Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Новости

12 Октября.Понедельник. Седмица 19-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 1-й.

Преподобный Кириа́к Палестинский, отшельник

Память.Мчч. Да́ды, Гаведда́я и мц. Каздо́и (IV);прп. Феофа́на Милостивого.

Сщмч. Иоа́нна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского (1934).

Пре­по­доб­ный Ки­ри­ак ро­дил­ся в Ко­рин­фе в се­мье пре­сви­те­ра со­бор­ной церк­ви Иоан­на и его су­пру­ги Ев­док­сии. Епи­скоп Ко­ринф­ский Петр, его род­ствен­ник, ви­дя, что Ки­ри­ак рас­тет ти­хим и бла­го­ра­зум­ным от­ро­ком, по­ста­вил его чте­цом в церк­ви. По­сто­ян­ное чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния про­бу­ди­ло в его ду­ше лю­бовь к Гос­по­ду и стрем­ле­ние к непо­роч­ной, бо­го­угод­ной жиз­ни.

11 Октября.Воскресенье. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 1-й

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

Свт. Харито́на Исповедника, епископа Иконийского (ок. 350)прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского.

Воскресное Богослужение. Божественная Литургия.

Память.Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающихпрп. Харито́на Сянжемского, игумена (1509);прп. Иродио́на Илоезерского (1541);прор. Вару́ха (VI в. до Р. Х.);мчч. Алекса́ндра, Алфе́я, Зоси́мы, Марка пастыря, Ни́кона, Нео́на, Илиодо́ра и прочих (IV);блгв. кн. Вячесла́ва Чешского (935).

Обре́тение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы (1918)мц. Анны Лыкошиной (1925)прмч. Иларио́на (Громова), иеромонаха, прмц. Михаи́лы (Ивановой), схимонахини (1937)прмц. Татиа́ны Чекмазовой, послушницы (1942).

«...Раб Бо­жий Ки­рилл преж­де об­ла­дал боль­шим име­ни­ем в Ро­стов­ской об­ла­сти, был он бо­яри­ном, од­ним из слав­ных и из­вест­ных бо­яр, вла­дел боль­шим бо­гат­ством, но к кон­цу жиз­ни в ста­ро­сти об­ни­щал и впал в бед­ность. Ска­жем и о том, как и по­че­му он об­ни­щал: из-за ча­стых хож­де­ний с кня­зем в Ор­ду, из-за ча­стых на­бе­гов та­тар­ских на Русь, из-за ча­стых по­сольств та­тар­ских, из-за мно­гих да­ней тяж­ких и сбо­ров ор­дын­ских, из-за ча­сто­го недо­стат­ка в хле­бе… Из-за это­го несча­стья раб Бо­жий Ки­рилл вы­ехал из той де­рев­ни ро­стов­ской, о ко­то­рой уже го­во­ри­лось; со­брал­ся он со всем до­мом сво­им, и со все­ми род­ны­ми сво­и­ми по­ехал, и пе­ре­се­лил­ся из Ро­сто­ва в Ра­до­неж. И, при­шед­ши ту­да, по­се­лил­ся око­ло церк­ви, на­зван­ной в честь свя­то­го Рож­де­ства Хри­сто­ва…

Сы­но­вья Ки­рил­ла, Сте­фан и Петр, же­ни­лись; тре­тий же сын, бла­жен­ный юно­ша Вар­фо­ло­мей, не за­хо­тел же­нить­ся, а весь­ма стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. Об этом он мно­го­крат­но про­сил от­ца, го­во­ря: «Те­перь дай мне, вла­ды­ка, свое со­гла­сие, чтобы с бла­го­сло­ве­ни­ем тво­им я на­чал ино­че­скую жизнь». Но ро­ди­те­ли его от­ве­ти­ли ему: «Ча­до! По­до­жди немно­го и по­тер­пи для нас: мы ста­ры, бед­ны, боль­ны сей­час, и неко­му уха­жи­вать за на­ми. Вот ведь бра­тья твои Сте­фан и Петр же­ни­лись и ду­ма­ют, как уго­дить же­нам; ты же, неже­на­тый, ду­ма­ешь, как уго­дить Бо­гу, — бо­лее пре­крас­ную сте­зю из­брал ты, ко­то­рая не от­ни­мет­ся у те­бя. Толь­ко по­уха­жи­вай за на­ми немно­го, и ко­гда нас, ро­ди­те­лей тво­их, про­во­дишь до гро­ба, то­гда смо­жешь и свой за­мы­сел осу­ще­ствить. Ко­гда нас в гроб по­ло­жишь и зем­лею за­сы­пешь, то­гда и свое же­ла­ние ис­пол­нишь».

