Новости

2 Октября 2019 СРЕДА Седмица 16-я по Пятидесятнице Постный день. Глас 6-й

2 Октября 2019 года память.Мчч. Трофи́ма, Савва́тия и Доримедо́нта (276);блгвв. кнн. Фео́дора Ростиславича Черного, Смоленского (1299), и чад его Дави́да (1321) и Константи́на, Ярославских чудотворцев;прп. Алекси́я Зосимовского (Соловьева) (1928).

Прмч. Зоси́мы пустынника (IV)блгв. вел. кн. И́горя (во Святом Крещении Гео́ргия) Черниговского и Киевского (1147).

Сщмч. Константина (Голубева), Богородского, пресвитера, и с ним двух мучеников (1918)сщмч. Николая Искровского, пресвитера (1919)сщмч. Константина Богословского, пресвитера (1937)сщмч. Нила Смирнова, пресвитера, прмц. Марии Мамонтовой-Шашиной, послушницы (1938)сщмч. Ника́ндра Гривского, пресвитера (1940).

Свя­той бла­го­вер­ный князь Фе­о­дор Смо­лен­ский и Яро­слав­ский, по про­зва­нию Чер­ный, ро­дил­ся в гроз­ную для Ру­си го­ди­ну мон­голь­ско­го на­ше­ствия, око­ло 1237–1239 го­да, и был в Кре­ще­нии на­ре­чен во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та, осо­бо по­чи­та­е­мо­го рус­ски­ми кня­зья­ми-во­и­на­ми. Во­ин­ски­ми по­дви­га­ми суж­де­но бы­ло Бо­гом про­сла­вить­ся в Рус­ской зем­ле и свя­то­му кня­зю Фе­о­до­ру. В 1239 го­ду, ко­гда мо­лит­ва­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы свя­той во­ин-му­че­ник Мер­ку­рий (па­мять 24 но­яб­ря) из­ба­вил Смо­ленск от Ба­ты­ева пле­не­ния, от­ро­ка Фе­о­до­ра в го­ро­де не бы­ло: его увез­ли и укры­ли на вре­мя вой­ны в без­опас­ном ме­сте. В сле­ду­ю­щем, 1240 го­ду умер его отец, князь Ро­сти­слав, пра­внук бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­сти­сла­ва, Смо­лен­ско­го и Ки­ев­ско­го († 1168; па­мять 14 мар­та).

Подробнее...

1 Октября 2019 ВТОРНИК Седмица 16-я по Пятидесятнице Поста нет. Глас 6-й

1 Октября 2019 года память. Прп. Евме́ния, епископа Гортинского (VII);прп. Евфроси́нии, в миру Феоду́лии, Суздальской (прославление 1698);прп. Иларио́на Оптинского (1873).

Мц. Ариа́дны Промисской (Фригийской) (II)мцц. Софи́и и Ирины Египетских (III)мч. Ка́сторамчч. Бидзи́ны, Ша́лвы и Элизба́ра, князей Ксанских (1660) (Груз.)Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской.

Сщмчч. Алекси́я Кузнецова и Петра Дьяконова, пресвитеров (1918)сщмчч. Амфило́хия (Скворцова), епископа Красноярского, Иоа́нна ВасильеваБори́са БоголеповаМихаила СкобелеваВлади́мира ЧекаловаВениами́на БлагонадеждинаКонстантина Твердислова, пресвитеров и мч. Се́ргия Ведерникова(1937).

Икон Божией Матери: Молченская (1405)Старорусская (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.);Целительница.

Су­ще­ству­ет две чу­до­твор­ные ико­ны под на­зва­ни­ем Мол­чен­ская. Од­на из них на­хо­дит­ся в Со­фро­ни­е­во-Мол­чен­ской Бо­го­ро­дич­но-Рож­де­ствен­ской пе­щер­ной муж­ской пу­сты­ни, дру­гая – в Мол­чен­ском Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы жен­ском мо­на­сты­ре. Оба мо­на­сты­ря рас­по­ла­га­ют­ся в Пу­тив­ле Ко­но­топ­ской епар­хии, Укра­и­на (быв­шая Кур­ская гу­бер­ния). Ка­кая из них яв­ля­ет­ся ис­ти­ной Мол­чен­ской ико­ной во­прос спор­ный. Ис­то­рия же об­ре­те­ния ико­ны сле­ду­ю­щая.

Подробнее...

