Беседа о пребывании пророка Ионы во чреве китовом
"Поверхностные и неверующие критики", говорит ученый, Артур Гук, - "находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил кит, и что пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.
Во-первых, ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет, когда Он сказал: "ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф. 12, 40). Здесь Христос ликвидирует - по крайней мере, поскольку это касалось Его учеников - идею, что книга пророка Ионы является аллегорией (иносказанием), как это нравится предполагать критикам. Ибо ведь если сказано только в аллегорическом смысле, что Иона находился во чреве кита, тогда следует заключение, что и пребывание Христа в сердце земли, в течение трех дней и трех ночей, тоже имеет значение только аллегории. Тут мы имеем снова пример того, как отрицание Ветхого Завета прокладывает путь к отрицанию Самого Христа и Его слов".
Отрицать историю с пророком Ионою равносильно отрицанию всего священного Писания, а это значит, - отказаться от веры. Неужели для человека все еще недостаточно тех многочисленных поражений, так называемых "научных возражений" против св. Библии? Сколько раз опровержения и насмешки "мудрецов века сего" над св. Библией обращались против них самих. Ведь, простое ознакомление с текстом подлинника и некоторое научное знание уже дает нам во многом ответ.
Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом "таннин". В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом "таннин", а словом "даг", а слово "даг" означает "большую рыбу" или "чудовище глубин".
Св. Церковь свидетельствует об этом уже более 1500 лет, называя это существо, поглотившее Иону, "водным зверем". Так, например, в ирмосе 6-й песни пятничного канона на утрени, глас 8-й, говорится: "водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростерт, спасительную страсть проображаше яве". В 6-й песни утреннего канона, во вторник, глас 5-й, сказано: "яко же пророка от зверя избавил еси, Господи, и мене из глубины неодержимых страстей возведи, молюся".
Наука нам указывает, что существуют разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60-65 футов длины. Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и дало основание утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом.
Есть другой вид кита, так называемый "бутылочно-носовой" или "с клювом". Это - небольшой кит, до 30 футов длины. Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и вполне мог бы проглотить человека, но пророк не мог быть поглощен им потому, что он пережевывает пищу и имеет зубы.
Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные "китовым усом". Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся "Фин-Бак". Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит "Фин-Бак" проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.
Ученый д-р Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель, весом в 200 фунтов, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во "чреве", т. е. в воздушной камере такого кита 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Пространство ведь в этой камере равняется 686-ти кубическим футам. Так из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом.
Франк Буллен, известный автор труда: "Плавание "Кашалота", установил, что кашалот (один из видов кита) часто, когда он умирает, извергает содержимое его желудка.
Но библейское слово "даг" указывает на "большую рыбу". Отсюда мы можем заключить, что Иона действительно был поглощен морским существом - большой рыбой. В таком случае следует указать на рыбу, именующуюся "кит-акула" или "костяная акула".
Свое название "кит-акула" получила от того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 70 футов длины, процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта акула имеет вполне достаточный желудок, чтобы там поместился человек.
Касательно же того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно прежде всего сказать: "у Бога все возможно". Затем не безынтересно вспомнить о сообщении в "Литерари Дайжест" о том, что один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. через двое суток) акула была убита. Когда же вскрыли кита-акулу, то каково было удивление всех собравшихся, когда нашли, поглощенного этим зверем, моряка живым, но только в бессознательном состоянии. Причем, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме потери волос и нескольких волдырей на коже. Потом моряк рассказывал, что только страх не давал ему покоя, живя во чреве кита. Как только он приходил в сознание и понимал, где он находится, то снова моментально терял сознание.
Недавно, - пишет о. И. С., - на Гавайских островах японские рыбаки убили большую белую акулу. В ее желудке нашли полный скелет человека. Оказалось, что это был, занесенный в список дезертиров, солдат в одежде образца Сев.-Ам. Армии.
Итак, мы видим, что Иона мог быть поглощен большой рыбой даже и без нарушений естественных законов природы. Отпадают все "несуразности" и "противоречия". Верно и неизменно Слово Божие, оно никогда не может находиться в противоречии с истинной наукой. Это установил еще отец русской науки, Ломоносов.
Но, все же необходимо сказать, для нас, верующих людей, вполне очевидно, что в событии с пророком Ионой безусловно действовала сила Божия. Ибо Господь, как Творец и самих законов природы, имеет свободную волю управлять ими, если это Ему нужно, по Своему всемогущему промыслительному действию.
Гениальный ученый Паскаль сказал: "Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и, если разум не приходить к этому познанию, то он весьма слабый разум". Роберт Майер говорит: "если поверхностные умы щеголяют отрицанием существования чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов не может быть поставлено в вину науке".
(Составлено по кн. "Достоверность Библейских чудес"
А. Гук и ст. "Пророк Иона и малая глотка кита"
Протопр. Павел Калинович).
Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари ни народ не слушались их.