10 Октября.Суббота. Седмица 18-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 8-й

Преподобный Савва́тий Соловецкий

Сщмч. Петра (Полянского), митрополита Крутицкого (1937);

 

Память.Мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304)сщмч. Дими́трия Шишокина, пресвитера (1918)сщмчч. Ге́рмана (Косолапова), епископа Вольского, и Михаила Платонова, пресвитера (1919)сщмч. Фео́дора Богоявленского, пресвитера (1937)Апп. от 70-ти Ма́рка, Ариста́рха и Зи́ны (I)мц. Епиха́рии Римской (284–305)прп. Игна́тия Глубокореченского (Каппадокийского), игумена (963–975)сщмч. Анфима Иверянина, митрополита Валашского (1716) (Румын.).

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий при­шел в Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ский мо­на­стырь в 1396 го­ду, где при­нял ино­че­ский по­стриг. Там он под­ви­зал­ся дол­гое вре­мя, бес­пре­ко­слов­но ис­пол­няя все по­слу­ша­ния. Сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь от­ли­ча­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия сре­ди дру­гих по­движ­ни­ков. Вско­ре он стал тя­го­тить­ся вни­ма­ни­ем и ува­же­ни­ем бра­тии и при­хо­див­ших ми­рян и, узнав, что на Ла­дож­ском озе­ре есть ка­ме­ни­стый ост­ров Ва­ла­ам, ре­шил пе­ре­се­лить­ся ту­да. Тяж­ко скор­бя, про­сти­лась бра­тия Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря со свя­тым стар­цем. На Ва­ла­а­ме мир­ская сла­ва так­же ста­ла бес­по­ко­ить сми­рен­но­го стар­ца. Меж­ду тем пре­по­доб­ный узнал, что на се­ве­ре есть необи­та­е­мый Со­ло­вец­кий ост­ров; он стал про­сить у игу­ме­на бла­го­сло­ве­ния по­се­лить­ся там в уеди­не­нии. Од­на­ко игу­мен и бра­тия не по­же­ла­ли рас­ста­вать­ся со свя­тым стар­цем. По ука­за­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Сав­ва­тий но­чью оста­вил Ва­ла­ам­скую оби­тель и на­пра­вил­ся к бе­ре­гам Бе­ло­го мо­ря. Ко­гда он узнал от мест­ных жи­те­лей, что ост­ров на­хо­дит­ся в двух днях пла­ва­ния, что на нем мно­го озер и что на ост­ро­ве ни­кто не жи­вет, он еще боль­ше воз­го­рел­ся же­ла­ни­ем там по­се­лить­ся. Удив­лен­ные жи­те­ли спра­ши­ва­ли убе­лен­но­го се­ди­на­ми по­движ­ни­ка, как он бу­дет там жить и чем пи­тать­ся. «У ме­ня та­кой Вла­ды­ка, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – Ко­то­рый и дрях­ло­сти да­ет си­лы све­жей юно­сти, и го­лод­ных пи­та­ет до­сы­та».

9 Октября.Пятница. Седмица 18-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 8-й

Святитель Ти́хон (Белавин), патриарх Московский и всея России

Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II);

 

Память. Прп. Ефре́ма Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца (1492);прав. Гедео́на, судии Израильского (XII в. до Р. Х.);блгв. кн. Нягу Басарабского (1521) (Румын.).

Сщмчч. Афана́сия ДокукинаАлекса́ндра Левитского и Дими́трия Розанова, пресвитеров, мчч. Иоа́нна Золотова и Николая Гусева (1937)сщмч. Влади́мира Вятского, пресвитера (1939).