30 Сентября 2019 ПОНЕДЕЛЬНИК Седмица 16-я по Пятидесятнице Поста нет. Глас 6-й

30 Сентября 2019 года память.Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и (ок. 137).

Мцц. Феодо́тии (ок. 230) и Агафо́клииМучеников 156-ти: сщмчч. Пе́лия и Нила, епископов Египетских, Зино́на, пресвитера, мчч. Патерму́фия, Илии́ и иных (310)свт. Иоаки́ма (Пани), патриарха Александрийского (1567).

Прмчч. Павла (Моисеева), Феодо́сия (Соболева), архимандритов, Никоди́ма (Щапкова) и Серафи́ма (Кулакова), иеромонахов (1918)прмц. Ирины Фроловой, послушницы (1931)мч. Иоа́нна Короткова (1941);прмц. Александры Хворостянниковой, послушницы (1943).

Икон Божией Матери: Цареградская (1071)Макарьевская (1442).

Во II ве­ке, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138 гг.), в Ри­ме жи­ла бла­го­че­сти­вая вдо­ва Со­фия (имя Со­фия зна­чит «пре­муд­рость»). У нее бы­ли три до­че­ри, но­сив­шие име­на глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей: Ве­ра, На­деж­да и Лю­бовь. Бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щей хри­сти­ан­кой, Со­фия вос­пи­та­ла до­че­рей в люб­ви к Бо­гу, уча не при­вя­зы­вать­ся к зем­ным бла­гам. Слух о при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству это­го се­мей­ства до­шел до им­пе­ра­то­ра, и он по­же­лал лич­но уви­деть трех се­стер и вос­пи­тав­шую их мать. Все чет­ве­ро пред­ста­ли пе­ред им­пе­ра­то­ром и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста, вос­крес­ше­го из мерт­вых и да­ю­ще­го веч­ную жизнь всем ве­ру­ю­щим в Него. Удив­лен­ный сме­ло­стью юных хри­сти­а­нок, им­пе­ра­тор ото­слал их к од­ной языч­ни­це, ко­то­рой при­ка­зал убе­дить их от­речь­ся от ве­ры. Од­на­ко все до­во­ды и крас­но­ре­чие язы­че­ской на­став­ни­цы ока­за­лись на­прас­ны­ми, и пла­ме­не­ю­щие ве­рой сест­ры хри­сти­ан­ки не из­ме­ни­ли сво­их убеж­де­ний. То­гда их сно­ва при­ве­ли к им­пе­ра­то­ру Адри­а­ну, и он стал на­стой­чи­во тре­бо­вать, чтобы они при­нес­ли жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Но де­воч­ки с него­до­ва­ни­ем от­верг­ли его при­каз.

Подробнее...

29 Сентября 2019 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении Поста нет. Глас 6-й

29 Сентября 2019 года память. Вмц. Евфи́мии Всехвальной (304);Перенесение мощей прав. Алекси́я Московского (Мечёва) (2001).

Свт. Киприа́на, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1406)свт. Фо́тия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431)прп. Ку́кши Одесского, исп. (1964);мц. Севастиа́ны Гераклейской (86–96)мц. Мелити́ны Маркианопольской (138–161)мчч. Ви́ктора и Сосфе́на (ок. 304)прп. Дорофе́я, пустынника Египетского (IV)мц. Людмилы, кн. Чешской (927)прп. Проко́пия Сазавского, игумена (1053)братьев мчч. Ио́сифа и Исаа́ка (808) (Груз.).

Сщмч. Григо́рия Раевского, пресвитера (1937)сщмч. Се́ргия Лосева, пресвитера (1942).

