Память.
Одним из списков древней чудотворной Кипрской иконы Божией Матери является святыня не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря (бывшего Богородского уезда, Московской епархии), находящаяся ныне в Успенской церкви села Стромынь.
В Русских летописях можно найти следующее упоминание об основании монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы на Стромыне: «... того же лета 6887 (1379 г.) повелением Великого Князя Дмитрия Ивановича преподобный игумен Сергий создал монастырь на реке на Дубенке на Стромыне, и постави в нем церковь Успения Пречистая Богородицы и игумена приведе из своего монастыря, от Святой Троицы, именем Леонтия, и освящена была церковь месяца декабря в первый день, и иноки совокупи и монастырь устрои со всем».
Подробнее...
Преподобная Евфроси́ния (в миру Евдоки́я) Московская
Память.
Прп. Фомы́, иже в Малеи (X); прп. Ака́кия Синайского, о котором повествуется в Лествице (VI).
Прп. Евфроси́нии, в миру Евдоки́и, вел. кн. Московской (1407); Обре́тение мощей прп. Гера́сима Болдинского (2001); мчч. Перегри́на, Лукиа́на, Помпе́я, Иси́хия, Па́пия, Саторни́на и Ге́рмана (II); сщмч. Епикте́та, пресвитера, и прмч. Астио́на, монаха (290); сщмч. Ева́нгела, епископа Томского (Кюстенджийского) (III–IV); мц. Кириа́кии Никомидийской (IV).
Сщмч. Павла Чернышева, пресвитера (1918).
Икона Божией Матери: Влахернская (принесена в Россию в 1654 г.).
Имя преподобной Евфросинии в миру – Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.
Подробнее...
Икона Богородицы Казанская (Богородско-Уфимская)
Память.
Прп. Сисо́я Великого (429); Собор Ра́донежских святых.
Прп. Сисо́я, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII); Обре́тение мощей прав. девы Иулиани́и, кн. Ольшанской (XVI); мч. Мари́на, мц. Ма́рфы, мчч. Авдифа́кса, Авваку́ма, Кири́на, сщмч. Валенти́на, пресвитера, мч. Асте́рия и иных многих в Риме (269); сщмч. Иса́вра, диакона, мчч. Инноке́нтия, Фи́ликса, Е́рмия, Васи́лия, Перегри́на, Руфа и Руфи́на (III); мч. Кои́нта (Кви́нта) Фригийского (ок. 283); мц. Луки́и девы и с нею мчч. Рикса (Авция), Анто́ния, Лукиа́на, Иси́дора, Дио́на, Диодо́ра (Дио́ра), Куто́ния, Ароно́са, Ка́пика и Сату́ра (301).
Прмч. Евфи́мия (Любовичева), иеромонаха (1931); прмч. Фео́дора (Богоявленского), иеромонаха (1943).
Икона Божией Матери: Казанская (Богородско-Уфимская) (1621).
Время обретения чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (копия Казанской, только более темных тонов) относится к началу XVII века – времени, когда на территории современной Башкирии образовывались первые православные поселения. Явилась она чудесным образом одному из крестьян села Кадомцева Уфимского уезда в 1621 году за три дня до празднования Казанской иконе Пресвятой Богородицы. После такого чудесного и удивительного события село Кадомцево было переименовано в Богородское и под этим названием просуществовало до 1931 года.
Подробнее...
Воскресное Богослужение. Божественная литургия
Память. Прп. Афана́сия, игумена Афонского (1000); Обре́тение честных мощей прп. Се́ргия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422).
Мцц. А́гнии (А́нны) девы (ок. 304) и Кири́ллы (Кипри́ллы) Киринейской (310); прп. Лампа́да Иринопольского (X); прпп. Ти́хона, Васи́лия и Ни́кона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 12 июля); свт. Арсе́ния, епископа Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 12 июля); Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 12 июля); Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице).
Сщмч. Генна́дия Здоровцева, пресвитера, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варва́ры (Яковлевой) (1918); исп. Агапи́та (Таубе), монаха (1936).
Икона Божией Матери: «Экономисса» («Домостроительница»).
В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основатель ее, преподобный Сергий (в миру Варфоломей, 1314-1392), был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье.
Подробнее...
Преподобный Андре́й Рублев, иконописец
Память.
Свт. Андре́я Критского, архиепископа (740); прп. Ма́рфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца (551); прп. Андре́я Рублева, иконописца (XV); страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алекси́я, великих княжон Ольги, Татиа́ны, Марии и Анастаси́и и страстотерпца прав. Евге́ния врача (1918).
Блгв. кн. Андре́я Боголюбского (1174); Обре́тение мощей прп. Евфи́мия, Суздальского чудотворца (1507 или 1512); мч. Феодо́та и мц. Феодо́тии (108); сщмч. Фео́дора, епископа Киринейского (310); сщмч. Са́ввы (Трлаича), епископа Горнокарловацкого (1941) (Серб.).
Сщмч. Дими́трия Казанского, пресвитера (1942).
Икона Божией Матери: Галатская.
Источники, сообщающие о святом Андрее Рублеве, очень немногочисленны. Это Житие преподобного Никона краткой и пространной редакций; «Отвещание любозазорным» святого Иосифа Волоцкого; «Сказание о святых иконописцах» конца XVI – начала XVII вв.; летописные упоминания; запись о могиле святого Андрея начала XIX в.; упоминания в месяцесловах.
Сведения о святом Андрее в перечисленных источниках представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания. Самостоятельного жития святого нет, хотя признание его святости по этим источникам представляется вполне очевидным.
Подробнее...