Наконец, когда нечестие народа дошло до крайних пределов, Господь отступил от Царства Израильского, и оно погибло. Ассирийский царь Салманасар завоевал и разрушил царство израильское Он отвел большую часть израильского народа в свою страну. На их место переселил язычников из своего царства. Эти язычники смешались с оставшимися израильтянами и образовали народ, который стал называться самарянами, по имени Самарии, главного города погибшего израильского царства.
Самаряне говорили не чистым еврейским языком. Они приняли веру в истинного Бога, но не вполне, потому что не оставляли и своих прежних языческих обычаев и из пророков почитали только одного Моисея. Иудеи презирали самарян, не садились с ними вместе за стол и старались даже не говорить с ними.
Израильское царство просуществовало 257 лет.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, "4-я Книга Царств" гл. 17.
После падения царства израильского, царство иудейское существовало еще более ста лет, так как среди иудейских царей были некоторые благочестивыми; также и народ больше помнил Бога, чем в царстве израильском.
Пророки, посылаемые Богом в иудейское царство, обличали иудеев в нечестии и много предсказывали о пришествии Спасителя на землю.
Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в городе Вифлееме (Мих. 5, 2).
Пророк Иоиль предсказал о сошествии Святого Духа на людей - на апостолов и всех верующих в Спасителя.
Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия.
Исаия был потомком царя Давида, родственником царей иудейских. Господь призвал его к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа сидящим на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестокрылые серафимы и взывали: "свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" Один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, коснулся уст Исаии и сказал: "Вот, грехи твои очищены". После этого Господь повелел ему идти обличать неверие и пороки иудеев.
Пророк Исаия предсказал, что иудейское царство будет разрушено врагами, иудеи будут отведены в плен, а потом опять возвратятся в свое отечество.
Особенно ясно Исаия предсказал о Христе Спасителе, что Он произойдет из рода Давидова, что Спаситель родится от Девы и будет не простой человек, но вместе и Бог: "се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит - с нами Бог" (Ис. 7, 14).
Он предсказал, что Спаситель пострадает и умрет за грехи наши: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно н не открывал уст Своих. Как овца веден был на заклание, и как агнец пред стригушим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих".
Исаия пророчествовал также, что Спаситель, распятый со злодеями, будет погребен не с ними, а в гробе богатого человека: "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого".
Через веру во Христа Спасителя люди спасутся от вечной погибели: "через познание Его, Он, Праведник, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет".
За ясность предсказаний о Христе Спасителе, пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом.
В то же время Исайя горячо обличал современного ему иудейского царя Манассию, который будучи нечестивым, поставил жертвенники языческим идолам в храме Соломоновом. (Впрочем, в конце своей жизни Манассия, захваченный в плен и посаженный в темницу, покаялся и испросил прощения у Бога). Под влиянием своего нечестивого царя, народ иудейский совсем стал забывать истинного Бога. Иудеи даже перестали праздновать Пасху и другие, установленные Моисеем, праздники.
Святой пророк Исайя претерпел мученическую смерть. За обличение в нечестии царя Манассии он был перепилен деревянною пилой.
ПРИМЕЧАНИЕ: подробно см. Библию, "4-я Книга Царств", гл. 16, 18-23; "2 Паралипоменон", гл. 28-35; "Книга прор. Исаии" и др. пророков.
Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия
Долго терпел Господь грехи иудейского народа и ждал покаяния, но народ не исправился. Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие народ иудейский будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет.
Сначала вавилонский царь Навуходоносор подчинил себе иудейского царя, но Иерусалим сохранил и не разрушил всего иудейского царства.
Пророк Иеремия убеждал иудеев подчиниться Вавилону. Он указывал, что вавилоняне посланы на иудеев Богом в наказание за грехи царей и народа, за отступничество от веры. Он говорил им, что единственным способом избавиться от бедствия является покаяние, исправление и молитва к Богу.
Но ни царь ни народ не послушались пророка и подняли восстание.
Тогда вавилонский царь Навуходоносор взял Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания храм Соломонов. Тогда же погиб и Ковчег Завета.
Весь народ иудейский был отведен в плен (в 589 году до Р. X.). Только самые беднейшие иудеи были оставлены на своей земле для обрабатывания виноградников и полей.
Пророк Иеремия остался в Иерусалиме. Он плакал о нечестии своего народа на развалинах города и продолжал учить добру оставшихся жителей.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, "4-я Книга Царств", гл. 24-25; "Книга прор. Иеремии", "2 Паралипоменон" гл. 36, 5-21.
Тяжелая жизнь была у иудеев в вавилонском плену. Но Господь не оставлял своего избранного народа и на чужбине. Чтобы пробудить в иудеях покаяние и утешить их, Господь посылал им, и во время плена, Своих пророков. Из них были особенно замечательны пророк Иезекииль и пророк Даниил.
Иезекииль был современником пророка Иеремии. Будучи в плену вавилонском, еще до окончательного разрушения царства иудейского, он был призван Господом к пророческому служению.