Икон Божией Матери: «При́зри на смирение» (1420)«Знамение» Каменская.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «При­з­ри на сми­ре­ние», бы­ла яв­ле­на в 1420 го­ду в Псков­ской зем­ле, на озе­ре Ка­мен­ном. Об­сто­я­тель­ства чу­дес­но­го яв­ле­ния неиз­вест­ны, но мож­но сде­лать пред­по­ло­же­ние о том, что свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на пско­ви­тя­на­ми в уте­ше­ние, ко­гда они тер­пе­ли боль­шие бед­ствия во вре­мя кня­же­ния Ва­си­лия II Дмит­ри­е­ви­ча: мо­ро­во­го по­вет­рия и втор­же­ние при­шед­ше­го за­во­е­вы­вать псков­ские зем­ли ли­тов­ско­го кня­зя Ви­то­вта. В псков­ской ле­то­пи­си есть два сви­де­тель­ства о свя­той иконе. Од­но из них гла­сит: «В ле­то 6934 (1426) за ста­рым Ко­ло­жем, на Ка­мене озе­ре, бысть зна­ме­ние: от ико­ны Свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы идя­ше кровь, ме­ся­ца сеп­тев­риа в 16 день; сие убо зна­ме­ние про­яви на­хож­де­ние по­га­но­го кня­зя Ви­то­вта и мно­гое про­ли­тие хри­сти­ан­скых кро­вей». В дру­гом, бо­лее пол­ном ука­за­нии на чу­дес­ное зна­ме­ние от об­ра­за, го­во­рит­ся: «В ле­то 6934 (1426), тоя же осе­ни, бысть зна­ме­ние от ико­ны Свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, на Ка­мене озе­ре, у Ва­си­лия у дво­ра: шла кровь из пра­ва­го ока, и на ме­сто ка­па­ла, где сто­я­ла, и на пу­ти шла кровь, как вез­ли, от ико­ны в убрус, как в Псков про­во­ди­ли ико­ну Пре­чи­стыя, ме­ся­ца сен­тяб­ря в 16. На па­мять свя­тыя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии».

Подробнее...

28 Сентября 2019 СУББОТА Седмица 15-я по Пятидесятнице. Суббота по Воздвижении Поста нет. Глас 5-й Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня.

28 Сентября 2019 года память.Вмч. Никиты Готфского (ок. 372).

Обре́тение мощей свт. Ака́кия исп., епископа Мелитинского (III)мчч. Максима, Феодо́та и мц. Асклиа́ды (Асклипиодо́ты) (305–311)мч. Порфи́рия Ефесского (361)Обре́тение мощей первомученика Стефа́на, архидиакона (415)прп. Филофе́я, пресвитера, в Малой Азии (X)свт. Ио́сифа, епископа Алавердского (570) (Груз.)свт. Симео́на, архиепископа Солунского (1429).

Сщмч. Иоа́нна Ильинского, пресвитера, и прмц. Евдоки́и (Ткаченко), монахини (1918)сщмчч. Андре́я КовалеваГриго́рия КонокотинаГриго́рия ТроицкогоИоа́нна Яковлева, пресвитеров (1921)исп. Игна́тия (Бирюкова), архимандрита (1932)сщмч. Дими́трия Игнатенко, пресвитера (1935)сщмчч. Иоа́нна БороздинаИа́кова ЛеоновичаПетра ПетриковаНиколая Скворцова, пресвитеров и Николая Цветкова, протодиакона, прмц. Марии (Рыковой), монахини, и мц. Людмилы Петровой (1937).

Икона Божией Матери: Новоникитская (372).

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ни­ки­та был готф. Он ро­дил­ся и жил на бе­ре­гах Ду­ная. По­стра­дал за Хри­ста в 372 го­ду. То­гда хри­сти­ан­ская ве­ра уже ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в стране гот­фов. Свя­той Ни­ки­та уве­ро­вал во Хри­ста и при­нял Кре­ще­ние от готф­ско­го епи­ско­па Фе­о­фи­ла, участ­ни­ка I Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства ста­ли про­ти­вить­ся языч­ни­ки-гот­фы, в ре­зуль­та­те че­го воз­ник­ла меж­до­усоб­ная брань.

Подробнее...

27 Сентября ПЯТНИЦА Седмица 15-я по Пятидесятнице Постный день. Глас 5-й

27 Сентября 2019 года память.Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.

Преставление свт. Иоа́нна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407).

Икон Божией Матери: Леснинская (1683)Лоретская (Лорецкая); Чернокрестная.

В этот день пра­во­слав­ные хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют два со­бытия. Как го­во­рит Свя­щен­ное Пре­да­ние, Крест был най­ден в 326 го­ду в Иеру­са­ли­ме. Про­изо­шло это око­ло го­ры Гол­го­фы, где был рас­пят Спа­си­тель. И вто­рое со­бытие — воз­вра­ще­ние Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста из Пер­сии, где он на­хо­дил­ся в пле­ну. В VII ве­ке его вер­нул в Иеру­са­лим гре­че­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий. Оба со­бытия объеди­ня­ет в на­зва­нии празд­ни­ка то, что об­ре­тен­ный Крест пе­ред на­ро­дом воз­дви­га­ли, то есть под­ни­ма­ли.