 

Свя­ти­тель Ти­хон ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1865 го­да в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка То­ро­пец­ко­го уез­да Псков­ской епар­хии. В ми­ру он но­сил имя Ва­си­лия. Ко­гда Ва­си­лий был еще ма­ло­лет­ним, его от­цу Иоан­ну Бе­ла­ви­ну бы­ло от­кро­ве­ние о каж­дом из его де­тей. Од­на­жды, ко­гда он с тре­мя сы­но­вья­ми спал на се­но­ва­ле, то вдруг но­чью проснул­ся и раз­бу­дил их. «Зна­е­те, – за­го­во­рил он, – я сей­час ви­дел свою по­кой­ную мать, ко­то­рая пред­ска­за­ла мне ско­рую кон­чи­ну, а за­тем, ука­зы­вая на вас, при­ба­ви­ла: этот бу­дет го­рю­ном всю жизнь, этот умрет в мо­ло­до­сти, а этот – Ва­си­лий – бу­дет ве­ли­ким». По­нял ли ста­рец свя­щен­ник, что его сы­на бу­дут на всех ек­те­ни­ях по всей Рос­сии и да­же по все­му ми­ру по­ми­нать «ве­ли­ким гос­по­ди­ном»? Про­ро­че­ство явив­шей­ся по­кой­ни­цы со всею точ­но­стью ис­пол­ни­лось на всех трех бра­тьях.

8 Октября. Четверг. Седмица 18-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 8-й

Преподобный Се́ргий Радонежский, игумен

Память.Прп. Евфроси́нии Александрийской (V)Прп. Евфроси́нии, в миру Феоду́лии, Суздальской (1250);Перенесение мощей свт. Ге́рмана, архиепископа Казанского и Свияжского (1592);прп. Досифе́и затворницы, Киевской (1776);прмч. Пафну́тия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

Исп. Николая Розова, пресвитера (1941)Обре́тение мощей сщмчч. Алекса́ндра Смирнова и Фео́дора Ремизова, пресвитеров (1985).

В пер­вой по­ло­вине XIV ве­ка воз­ник­ла зна­ме­ни­тая Тро­и­це-Сер­ги­е­ва Лав­ра. Ос­но­ва­тель ее, пре­по­доб­ный Сер­гий (в ми­ру Вар­фо­ло­мей), был сы­ном ро­стов­ских бо­яр Ки­рил­ла и Ма­рии, пе­ре­се­лив­ших­ся бли­же к Москве в се­ле­ние Ра­до­неж. В се­ми­лет­нем воз­расте Вар­фо­ло­мея от­да­ли учить­ся гра­мо­те. Он всей ду­шой жаж­дал уче­ния, но гра­мо­та не да­ва­лась ему. Скор­бя об этом, он днем и но­чью мо­лил Гос­по­да от­крыть ему дверь книж­но­го ра­зу­ме­ния. Од­на­жды, ища в по­ле про­пав­ших ло­ша­дей, он уви­дел под ду­бом незна­ко­мо­го стар­ца-чер­но­риз­ца. Мо­нах мо­лил­ся. От­рок по­до­шел к нему и по­ве­дал свою скорбь. Со­чув­ствен­но вы­слу­шав маль­чи­ка, ста­рец на­чал мо­лить­ся о его про­све­ще­нии. За­тем, до­став ков­че­жец, вы­нул ма­лую ча­сти­цу просфо­ры и, бла­го­сло­вив ею Вар­фо­ло­мея, ска­зал: «Возь­ми, ча­до, и съешь: сие да­ет­ся те­бе в зна­ме­ние бла­го­да­ти Бо­жи­ей и ра­зу­ме­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния». Бла­го­дать эта дей­стви­тель­но со­шла на от­ро­ка: Гос­подь дал ему па­мять и ра­зу­ме­ние, и от­рок стал лег­ко усва­и­вать книж­ную муд­рость. По­сле это­го чу­да в юном Вар­фо­ло­мее еще бо­лее окреп­ло же­ла­ние слу­жить толь­ко Бо­гу. Ему хо­те­лось уеди­нить­ся по при­ме­ру древ­них по­движ­ни­ков, но лю­бовь к ро­ди­те­лям удер­жи­ва­ла его в род­ной се­мье. Вар­фо­ло­мей был скро­мен, тих и мол­ча­лив, со все­ми был кро­ток и лас­ков, ни­ко­гда не раз­дра­жал­ся и об­на­ру­жи­вал со­вер­шен­ное по­ви­но­ве­ние ро­ди­те­лям. Обык­но­вен­но он вку­шал толь­ко хлеб и во­ду, а в пост­ные дни со­вер­шен­но воз­дер­жи­вал­ся от пи­щи. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей Вар­фо­ло­мей предо­ста­вил на­след­ство сво­е­му млад­ше­му бра­ту Пет­ру и вме­сте со стар­шим бра­том Сте­фа­ном по­се­лил­ся в 10 вер­стах от Ра­до­не­жа, в глу­бо­ком ле­су око­ло реч­ки Кон­ч­ю­ры. Бра­тья ру­би­ли лес сво­и­ми ру­ка­ми и по­стро­и­ли кел­лию и ма­лую цер­ковь. Эту цер­ковь свя­щен­ник, по­слан­ный мит­ро­по­ли­том Фе­о­гно­стом, освя­тил в честь Свя­той Тро­и­цы. Так воз­ник­ла зна­ме­ни­тая оби­тель пре­по­доб­но­го Сер­гия.