Пророк Иезекииль знаменит своим пророчеством о воскресении мертвых, которое одновременно символически изображало и восстановление свободы еврейского народа.
Пророку было от Господа видение. Он увидел поле, усеянное человеческими костями.
Бог спросил его: "сын человеческий! оживут ли кости сии?"
Иезекииль ответил: "Господи Боже! Ты только один знаешь это".
Господь сказал: "изреки на кости сии и скажи им: кости сухие, слушайте слово Господне!"
Слово же Господа было следующее: "так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас и вы оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я - Господь".
И, когда Иезекииль, по повелению Божию, пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, каждая кость с костью своею. И увидел Иезекииль, и вот, жилы на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
И сказал Господь: "изреки пророчество и скажи духу, так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут".
Слова, от четырех ветров, означают, что от четырех стран света (севера, юга, востока и запада) души умерших, где бы ни находились, должны собраться на поле, покрытое бездушными телами и одушевить их.
Иезекииль изрек пророчество, как повелел ему Господь, и вошел в них дух и они ожили и стали на ноги свои.
Господь сказал: "кости сии - весь дом Израилев. Изреки пророчество и скажи им, так говорит Господь Бог: и узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей".
Это великое пророчество, помимо указания на восстановление израильского народа, дано нам Богом, как наглядное изображение всеобщего воскресения мертвых, при втором пришествии Спасителя, когда, по всемогущему слову Божию, все тела умерших людей соединятся с их душами и оживут - воскреснут.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию - "4-я Книга Царств" гл. 25, 27-30; "2 Книга Паралипоменон", гл. 36, 10-23; "книга прор. Иезекииля" гл. 37, 1-14.
Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств, для служения при царском дворе. Царь приказал воспитывать их при своем дворце, обучать разным наукам и халдейскому языку. Пищу им он приказал давать со своего царского стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил.
Даниил, вместе со своими тремя друзьями, твердо хранил веру в истинного Бога. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили начальника давать им только хлеб и овощи. Начальник не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать пробу в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона - за воздержание (пост) и благочестие - Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили высокие должности при царском дворе. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще уменье разъяснять сны, как некогда Иосифу.
Такое возвышение иудейских отроков послужило на пользу пленным иудеям. Благочестивые отроки получили возможность защищать иудеев от притеснений и улучшить их жизнь в плену. Кроме того, через них и язычники могли познавать истинного Бога и прославлять Его.
Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить этот сон и объяснить его значение. Но они не могли этого сделать и говорили: "нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон". Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов.
Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Придя домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его.
Даниил пришел к царю и сказал: "царь! когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни частью из железа, частью из глины. Потом от горы сам собою, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана, и разбил их. Тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень так увеличился, что покрыл собою всю землю. Вот, царь, твой сон!
"Этот сон", продолжал Даниил, "означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и ты владеешь другими народами. Царство твое - это золотая голова. После тебя настанет другое царство, ниже твоего. Потом настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. Четвертое царство будет крепкое, как железо. Как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Но в тоже время оно будет разделенное, частью будет крепкое, частью хрупкое. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет вечное царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все царства земли и распространится по всему миру на века. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего".
Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли и сказал: "воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!"
Он поставил Даниила начальником над всеми вавилонскими мудрецами, то есть над учеными людьми, и оставил его при своем дворце в большом почете. А трех его друзей, Ананию, Азарию и Мисаила, назначил правителями страны Вавилонской.
Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства, следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, македонское или греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное царство - святую Церковь.
Гора, от которой оторвался камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень - Христа и Его вечное царство.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию - "Книга прор. Даниила гл. 1-2.
Друзья пророка Даниила - Анания, Азария и Мисаил - в печи вавилонской
Вскоре друзья пророка Даниила - Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных орудий, пали на землю и поклонились истукану. Если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.
По звуку трубы все пали на землю; только трое - Анания, Азария и Мисаил - не поклонились истукану.
Царь разгневался, приказал разжечь в семь раз сильнее печь, связать их и бросить в огонь. Пламя было так сильно, что воины, бросавшие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал ангела Своего сохранить их среди пламени. И они пели, прославляя Господа.
Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Он, услышав пение, смутился, потом, изумленный, поспешно встал и сказал вельможам своим: "не троих ли мы бросили в огонь связанными? А я вижу четырех не связанных, ходящих среди огня, без всякого вреда, и вид четвертого подобен сыну Божию".
После этого он подошел к печи и сказал: "Анания, Азария и Мисаил, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите ко мне".
Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежда и волосы не опалились, и запаха дыма не было от них.
Навуходоносор, видя это, сказал: "благословен Бог ваш, Который послал ангела Своего и избавил рабов Своих, надеющихся на Него".
И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога израилева.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию - "Книга прор. Даниила", гл. 3.