Празд­ник Воз­дви­же­ния, по­свя­щен­ный Кре­сту Хри­сто­ву, выра­жа­ет ли­тур­ги­че­ский (бо­го­слу­жеб­ный) ас­пект по­чи­та­ния хри­сти­а­на­ми Гол­гоф­ско­го Кре­ста как ору­дия спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. На­зва­ние ука­зы­ва­ет на тор­же­ствен­ное под­ня­тие Кре­ста вверх («воз­дви­же­ние») по­сле об­на­ру­же­ния его в зем­ле. Это един­ствен­ный дву­на­де­ся­тый празд­ник (т. е. один из две­на­дца­ти ве­ли­чай­ших празд­ни­ков го­до­во­го цик­ла), исто­ри­че­ской ос­но­вой ко­то­ро­го яви­лись не только но­во­за­вет­ные со­бытия, но и бо­лее позд­ние – из об­ла­сти цер­ков­ной исто­рии.

Рож­де­ние Бо­го­ма­те­ри, празд­но­вав­ше­е­ся ше­стью дня­ми ра­нее, – пред­д­ве­рие тай­ны во­пло­ще­ния Бо­га на зем­ле, а Крест воз­ве­ща­ет о Его бу­ду­щей жерт­ве. По­это­му празд­ник Кре­ста то­же сто­ит в на­ча­ле цер­ков­но­го го­да (14/27 сен­тяб­ря).

* * *

С празд­ни­ком Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня Пра­во­слав­ная Цер­ковь со­еди­ня­ет бла­го­го­вей­ное и бла­го­дар­ное вос­по­ми­на­ние о са­мом Кре­сте, на ко­то­ром был рас­пят наш Спа­си­тель, и от­рад­но-груст­ное вос­по­ми­на­ние со­бытий об­ре­те­ния чест­но­го и до­сто­по­кло­ня­е­мо­го дре­ва это­го Кре­ста Гос­под­ня.

Подробнее...

25 Сентября 2019 СРЕДА Седмица 15-я по Пятидесятнице Постный день. Глас 5-й

25 Сентября 2019 года памать. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.Сщмч. Автоно́ма Италийского, епископа (313);прп. Афана́сия Высоцкого, Серпуховского чудотворца, игумена (1395).

Перенесение мощей прав. Симео́на Верхотурского (Меркушинского) (1704)прп. Вассиа́на Тиксненского (1624)сщмч. Иулиа́на Галатийского, пресвитера, и с ним 40 мучеников (IV)сщмч. Фео́дора Александрийского, епископасщмч. Корну́та, епископа Никомидийского (249–259).

Сщмчч. Фео́дора ЛебедеваИоа́нна ПрудентоваНиколая Житова, пресвитеров, блж. мч. Алекси́я (Ворошина), Ёлнатского (1937).

Икона Божией Матери: «Боянская» (Бояновская).