Вско­ре Сте­фан оста­вил сво­е­го бра­та и стал на­сто­я­те­лем Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря в Москве и ду­хов­ни­ком ве­ли­ко­го кня­зя. Вар­фо­ло­мей же, по­стри­жен­ный в мо­на­ше­стве с име­нем Сер­гий, око­ло двух лет под­ви­зал­ся один в ле­су. Нель­зя и пред­ста­вить, сколь­ко ис­ку­ше­ний пе­ре­нес в это вре­мя юный мо­нах, но тер­пе­ние и мо­лит­ва пре­одо­ле­ли все труд­но­сти и диа­воль­ские на­па­сти. Ми­мо кел­лии пре­по­доб­но­го Сер­гия це­лы­ми ста­я­ми про­бе­га­ли вол­ки, при­хо­ди­ли и мед­ве­ди, но ни один из них не при­чи­нял ему вре­да. Од­на­жды свя­той пу­стын­ник дал хле­ба при­шед­ше­му к его кел­лии мед­ве­дю, и с тех пор зверь стал по­сто­ян­но на­ве­щать пре­по­доб­но­го Сер­гия, ко­то­рый де­лил с ним свой по­след­ний ку­сок хле­ба.

Как ни ста­рал­ся свя­той Сер­гий скры­вать свои по­дви­ги, сла­ва о них рас­про­стра­ни­лась и при­влек­ла к нему дру­гих ино­ков, же­лав­ших спа­сать­ся под его ру­ко­вод­ством. Они ста­ли про­сить Сер­гия при­нять сан свя­щен­ни­ка и игу­ме­на. Сер­гий дол­гое вре­мя не со­гла­шал­ся, но, ви­дя в их неот­ступ­ной прось­бе при­зва­ние свы­ше, ска­зал: «Же­лал бы луч­ше по­ви­но­вать­ся, чем на­чаль­ство­вать, но стра­шусь су­да Бо­жия и пре­даю се­бя в во­лю Гос­под­ню». Это бы­ло в 1354 г., ко­гда свя­ти­тель Алек­сий всту­пил на ка­фед­ру мос­ков­ско­го мит­ро­по­ли­та.

7 Октября. Среда. Седмица 18-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 8-й

Равноапостольная Фе́кла Иконийская, Селевкийская, первомученица

Память.Прп. Ника́ндра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581);прмч. Галактио́на Вологодского (1612);прп. Ко́прия Палестинского (530);блгв. кн. Владисла́ва Сербского (после 1264).

Сщмч. Васи́лия Воскресенского, диакона (1918)сщмчч. Андре́я Быстрова и Павла Березина, пресвитеров, прмч. Вита́лия (Кокорева), монаха и мчч. Васи́лия Виноградова, Се́ргия Михайлова и Спиридо́на Савельева (1937).

Икона Божией Матери: Мирожская (1198).

