Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Новости

25 Августа.Вторник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост.Постный календарь. Глас 2-й

Мученики Фо́тий и Аники́та

Память.Мчч. Фо́тия и Аники́ты и многих с ними (305–306).

Сщмч. Алекса́ндра, епископа Команского (III)мчч. Памфи́ла и Капито́на.

Прмчч. Белогорских: Варлаа́ма (Коноплева), архимандрита, Анто́ния (Арапова), игумена, Се́ргия (Вершинина), Илии́ (Попова), Вячесла́ва (Косожилина), Иоаса́фа (Сабанцева), Иоа́нна (Новоселова), иеромонахов, Виссарио́на (Окулова)Михе́я (Подкорытова)Матфе́я (Банникова)Евфи́мия (Короткова), иеродиаконов, Варна́вы (Надеждина), монаха, Гермоге́на (Боярышнева), Арка́дия (Носкова), Евфи́мия (Шаршилова), иноков, Марке́лла (Шаврина), Иоа́нна (Ротнова), монахов, Се́ргия (Саматова), инока, Дими́трия Созинова, Са́ввы Колмогорова, Иа́кова Старцева, Петра Рочева, Иа́кова ДаниловаАлекса́ндра АраповаФео́дора БелкинаАлекси́я Короткова и Петра, послушников (1918)сщмч. Васи́лия Инфантьева, пресвитера (1918)сщмчч. Леонида БирюковичаИоа́нна Никольского и Николая Доброумова, пресвитеров (1937).

Му­че­ни­ки Ани­ки­та и Фо­тий (его пле­мян­ник) бы­ли ро­дом из Ни­ко­ми­дии. Ани­ки­та, во­ен­ный са­нов­ник, об­ли­чал им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305), уста­но­вив­ше­го на го­род­ской пло­ща­ди ору­дия каз­ни, чтобы устра­шать хри­сти­ан. Раз­гне­ван­ный Дио­кли­ти­ан при­ка­зал му­чить свя­то­го Ани­ки­ту, а за­тем бро­сить его на съе­де­ние зве­рям. Но вы­пу­щен­ный лев сде­лал­ся кро­ток и лас­кал­ся к нему. Вне­зап­но на­ча­лось силь­ное зем­ле­тря­се­ние, от­че­го упа­ло ка­пи­ще Гер­ку­ле­са, и под об­ва­лив­шей­ся го­род­ской сте­ной по­гиб­ло мно­го языч­ни­ков. Па­лач за­нес меч, чтобы от­сечь го­ло­ву свя­то­му, но сам упал без чувств. Свя­то­го Ани­ки­ту ста­ли ко­ле­со­вать и па­лить ог­нем, но ко­ле­со оста­но­ви­лось, а огонь по­гас. Му­че­ни­ка бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щим оло­вом, но оло­во осты­ло.

24 Августа.Понедельник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост.Постный календарь. Глас 2-й

Преподобный Фео́дор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок

Паямять.Сщмч. Е́впла Катанского (Сицилийского), архидиакона (304).

Прмчч. Фео́дора и Васи́лия Печерских, в Ближних пещерах (1098)прп. Фео́дора, инока, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483)прп. Иоа́нна Святогорского, затворника, иеросхимонаха (1867)мц. Соса́нны девы и с нею сщмчч. Га́ия, папы Римского, Гави́ния, пресвитера, мчч. Кла́вдия, Максима, мц. Препеди́гны, мчч. Алекса́ндра и Ку́фия (295–296).

Про­ис­хо­дил из ро­да св. рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра и стя­жал се­бе сла­ву устро­е­ни­ем хра­мов и за­щи­той пра­во­сла­вия на Во­лы­ни от на­си­лия па­пиз­ма. Пер­вый раз имя св. кня­зя упо­ми­на­ет­ся под 1386 г., ко­гда за ним бы­ло утвер­жде­но на­след­ствен­ное вла­де­ние – Острож­ский округ. В 1410 г. св. Фе­о­дор участ­во­вал в раз­гро­ме ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на под Грюн­валь­дом. В 1422 г. св. князь из-за со­чув­ствия пра­во­слав­ным в Че­хии под­дер­жал гу­си­тов в борь­бе с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром Си­гиз­мун­дом. В 1432 г. ря­дом по­бед над по­ля­ка­ми св. Фе­о­дор вы­ну­дил кня­зя Ягел­ло огра­дить за­ко­ном сво­бо­ду пра­во­сла­вия на Во­лы­ни. В 1438 г. свя­той участ­во­вал в бит­ве с та­та­ра­ми.

23 Августа. Воскресенье. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост.Постный календарь. Глас 2-й

Собор новомучеников и исповедников Соловецких

Воскресное Богослужение.Божественная Литургия.

Память.Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Со­ло­вец­ких празд­ну­ет­ся 10 / 23 ав­гу­ста. Празд­но­ва­ние уста­нов­ле­но ука­зом пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II от 25 мар­та 2000 го­да.

