 177.

16 Там же, стр. 177.

17 Адрес-Календарь Семипалатинской области. Семипалатинск, 1914 год. Церковные причты Семипалатинской области.

18 Священник Б.Герасимов "Старинные церкви Семипалатинской области" // ЗСП ЗСО РГО Вып. Х Семипалатинск, 1915 год, стр. 179.

19 Материалы экспедиции ВКОЭМ.

20 В. Кашляк. "От Менового двора до Жана-Семей" // "Семипалатинск Три века истории" Новосибирск, 2002 г. стр. 289-290.

21 Священник Б. Герасимов "Старинные церкви Семипалатинской области" // ЗСП ЗСО РГО Вып. Х Семипалатинск, 1915 г. стр. 178.