Свя­тая пер­во­му­че­ни­ца рав­ноап­о­столь­ная Фек­ла ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии. Она бы­ла до­че­рью знат­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей и от­ли­ча­лась необык­но­вен­ной кра­со­той. В 18 лет ее об­ру­чи­ли знат­но­му юно­ше. Услы­шав про­по­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла о Спа­си­те­ле, свя­тая Фек­ла всем серд­цем воз­лю­би­ла Гос­по­да Иису­са Хри­ста и твер­до ре­ши­ла не всту­пать в брак и по­свя­тить свою жизнь еван­гель­ской про­по­ве­ди. Мать свя­той Фек­лы вос­про­ти­ви­лась на­ме­ре­нию до­че­ри и при­нуж­да­ла ее вый­ти за­муж за об­ру­чен­но­го ей же­ни­ха. Об­руч­ник свя­той Фек­лы по­жа­ло­вал­ся пра­ви­те­лю го­ро­да на апо­сто­ла Пав­ла, об­ви­няя его в том, что он от­вра­тил от него неве­сту. Пра­ви­тель за­клю­чил свя­то­го апо­сто­ла в тем­ни­цу. Свя­тая Фек­ла но­чью тай­но убе­жа­ла из до­ма, под­ку­пи­ла тю­рем­ных стра­жей, от­дав им все свои зо­ло­тые укра­ше­ния, и про­ник­ла к уз­ни­ку в тем­ни­цу. Три дня она си­де­ла у ног апо­сто­ла, вни­мая его оте­че­ским на­став­ле­ни­ям. Ис­чез­но­ве­ние Фек­лы об­на­ру­жи­лось, и по­всю­ду бы­ли разо­сла­ны слу­ги на по­ис­ки про­пав­шей. На­ко­нец ее на­шли в тюрь­ме и на­силь­но при­ве­ли до­мой.

6 Октября. Вторник. Седмица 18-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 8-й

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоа́нн

Инноке́нтия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).

 

Память.Прпп. жен Ксанфи́ппы и Поликсе́нии (109);мц. Раи́сы (Ираи́ды) девы (ок. 308);мчч. Андре́я, Иоа́нна и чад Иоанновых Петра и Антони́на (IX).

Сщмч. Иоа́нна Панкратовича, пресвитера (1937).

Икона Божией Матери: Словенская (1635).

 Про­рок Иоанн Кре­сти­тель – по­сле Де­вы Ма­рии са­мый чти­мый свя­той. С именем Иоанна Предтечи связано семь праздников (по новому стилю):

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель был сы­ном свя­щен­ни­ка За­ха­рии (из ро­да Ааро­на) и пра­вед­ной Ели­за­ве­ты (из ро­да ца­ря Да­ви­да). Жи­ли его ро­ди­те­ли око­ло Хев­ро­на (в На­гор­ной стране), на юг от Иеру­са­ли­ма. Он при­хо­дил­ся по ма­те­рин­ской ли­нии род­ствен­ни­ком Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ро­дил­ся на шесть ме­ся­цев рань­ше Гос­по­да. Как по­вест­ву­ет еван­ге­лист Лу­ка, Ар­хан­гел Гав­ри­ил, явив­шись его от­цу За­ха­рии в хра­ме, воз­ве­стил о рож­де­нии у него сы­на. И вот у бла­го­че­сти­вых су­пру­гов, до пре­клон­ной ста­ро­сти ли­шен­ных уте­ше­ния иметь де­тей, на­ко­нец рож­да­ет­ся сын, ко­то­ро­го они ис­про­си­ли в мо­лит­вах.

5 Октября. Понедельник. Седмица 18-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 8-й

Пророк Ио́на

Память.Прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.);сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117);прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных;блж. Параске́вы Дивеевской (1915).

Прп. Ио́ны Яшезерского (после 1592)прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (XVII)Собор Тульских святыхмч. Фо́ки Вертоградаря (Садовника) (ок. 320)прав. Петра Африканского, бывшего мытаря (VI)сщмч. Феодо́сия Бразского, митрополита (1694) (Румын.).

Сщмч. Вениами́на (Воскресенского), епископа Романовского, викария Ярославской епархии (1932).

Про­рок Иона, пре­ем­ник про­ро­ка Ели­сея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ио­ны бы­ла той вдо­вой из Са­реп­ты Си­дон­ской, к ко­то­рой во вре­мя го­ло­да по ве­ле­нию Бо­жию при­шел про­рок Илия, и у нее не ис­то­ща­лись му­ка и мас­ло.

Подкатегории