После смерти Навуходоносора царство вавилонское начало колебаться. Часто менялись преемники Навуходоносора. Наконец (через 7 лет), воцарился Валтасар (пророк Даниил называет его сыном Навуходоносора), который царствовал около 17 лет. В 17-й год своего царствования, когда грозило ему нападение мидян и персов, Валтасар беспечно пировал в Вавилоне, не думая об опасности.
Однажды, во время пира царь Валтасар, для поругания Бога истинного и восхваления своих идолов, приказал принести сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма, и пил из них сам и все присутствовавшие с ним. За такое кощунство последовал суд Божий: в воздухе явилась рука, которая писала на стене какие-то слова.
Валтасар затрепетал от ужаса и закричал, чтобы привели к нему гадателей. Пришли мудрецы вавилонские, но никто из них не мог даже прочитать написанного.
Пришедшая же в это время в палату царица сказала Валтасару: "Не смущайся, царь. Есть в царстве твоем человек, в котором дух Святого Бога, - это Даниил. Он объяснит значение слов". Даниил был в то время удален от царского двора.
Когда введен был Даниил, царь сказал ему: "Если ты можешь прочитать и объяснить написанное, то будешь облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и будешь третьим властелином в царстве".
Даниил от наград отказался. Он напомнил царю, как Бог вразумил возгордившегося Навуходоносора. "И ты, царь, зная все это, не смирил сердца своего, восстал против Господа небес и пил из сосудов Дома Его, величал бездушных идолов, а Бога, в руке Которого дыхание твое и все пути твои, ты не прославил. За это и послал Бог руку, начертавшую эти письмена. Вот что написано: мене, текел, фарес:
мене значит - исчислил Бог твое царство и положил ему конец;
текел значит - взвесил тебя и нашел очень легким;
фарес значит - разделил твое царство и отдал мидянам и персам.
Царь сразу же наградил Даниила, как обещал.
В ту же самую ночь войска мидян и персов под водительством царя Кира персидского вторгнулись в город и овладели им.
Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское. На место его явилось царство мидо-персидское, - серебряное по сновидению Навуходоносора, как объяснил ему тогда пророк Даниил.
Царь персидский Кир поставил царем в Вавилоне Дария мидянина.
Мидийско-персидское владычество. Пророк Даниил во рве львином
Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, а потом хотел даже ему одному поручить управление царством. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел, в продолжении тридцати дней, обращаться с просьбою ни к какому богу, ни к человеку, кроме самого царя. Если же кто нарушит это приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, как и прежде, не переставал каждый день молиться Богу и просить себе у Него милости. Враги его донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и принужден был разрешить бросить Даниила ко львам.
На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: "Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?"
Даниил ответил ему из рва: "царь! Бог мой послал Своего ангела заградить пасти львам, потому что я оказался чист пред Ним, и пред тобою, царь, я не сделал преступления".
Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их.
После этого царь Дарий написал приказ: "мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно".
Пророк Даниил преуспевал и в царствование Дария и в царствование Кира Персидского. Он многое предсказал о будущем, что потом и сбылось.
Даниил предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель: именно через семьдесят седмин, то есть через 490 лет. Он предсказал также, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв (Даниил 9, 23-27).
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию - "Книга прор. Даниила".
Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма
Иудеи были в плену вавилонском семьдесят лет. Царь персидский Кир, в первый же год своего владычества над Вавилоном, разрешил иудеям возвратиться из плена в свое отечество и построить в Иерусалиме храм Господень. Сорок две тысячи иудеев отправились в свою землю. Оставшиеся в Вавилоне иудеи оказали им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми пожертвованиями на храм. Царь отдал иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из храма Соломонова.
Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала возобновили жертвенник Господу Богу, а потом, на другой год, положили основание храму. Самаряне, узнав об этом, изъявили желание принять участие в постройке храма, но иудеи, чтобы сохранить свое богослужение в чистоте, отказали им в этом. Через девятнадцать лет храм был окончен. Новый храм был не таким богатым и великолепным, как храм Соломона. Старцы, помнившие великолепие прежнего храма, плакали о том, что этот второй храм беднее и меньше прежнего.
Но пророк Аггей, которого послал тогда Господь к иудеям, утешал их. Он предсказал, что слава этого последнего храма будет больше, чем прежнего, потому что в этот храм придет Желанный всеми народами, Христос, Спаситель мира (Аггей 2, 6-9).
Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим на осляти (Захария 9, 9).
Пророк Малахия предсказал, что пришествие Спасителя приближается и что пред Ним послан будет Предтеча, то есть предшественник, подобный пророку Илии, чтобы приготовить людей к принятию Спасителя (Малахия 3, 1; 4, 5). Малахия был последним пророком в иудее. После него четыреста с лишним лет не раздавалось пророческих слов среди еврейского народа, до самого явления Предтечи Христова, Иоанна Крестителя.
Греческое владычество. Перевод книг Священного Писания на греческий язык
Долгое время, около двух сот лет, продолжалось мидийско-персидское владычество. Иудеи, по возвращении из плена вавилонского, оставались под властью персидских царей.