Пра­вед­ный Си­ме­он, сын бла­го­род­ных ро­ди­те­лей, ро­дил­ся вне пре­де­лов Си­би­ри в на­ча­ле XVII ве­ка. Дво­ря­нин по про­ис­хож­де­нию, он пре­зрел все мир­ские по­че­сти, уда­лил­ся из Рос­сии за Урал в Си­бирь и при­был в Вер­хо­тур­скую об­ласть. Но свя­той не по­се­лил­ся в са­мом го­ро­де Вер­хо­ту­рье, ибо он из­бе­гал мир­ской су­е­ты, а го­род Вер­хо­ту­рье был из­ве­стен то­гда как тор­го­вое ме­сто, где труд­но бы­ло ве­сти тихую жизнь, как то­го же­лал св. Си­ме­он. По­се­му он оста­но­вил­ся в се­ле Мер­ку­шине, ко­то­рое от­сто­я­ло от Вер­хо­ту­рья верст на пять­де­сят. Са­мая при­ро­да то­го ме­ста рас­по­ла­га­ла свя­то­го му­жа к бо­го­мыс­лию и от­шель­ни­че­ским тру­дам. Ве­ли­че­ствен­ные кед­ры, гро­мад­ные ели, гу­стые ле­са, ме­ста­ми пре­крас­ные до­ли­ны, взды­мав­ши­е­ся ска­ли­стые уте­сы при­вле­ка­ли к се­бе по­движ­ни­ка. Он не жил по­сто­ян­но в се­ле Мер­ку­шине, но ча­сто остав­лял его, стран­ни­ком хо­дил по окрест­ным се­лам и де­рев­ням или уеди­нял­ся где-ли­бо на бе­ре­гах ре­ки Ту­ры, пре­да­ва­ясь раз­лич­ным по­дви­гам и в мо­лит­ве бе­се­дуя с Со­зда­те­лем. Твер­дой сво­ей ве­рой в Бо­га он по­да­вал всем при­мер бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Он не хо­тел, чтобы ру­ки его оста­ва­лись празд­ны­ми, но сам снис­ки­вал се­бе про­пи­та­ние. За­быв о сво­ем бла­го­род­ном про­ис­хож­де­нии на зем­ле, он вос­хо­тел сде­лать­ся при­част­ни­ком Цар­ства Хри­сто­ва и граж­да­ни­ном гор­не­го Иеру­са­ли­ма. О тру­до­лю­бии пра­вед­но­го Си­мео­на оста­лась неиз­гла­ди­мая па­мять в потом­стве. Он за­ни­мал­ся ши­тьем шуб с на­шив­ка­ми и та­ким об­ра­зом до­ста­вал про­пи­та­ние се­бе и по­мо­гал дру­гим. По вре­ме­нам пра­вед­ный Си­ме­он уда­лял­ся в уеди­нен­ное ме­сто на бе­ре­гу ре­ки Ту­ры, в де­ся­ти вер­стах от Мер­ку­ши­на, и здесь за­ни­мал­ся уже­ньем ры­бы. И до­се­ле ука­зы­ва­ют это ме­сто на пра­вом бе­ре­гу. Си­ме­он са­дил­ся здесь под рас­ки­ди­стой елью на камне, ко­то­рый су­ще­ству­ет еще до сих пор. Так за­ня­ти­я­ми свя­то­го бы­ло: в зим­нее вре­мя – ши­тье шуб, в лет­нее – лов­ля ры­бы.

Подробнее...

24 Сентября 2019 ВТОРНИК Седмица 15-я по Пятидесятнице Поста нет. Глас 5-й

24 Сентября 2919 года память.Прп. Феодо́ры Александрийской Младшей (474–491);Перенесение мощей прпп. Се́ргия и Ге́рмана, Валаамских чудотворцев;прп. Силуа́на Афонского (1938).

Мч. Дими́трия, мц. Ева́нфии, жены его, и мч. Димитриа́на, сына их (I)мчч. Диодо́ра и Диди́ма, Сирскихпрмц. Евдоки́и (И́и) Римляныни (362–364)прп. Евфроси́на Палестинского (IX).

Сщмчч. Николая Подьякова и Ви́ктора Усова, пресвитеров (1918)сщмч. Карпа Эльба, пресвитера (1937)сщмч. Николая Широгорова, диакона (1942).

Жил на зем­ле че­ло­век, муж ги­гант­ской си­лы ду­ха, имя его Си­лу­ан. Он дол­го мо­лил­ся с неудер­жи­мым пла­чем: «По­ми­луй ме­ня», но не слу­шал его Бог. Про­шло мно­го ме­ся­цев та­кой мо­лит­вы, и си­лы ду­ши его ис­то­щи­лись; он до­шел до от­ча­я­ния и вос­клик­нул: «Ты неумо­лим!» И ко­гда с эти­ми сло­ва­ми в его из­не­мог­шей от от­ча­я­ния ду­ше что-то на­до­рва­лось, он вдруг на мгно­ве­ние уви­дел жи­во­го Хри­ста; огонь ис­пол­нил серд­це его и все те­ло с та­кой си­лой, что, ес­ли бы ви­де­ние про­дли­лось еще мгно­ве­ние, он умер бы. По­сле он уже ни­ко­гда не мог за­быть невы­ра­зи­мо крот­кий, бес­пре­дель­но лю­бя­щий, ра­дост­ный, непо­сти­жи­мо­го ми­ра ис­пол­нен­ный взгляд Хри­ста и по­сле­ду­ю­щие дол­гие го­ды сво­ей жиз­ни неустан­но сви­де­тель­ство­вал, что Бог есть лю­бовь, лю­бовь без­мер­ная, непо­сти­жи­мая.

О нем, этом сви­де­те­ле Бо­же­ствен­ной люб­ви, пред­сто­ит нам сло­во.

Подробнее...

Подкатегории