По иро­нии судь­бы ме­сто по­движ­ни­че­ства ве­ли­ких рус­ских свя­тых – Со­ло­вец­кие ост­ро­ва в Бе­лом мо­ре – в го­ды боль­ше­вист­ских ре­прес­сий ста­ло ме­стом му­че­ни­че­ства для мил­ли­о­нов невин­но осуж­ден­ных лю­дей, на­силь­ствен­но по­ме­щен­ных в нече­ло­ве­че­ские усло­вия, из ко­то­рых ве­ла толь­ко од­на до­ро­га – к смер­ти. Но как бы ни бы­ли же­сто­ки их ис­тя­за­те­ли, как свет от неуга­си­мой лам­па­ды, над зем­лей ар­хи­пе­ла­га под­ни­ма­лась к небу мо­лит­ва о Рос­сии. И внут­рен­ней, ду­хов­ной сво­бо­ды на Со­лов­ках в го­ды са­мых лю­тых ре­прес­сий бы­ло боль­ше, чем «на сво­бо­де» в СССР.

22 августа.Суббота. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост.Постный календарь. Глас 1-й

Апостол Матфи́й

Память.Апостола Матфи́я (ок. 63)Собор Соловецких святых.

Свт. Филаре́та, архиепископа Черниговского (1866)мч. Анто́ния Александрийскогопрп. Псоя Египетского (IV)мчч. Иулиа́на, Маркиа́на, Иоа́нна, Иа́кова, Алекси́я, Дими́трия, Фо́тия (Фо́ки), Петра, Лео́нтия, мц. Марии патрикии и других (730).

Прмц. Маргариты (Гунаронуло), игумении (1918).

Свя­той апо­стол Мат­фий ро­дил­ся в Виф­ле­е­ме, про­ис­хо­дил из ко­ле­на Иуди­на; с ран­не­го дет­ства он изу­чал За­кон Бо­жий по свя­щен­ным кни­гам под ру­ко­вод­ством свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца. Ко­гда Гос­подь Иисус Хри­стос явил Се­бя ми­ру, свя­той Мат­фий уве­ро­вал в Него как в Мес­сию, неот­ступ­но сле­до­вал за Ним и был из­бран в чис­ло 70 уче­ни­ков, ко­то­рых Гос­подь «по­сы­лал по два пред ли­цем Сво­им» (Лк.10,1). По Воз­не­се­нии Спа­си­те­ля апо­стол Мат­фий был из­бран по жре­бию в чис­ло 12 апо­сто­лов вме­сто от­пад­ше­го Иуды Ис­ка­ри­от­ско­го (Деян.1,15-26).

21 Августа.Пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост.Постный календарь. Глас 1-й.

Икона Богородицы Толгская

Памать.Прп. Григо́рия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII);Перенесение мощей прпп. Зоси́мы и Савва́тия Соловецких (1566);Второе перенесение мощей прпп. Зоси́мы, Савва́тия и Ге́рмана Соловецких (1992);свт. Миро́на чудотворца, епископа Критского (ок. 350);мчч. Елевфе́рия и Леонида;прп. Григо́рия Синаита (XIV).

Прмч. Ио́сифа (Баранова), иеромонаха (1918)сщмч. Николая Шумкова, пресвитера (1937)сщмч. Никоди́ма (Кроткова), архиепископа Костромского (1938).

Икона Божией Матери: Толгская (1314).

Толг­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы яви­лась 8 ав­гу­ста 1314 го­да Ро­стов­ско­му свя­ти­те­лю Про­хо­ру (в схи­ме Три­фо­ну). Объ­ез­жая епар­хию, свя­ти­тель по­се­тил бе­ло­зер­ские пре­де­лы и от­пра­вил­ся от­ту­да вниз по ре­кам Шексне и Вол­ге к Яро­слав­лю. При на­ступ­ле­нии но­чи бы­ла сде­ла­на оста­нов­ка в 7 вер­стах от Яро­слав­ля, на пра­вом бе­ре­гу Вол­ги на­про­тив впа­де­ния в нее р. Тол­ги. В пол­ночь, ко­гда все спа­ли, свя­ти­тель проснул­ся и уви­дел яр­кий свет, оза­ряв­ший окрест­ность. Свет ис­хо­дил от ог­нен­но­го стол­па на дру­гом бе­ре­гу ре­ки, к ко­то­ро­му про­тя­нул­ся мост. Взяв жезл, свя­ти­тель пе­ре­шел на дру­гой бе­рег и, при­бли­зив­шись к ог­нен­но­му стол­пу, уви­дел в нем ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сто­яв­шую на воз­ду­хе. По­ра­жен­ный ви­де­ни­ем, свя­ти­тель дол­го мо­лил­ся и, ко­гда воз­вра­щал­ся об­рат­но, за­был взять свой жезл.