Потом персидское царство было завоевано греческим царем Александром Македонским, бывшим также повелителем Египта и Сирии. Александр Македонский, величайший государь своего времени, уважал святыню храма Иерусалимского и во всю свою жизнь оказывал особенное покровительство народу иудейскому.
После его смерти царство разделилось и досталось четырем военачальникам его. Один из них, Птоломей, ставший царем Египта, покорил иудеев своей власти и отвел многие тысячи их в Египет.
При сыне его, царе Птоломее Филадельфе, который хорошо относился к иудеям, было совершено великое дело. По его распоряжению книги Священного Писания переведены были с еврейского языка на греческий. Перевод сделали семьдесят толковников, то есть ученых людей. Греческий язык был самым распространенным языком в то время. Перевод этот принес огромную пользу, так как теперь даже язычники могли читать священные книги на знакомом им языке. Таким образом владычество греческих царей послужило распространению истинного знания о Боге среди языческих народов.
Около ста лет находились иудеи под властью греческих царей, царствовавших в Египте.
Но греческие цари, царствовавшие в Сирии, относились к евреям и к вере в истинного Бога совсем не так, как цари египетские. Когда иудеи оказались под властью сирийских царей, то претерпели много горя. Цари сирийские начали преследовать их за истинную веру и принуждать к идолопоклонству. Особенно жестоким гонителем был царь Антиох Епифан.
Царь Антиох Епифан захотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть идолам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от истинной веры.
Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу - свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: "в мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры". Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру.
Однажды к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они смело отвечали ему: "мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов". Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: "сын мой! не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни". Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. Затем была замучена и сама мать. Это семейство мучеников известна под именем мучеников Маккавеев.
На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божиего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем. Иуда Маккавей, с небольшим войском, много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.
Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию - "Книги Маккавейские"
Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя
Освободившись от владычества греческих царей, иудеи не долго пользовались свободой. Римляне, завоевав весь мир, овладели также и еврейским народом (64 год до Р. X.). Они поставили над Палестиною правителем Антипатра из потомков Исава - идумеянина. Он очень ловко добился доверия римлян. Но вскоре был отравлен. После него был назначен правителем его сын Ирод, прозванный Великим. Он был человек подозрительный, жестокий и хитрый. Он так же, как и его отец, умело добился доверия римских властей и был объявлен царем Иудейским. Чтобы обрести расположение иудеев, царь Ирод обновил Иерусалимский храм Получив звание царя, он все же был в подчинении у кесаря, т. е. римского царя, - императора. С тех пор, как Иудея стала под властью римлян, в ней всегда находился римский правитель, - наместник римского императора. Иудеям оставлен был также Синедрион, т. е. совет из первосвященников и старейшин народа, но и власть синедриона была во многом ограничена. Синедрион, например, никого не мог предавать смертной казни без разрешения римского правителя, которому и принадлежала высшая власть в Иудее.
Мировое господство римлян поколебало основы язычества. В Рим, как в столицу мира, съезжались ученые, писатели, купцы и другие представители от всех народов. Они несли с собою каждый свою языческую веру. Так люди, видя бесконечное разнообразие языческих богов-идолов, убеждались, что все языческие боги придуманы самими людьми.
Многие язычники стали терять веру и надежду на будущее. Чтобы забыться, они стали предаваться всякого рода увеселениям, а некоторые, впадая в уныние, кончали жизнь свою самоубийством.
Но лучшие из них, наблюдая, что мир идет к гибели, все же надеялись, что откуда-то должно придти спасение, если не от людей, то свыше. А иудеи, рассеянные по всей земле после плена вавилонского и других последующих пленений, всюду несли с собою весть о скором пришествии Спасителя мира. Поэтому взоры лучших людей языческого мира стали обращаться к востоку - к Палестине.
Среди римлян и других языческих народов ходила широкая молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит себе весь мир.
В самой же Палестине, среди евреев, ожидание Спасителя было особенно напряженным. Все чувствовали, что пришло время исполнения пророчеств и спасения Израилева.
С особенной ясностью исполнялись предсказания пророка Даниила, о сроках явления Христа. Наступило четвертое великое царство, при котором должен придти Спаситель. Кончались, предсказанные им "семьдесят седьмин" - это точнейшее определение времени пришествия Христова.
При появлении всякого выдающегося проповедника все невольно спрашивали, не он ли Христос. Даже полуязыческое самаряне ожидали, что скоро придет Христос Спаситель, Который разрешит все спорные вопросы между ними и иудеями относительно веры. Но, к сожалению, не только язычники, но и сами иудеи неправильно представляли себе Христа. Они представляли Его не так, как предсказывал о Нем пророк Исаия и другие пророки: что Он понесет наши грехи и будет страдать за нас и Его поведут невинного на смерть. Иудеи не думали, что Христос Спаситель придет на землю для того, чтобы Своим примером, словом, делами и страданием научить людей любить Бога и друг друга. Они желали видеть Христа не таким, т. к. желали земной власти и славы. Потому они думали, что Христос придет в земной славе и будет земным царем над иудейским народом; что Он освободить иудеев от власти римлян и покорит весь мир, а иудеи будут царствовать над всеми народами на земле.
