Иг. Петр (Мещеринов) о Причастии. Обсудим? 2

ПИК 2010-1 -> Форум свободного межгруппового общения -> Иг. Петр (Мещеринов) о Причастии. Обсудим? -> Re: Иг. Петр (Мещеринов) о Причастии. Обсудим?
от Священник Евгений Яганов - Вторник, 23 Март 2010, 20:05

 

На форумах Правкурса частенько стали встречаться обсуждение вопросов, связанных с различными "правилами". В частности, так называемых, «келейных». Т.е., выполняемых «в келиях» (монахами), дома (мирянами). Прямых ответов на их происхождение не найти. Во всяком случае, не встречал. Может и в ваших рассуждениях помогут некоторые нижеизложенные мысли.

В настоящее время, к большому сожалению, существует тенденция к умалению таких правил. Да и в службу церковную наша «современная духовность» ничего не привнесла. Современным православным все больше нравятся правила «урезанные», вроде правила Серафима Саровского. Конечно, встречается и другая крайность. Из числа, как их иногда называют «заслуженных» верующих. Чем дольше воцерковлен – тем «заслуженнее». Чем больше акафистов отчитал, тем святее. И первая, и вторая тенденция в апогеях своих доходит до неверия своим духовникам, да зачастую, они их и не имеют.

Вся церковная жизнь благочестивого христианина должна быть евхаристичной. Это жизнь в соединении с Богом через Причастие Христу.

Первый этап: осознание своих грехов, так как грехи (не любовь к Богу через ослушание Его воли) разъединяют нас с Церковью Христовой. Семидневным говением  с молитвой христианин приуготавливает свою душу к покаянию. Смиряет свою плоть и душу аскетизмом, «чтобы расчистить сердцевину человеческой личности от всех греховных наслоений, которые скрывают от человека свет Божества, не позволяют ему стать причастником Святого Духа». Подлинного богопознания не может быть без молитвы. «Подлинное богословие всегда тесно связано с молитвой, прославлением Бога, желанием человека самому стать гимном во Славу Божию».  (Иерей Олег Давыденков. Догматическое Богословие).

Второй. Соединение в Таинстве Исповеди священником раскаявшегося грешника с Церковью. Священник «прощает и разрешает от всех грехов», названных и не названных, исповедавшемуся верующему.

Третий этап. Теперь верующий может через Церковь по благословению священника принять в себя под видом хлеба и вина истинные Тело и Кровь Господа.

Четвертый. Видимое Причастие еще не является причастием Божественной воле. Для этого  должно быть сокрушение в грехах и приобретение навыка в добродетелях, обратным тем порокам, которые порождены грехами. В том числе и в нежелании выполнения тех самых «правил», которые были нам переданы от ревности святых Отцов. Благодарность Богу за Его снисхождение к грешнику. И следующий семидневный цикл подготовки души к осознанию открывающихся Богом грехов еще больше вследствие их освящения и приближения к Свету.

Последней инстанцией допущения к Причастию (при какой подготовке и как часто) все же должен быть духовник (настоятель, исповедающий требный батюшка, священник).

Правила эти вводились для единообразия. А уже мы используем ЭТИ правила для приспособления их к своим (только бы они были благословлены Церковью через духовника (священника)). Например, о семидневном говении, о «запивке» после Причастия можно узнать в Уставе (гл. 32). В Уставе же – о постах. О ежедневном молитвенном правиле, в том числе и о канонах, а так же правиле перед Причастием, о количестве поклонов – в Следованной Псалтири. Там же о равночестной замене молитв (для неграмотных) Иисусовой молитвой, «Богородице Дево…». И т.п. Т.е. все «правила», которые предлагается «отчитать», «откланяться» и т.д., записаны в различных церковных богослужебных книгах и подобных «серьезных» источниках, а от туда попадают в брошюры на церковные лавки.

Из служебной практики можно заметить, что всегда существует тенденция к «затягиванию гаек» (только бы не сорвать). С «молодыми» и быстро обновляющимися приходами, например в колониях, приходится допускать большие отступления от канонов и правил, впоследствии «подкручивая». На устоявшихся приходах прихожане сами себе «закручивают гайки» (конечно, по благословению).

С молитвами священник Евгений.