20 Августа.Четверг. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост Постный календарь. Глас 1-й

Святитель Митрофа́н (в схиме Мака́рий), епископ Воронежский

Свя­ти­тель Мит­ро­фан, пер­вый епи­скоп Во­ро­неж­ский, ро­дил­ся 6 но­яб­ря 1623 го­да во Вла­ди­мир­ской зем­ле, по пред­по­ло­же­нию, в се­мье свя­щен­ни­ка. Мир­ское имя бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля бы­ло Ми­ха­ил. По­ло­ви­ну сво­ей жиз­ни свя­той про­жил в ми­ру, был же­нат и имел де­тей. Со­хра­ни­лись све­де­ния о за­бот­ли­во­сти свя­то­го Мит­ро­фа­на по вос­пи­та­нию сво­е­го сы­на Ива­на. Бу­ду­щий епи­скоп был неко­то­рое вре­мя свя­щен­ни­ком в се­ле Си­до­ров­ском Суз­даль­ской епар­хии. На 40-м го­ду жиз­ни он ов­до­вел и ре­шил по­свя­тить свою жизнь Бо­гу. Сво­им ме­сто­жи­тель­ством он из­брал Зо­лот­ни­ков­ский Успен­ский мо­на­стырь неда­ле­ко от Суз­да­ля, где и был по­стри­жен в ино­че­ство с име­нем Мит­ро­фан.

19 Августа.СРЕДА. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост Постный календарь. Глас 1-й.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Утренние Богослужение.Божественная Литургия.

Память. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Сщмч. Николая Заварина, пресвитера (1937).

 

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

18 Августа.ВТОРНИК. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост Постный календарь. Глас 1-й

Предпразднство Преображения Господня

Память.Предпразднство Преображения Господня.Мч. Евси́гния Антиохийского (362).

Прмч. И́ова Ущельского (1628)сщмчч. Анфи́ра (236) и Фа́вия (250), пап Римскихмч. По́нтия Римлянина (ок. 257)мчч. Канти́дия (Канди́дия), Кантидиа́на и Сиве́ла, в Египтеправ. Но́нны Назианзской, диаконисы, матери свт. Григория Богослова (374).

Сщмч. Стефа́на Хитрова, пресвитера (1918)мцц. Евдоки́и ШейковойДа́рии УлыбинойДа́рии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919)сщмч. Си́мона (Шлеева), епископа Уфимского (1921)сщмч. Иоа́нна Смирнова, диакона (1939).

 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Преображение! Какой это замечательный праздник: он свидетельствует о духовном прообразе человека, о его духовном совершенстве.

Одна из предпраздничных стихир призывает верующих измениться лучшим изменением, чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть славу Преображения. «Но как это возможно? – спросим мы.- Можно ли за короткий срок предпразднства настолько изменить себя?» И гора Фавор – далеко, и одним посещением ее невозможно достичь совершенства. Церковь зовет нас, братья и сестры, к духовному восхождению на гору Фаворскую,- восхождению нравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.

Почему необходимо измениться лучшим изменением? Потому что быть на Фаворе со Христом, даже мысленно, может не каждый. Потому что не каждый достоин видеть славу Божию.

Господь взошел на гору Фаворскую, как говорит евангелист, чтобы помолиться, и взял с Собой только трех Своих учеников (Мф.17,1-2). Евангелист перечисляет последовательно Петра, Иакова и Иоанна. Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: ... на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф.16,18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «...Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3,18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и особенно в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков – образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору.

Святая Церковь, дорогие братья и сестры, зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: В мире скорбни будете, но дерзайте... (Ин.16,33). Только дерзая, мы научимся терпению.

Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, несомненно, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня.

Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк.9,29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ – этого достаточно. А иногда, к чему особенно любят прибегать женщины, считается достаточным изменить свое лицо с помощью косметических средств. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами.

Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании. Соделаем же себя достойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себя от грехов и вместе с Церковью воскликнуть: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

К таким мыслям, дорогие братья и сестры, пусть устремляется ваше сердце и разум. И Господь, Преобразившийся во славе, по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет Свою всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании и очищении. Аминь.

 

Еще статьи...

  1. 17 Августа. Понедельник. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост.Постный календарь. Глас 1-й
  2. 16 Августа. Воскресенье. Неделя 10-я по Пятидесятнице Успенский пост Постный календарь. Глас 1-й
  3. 15 Августа.Суббота. Седмица 10-я по Пятидесятнице Успенский пост Постный календарь. Глас 8-й
  4. 14 Августа Пятница.Седмица 10-я по Пятидесятнице.Начало Успенского поста Постный календарь. Глас 8-й
  5. 13 Августа.Четверг. Седмица 10-я по Пятидесятнице, Заговенье на Успенский пост. Поста нет. Глас 8-й
  6. 12 Августа.СРЕДА. Седмица 10-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 8-й
  7. 11 Августа. ВТОРНИК. Седмица 10-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 8-й.
  8. 10 Августа.Понедельник. Седмица 10-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 8-й
  9. 9 Августа. Воскресенье. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 8-й
  10. 8 Августа Суббота. Седмица 9-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 7-й

Подкатегории