Только немногие благочестивые и праведные люди ожидали Христа со смирением, верою и любовию. Они ждали истинного Спасителя мира, Который придет и избавит людей от рабства греха и власти диавола - "сотрет главу змия", как сказал Бог еще первым людям в раю, - спасет людей от вечной смерти и откроет врата в Царство Небесное для вечной блаженной жизни с Богом.
Когда же настало время: Бог даровал обещанного Спасителя мира, Сына Своего единородного, Иисуса Христа. Сын Божий вселился в Пресвятую Деву Марию, и при наитии Святого Духа принял от Нее тело и душу человеческие, то есть родился от Пресвятой Девы Марии и стал Богочеловеком.
Рождество Иисуса Христа произошло во дни царствования над Иудеей Ирода Великого - идумеянина, при римском императоре Августе.
Страна Палестина, в которой жил на земле Спаситель наш, Господь Иисус Христос, представляет собою сравнительно небольшую полосу земли (около трехсот километров в длину и около ста километров в ширину), расположенную вдоль восточного берега Средиземного моря.
На севере Палестины, по склонам Ливанских гор лежит Галилея. Живописные холмы, зеленые пастбища, бесчисленные сады делали Галилею самой красивой частью Палестины. Главную же ее красоту составляет и теперь Галилейское озеро, которое также называется Геннисаретским или Тивериадским (оно имеет двадцать слишком километров в длину и немного больше девяти в ширину). Берега этого озера во времена Спасителя были покрыты богатой растительностью; тут росли пальмы, виноградные лозы, фиги, миндальные деревья, цветущие олеандры. Красивые города: Капернаум, Тивериада, Хоразин и Вифсаида, расположенные по берегам этого озера, были невелики, но очень многолюдны. Жители их вели жизнь простую и трудолюбивую. Они обрабатывали каждый клочок земли, занимались торговлею, разными промыслами, главным образом рыбной ловлей.
К югу от Галилеи лежит Самария. Жители Самарии (самаряне), были в постоянной вражде с иудеями; они даже построили себе на горе Гаризине отдельный храм, чтобы не ходить в Иерусалим.
Самая большая часть Палестины, к югу от Самарии, называется Иудеею. Западная часть ее представляет равнину, изрезанную мелкими потоками, впадающими в Средиземное море. Эта равнина, постепенно поднимается к востоку и кончается иудейскими горами; с древнейших времен она славилась своим плодородием. Склоны этих гор одеты зеленью, покрыты целыми рощами оливковых деревьев; дальше и выше горы становятся каменистее и печальнее. Среди этих гор стоит великий город Иерусалим, столица (главный город) Иудеи и всей Палестины.
Главная река Палестины - Иордан. Иордан начинается в Ливанских горах в виде чистых горных ручьев. При спуске в долину, эти ручьи составляют одну реку, которая разливается и образует Галилейское озеро. Из этого озера Иордан вытекает в виде быстрой широкой реки с низкими зеленеющими берегами; это место называлось в то время Иорданской долиной. По мере приближения к Иудее, берега Иордана становятся все выше и пустыннее, представляя из себя голые скалы, лишенные всякой растительности; только заводи Иордана покрыты тростником. Там водились крокодилы да скрывались дикие звери. (Это и была Иорданская пустыня, где жил и проповедовал Иоанн Креститель). В конце своего течения Иордан входить в самую дикую и безлюдную местность и впадает в Мертвое море.
Теперь, землю палестинскую мы называем Святою Землею, т. к. она освящена жизнью Спасителя.
Новый Завет
Рождество Пресвятой Девы Марии
Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.
В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос.
За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанно Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда"
Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия. Спасителя мира.
Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 8-го сентября (21 сент. н. ст.).
Тропарь праздника
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Рождение Твое, Богородица Дева, принесло радость всей вселенной, потому что из тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; разрушив проклятие, Он дал благословение и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь.
Тропарь - главная краткая молитва в честь праздника; Богородица - Родившая Бога; даровал - дал.
Введение во храм Пресвятой Девы Марии
Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет. Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей дочери, одели Ее в лучшие одежды и, провожаемые народом с пением духовных песней, повели Ее в храм иерусалимский для посвящения Богу. Ее подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках.
На встречу им вышли с пением из храма священники во главе с первосвященником.
Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела пятнадцать больших ступеней по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм.
И вот, трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней помощи, взошла по высоким ступеням. Там первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А затем, по внушение Духа Святого, он ввел Ее во Святое-Святых. Это было самое священное место в храме. Туда никто не имел право входить, кроме его самого, и то только один раз в год. Дух Святый внушил первосвященнику, что Мария, избранная отроковица, достойна входить в самое священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.
Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию; много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.
При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивою, во всем покорною Богу, необычайно скромною и трудолюбивою.
Пресвятая Мария решила посвятить всю свою жизнь только одному Богу. Для этого Она дала обет никогда не выходить замуж, то есть навсегда остаться Девою.
Дух Божий и святые ангелы охраняли Божественную Отроковицу.
Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православною Церковью 21-го ноября (4 дек. н. ст.). День этот почитается великим праздником, который в песнопениях церковных называется предвестием Божия благоволения к людям. С этого праздника начинают петь в церкви, во время утрени: Христос рождается...
Тропарь праздника
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим; радуйся, смотрения зиждителева исполнение!
Сегодня предвестие благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.
Благоволение - милость; Зиждитель - создатель.
Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, по закону уже нельзя было Ей дольше оставаться при храме. Нужно было или возвратить Ее родителям или выдать замуж. Иоаким и Анна к этому времени уже умерли. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники, по внушение Божию, обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство.
Иосиф жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек он был небогатый и по занятию был плотник.
Пресвятая Дева Мария в доме Иосифа вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. В свободное время от работы Она читала книги Священного Писания и молилась Богу.
ПРИМЕЧАНИЕ: Изложенные здесь краткие сведения о Рождестве Божией Матери и Ее детстве написаны на основании Священного Предания, свято сохраняемого Св. Православной Церковью. (О Св. Предании см. ч. IV "О вере и жизни христианской", в разделе: "О сверхестеств. Бож. откровении - о Свящ. Предании и Свящ. Писании").
Возвещение Ангела о рождении Предтечи
Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед самым пришествием в мир Христа-Спасителя явится Предтеча, то есть Предшественник Спасителя. Предтеча будет великим пророком, он возвестит людям о скором явлении Христа и будет приготовлять их к принятию Христа Спасителя.
Для рождения Предтечи Бог избрал благочестивых родителей, родственников Пресвятой Девы Марии, священника Захарию и жену его Елисавету. Они были уже стары, а детей не имели. Они усердно молили Бога избавить их от такого несчастия.
Однажды Захария совершал богослужение в храме иерусалимском. Когда он вошел в святилище для каждения, там ему явился Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного, то есть на котором курился фимиам (ладан). Захария смутился, и страх напал на него.
Ангел же сказал ему: "не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя: жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. Рождение его принесет радость многим. Он будет велик пред Господом, будет иметь дары Духа Святого от самого своего рождения и многих людей обратить к Господу Богу. Он предидет, то есть будет предшественником, пред Господом-Спасителем, по духу и силе, как Илия, и будет приготовлять людей к принятию Спасителя".
Захария не сразу поверил от радости и сказал: "а чем увериться мне, что это сбудется? Ведь, я и жена моя уже очень стары".
Ангел ответил ему: "я - Архангел Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою. За то, что ты не поверил моим словам, ты будешь нем и не сможешь говорить до того дня, пока это сбудется".
Между тем, молившийся народ ждал Захарию и удивлялся, что он замедлил в храме, в святилище. Он же, вышедши оттуда, не мог говорить с народом и объяснялся знаками. Тогда все поняли, что ему было видение в святилище. По окончании дней службы своей в храме, Захария возвратился в дом свой.
Когда Елисавета узнала о великой Божией милости к ним, она скрывала от людей свою радость со скромностью и благодарила Господа.
ПРИМЕЧАНИЕ: Это священное событие описал в Св. Евангелии св. ап. и евангелист Лука. (Лук. 1, 5-25).
Благовещение Пресвятой Девы Марии
В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.
Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: "радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами".
Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?
Ангел же продолжал говорить Ей: "не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца".
Мария в недоумении спросила Ангела: "как это будет, когда Я мужа не знаю?"
Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово".
Тогда Мария со смирением сказала: "Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
И Архангел Гавриил отошел от Нее.
Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.
Тропарь праздника
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою.
Сегодня начало нашего спасения и открытие тайны, предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою.
Днесь - сегодня; главизна - начало.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Луки гл. 1, 26-38.
Посещение Пресвятою Девою Мариею праведной Елизаветы
Пресвятая Дева Мария, узнав от ангела, что у Ее родственницы Елисаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее.
Войдя в дом, Она приветствовала Елисавету. Услышав это приветствие, Елисавета исполнилась Святого Духа и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: "благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?"
Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елисаветы прославила Бога и сказала: "величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его ..."
Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елисаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.
Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог, чрез пророка Исаию (7, 14). "И наречешь Ему имя: Иисус (Спаситель), потому что Он спасет людей от грехов их", - сказал Ангел Иосифу.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Луки, гл. 1, 39-56 и Евангелие от Матфея, гл. 1, 18-25.
От праведных Захарии и Елисаветы, вскоре после посещения их Божией Матерью, родился сын. Родные, соседи Елисаветы радовались вместе с нею такой милости Господней над ней.
В восьмой день, по закону иудейскому, надлежало дать имя младенцу. Собравшиеся, родственники и знакомые хотели назвать его Захариею, по имени отца.
На это Елисавета сказала: "нет, а назвать его Иоанном".
Все стали говорить; "в родстве твоем нет никого, кто бы назывался таким именем", и стали спрашивать знаками у отца, как он желает назвать сына?
Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Все удивились. И тотчас отверзлись уста у Захарии, и он начал говорить, прославляя Бога, и пророчествовать, по внушению Духа Святого, о скором пришествии Спасителя и что Иоанн будет Предтечею Его, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя.
Все слышавшие об этом дивном событии в страхе и удивлении говорили об Иоанне: "что будет из этого младенца?"
Господь же охранял младенца, и он возрастал и укреплялся духом. Потом Иоанн Предтеча жил в пустынях до дня явления своего народу.
Рождество святого славного Пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется 24-го июня (7 июля н. ст.).
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Луки гл. 1, 57-80.
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.
Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.
Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались.
Ангел же сказал им: "не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".
Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Они славили Бога и пели: "слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".
Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: "пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь".
Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их.
После этого, пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.
На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Луки, гл. 2, 1-21.
Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.
Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение - на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.
В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: "где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему".
Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.
Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть людей изучавших книги священного писания, и спросил их; "где должно родиться Христу?"
Они ответили: "в Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея".
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: "пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему". На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.
Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.
Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).
Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть, и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани, или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).
После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.
Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их св. Церковью празднуется в день Рождества Христова.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа св. Православною Церковью празднуется 25-го декабря (7 янв. н. ст.). К этому великому празднику мы приготовляем себя сорокадневным постом, который называется Рождественским постом. Канун Рождества Христова называется сочевником или сочельником, потому что в этот день, по уставу церковному, положено есть сочиво, то есть вареную крупу с медом, да и то вечером, с появлением первой звезды.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Матфея, гл. 2, 1-12.
Тропарь праздника
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, солнцу правды, и Тебе ведети, с высоты востока, Господи, слава Тебе.
Твое рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания (то есть познания истинного Бога): через него (т. е. рождество) покланявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе!
Под служащими звездам разумеются здесь волхвы, то есть мудрецы, которые изучали звезды и поклонялись им; Тебе ведети - Тебя знать; Солнцем правды и Востоком с высоты называется Иисус Христос, просветивший людей Своим учением.
Кондак праздника
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносить; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют; потому что для нас родился Младенец, Который есть вечный Бог.
Кондак - краткая песнь, содержащая историю праздничного события; Пресущественнаго - Существующего прежде всех веков, то есть всегда; вертеп - пещера; с пастырьми - с пастухами; славословят - поют, славят Бога; Отроча младо - младенец.
По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта - освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.
Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, - свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля".
Этими словами Симеон с радостью говорить: "теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей".
Родившегося Господа Симеон называет: "светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и "славою для народа своего", то есть Израиля. - Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете - весь верующий мир христианский.
Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу", это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.
Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.
Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).
Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Луки гл. 2, 22-39.
Тропарь праздника
Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды - Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение.
Бегство в Египет и избиение младенцев.
Возвращение в Назарет
Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: "встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его".
Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.
Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.
Но вот, через 40 дней разнеслась весть по Иерусалиму, что Мария приносила в храм Своего новорожденного Младенца и что старец Симеон, приходил в храм встретить этого Младенца и пророчествовал о Нем, как о Христе.
Тогда Ирод понял, что волхвы уразумели его злой умысел и намеренно не возвратились к нему. Он страшно разгневался.
Не зная, как отыскать Младенца-Христа, царь Ирод дал ужасное приказание: убить всех младенцев, в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и моложе. Он надеялся, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Так он рассчитывал по времени явления звезды, о чем выведал у волхвов. Посланные Иродом воины убили в Вифлееме и окрестностях его четырнадцать тысяч младенцев. Повсюду раздавались вопли и крики матерей, которые неутешно плакали о своих детях, - невинных младенцах, убитых по повелению жестокого царя. Это были первые страдальцы, пролившие свою кровь за Христа.
Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость. Он заболел ужасной болезнью. Тело его заживо гнило и съедаемо было червями, и он умер в страшных мучениях.
После смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и сказал: "встань, возьми Младенца и Матерь Его и вернись в землю Израилеву, потому что умерли те, кто искал убить Младенца". Иосиф исполнил повеление и возвратился с семейством в землю Израилеву. Но узнав, что в иудее царствует Архелай, сын Ирода, такой же жестокий, как и Ирод, побоялся туда идти. Получив снова во сне указание Божие, Иосиф пошел в Галилею, в свой родной город Назарет. Там Иосиф и остался жить с Младенцем Иисусом и Матерью Его.
Младенец же Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. С самых ранних детских лет Своих Иисус Христос показывал в Себе необыкновенный разум и дивную святость во всех Своих поступках.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Матфея, гл. 2, 13-23 и Луки 2, 40.