Память. Мч. Андре́я Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305).
Свт. Питири́ма, епископа Великопермского (1455); мчч. Тимофе́я, Ага́пия и мц. Фе́клы (ок. 304).
Исп. Николая Лебедева, пресвитера (1933).
Икона Божией Матери: Донская (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).
Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363–1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.
Подробнее...
Память. Мчч. Флора и Лавра (II).
Мчч. Е́рма, Серапио́на и Полие́на (II); сщмчч. Емилиа́на, епископа Требийского и с ним Иларио́на, иеромонаха, мчч. Диони́сия и Ерми́ппа (ок. 300); свтт. Иоа́нна V (674) и Гео́ргия I (683), патриархов Константинопольских; прп. Мака́рия, игумена Пеликитского (ок. 830); прп. Иоа́нна Рыльского (946).
Сщмч. Григо́рия Бронникова, пресвитера, мчч. Евге́ния Дмитрева и Михаила Ерегодского, чтецов (1937).
Икона Божией Матери: Всецарица (Пантанасса).
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса») находится на Святой Горе Афон в Греции в соборном храме Ватопедской обители, слева от царских врат. Эта икона, небольшая по размерам, написана в XVII веке, и была благословением афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам, а в Ватопед она принесена Иосифом Спилеотом (Пещерником) Ватопедским.
На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех человеков. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.
Подробнее...
Память. Сщмч. Миро́на Кизического, пресвитера (250);прп. Пи́мена Угрешского, архимандрита (1880).
Прп. Али́пия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114); мч. Па́вла, мц. Иулиа́нии и прочих (ок. 273); мчч. Фирса, Ле́вкия, Корона́та (Корну́та) и дружины их (249–251); мч. Патро́кла Трикассинского (Труасского) (270–275); мчч. Страто́на, Фили́ппа, Евтихиа́на и Киприа́на (ок. 303) .
Сщмч. Алекси́я Великосельского, пресвитера (1918); сщмч. Николая Околовича, пресвитера (1934); сщмч. Дими́трия Остроумова, пресвитера (1937).
Икона Божией Матери: Свенская (Печерская) (1288).
Свенская Печерская икона Божией Матери имеет 2 празднования: 3 мая, в день кончины преподобного Феодосия Печерского (см. о ней под этим числом), и 17 августа, в день кончины преподобногоАлипия Печерского, который ее написал. День празднования 17 августа был установлен в 1815 г. в благодарность за избавление г. Брянска (около которого икона явилась в 1288 г.) от нашествия наполеоновских войск в 1812 г.
Подробнее...Богослужение Божественная литургия.
Память. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).Мч. Диоми́да врача (298); Мчч. 33-х Палестинских.
Прп. Херимо́на Египетского (IV); мч. вел. кн. Константина Брынковяну (1714) (Румын.); Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 31 августа).
Сщмч. Алекса́ндра Соколова, пресвитера, прмц. Анны (Ежовой), монахини, мч. Иа́кова Гортинского (1937).
Икон Божией Матери: Фео́доровская (1239); «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) (1904); Прибавление Ума (Подательница Ума) (переходящее празднование в воскресенье после 28 августа).
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф.4:24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Подробнее...Богослужение торжественная Божественная литургия. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Память. Икон Божией Матери: София – Премудрость Божия (Новгородская); «Успение» Киево-Печерская (1073); «Успение» Овиновская (1425); «Успение» Псково-Печерская (1472); «Успение» (Семигородная) (XV); «Успение» Пюхтицкая (XVI); Моздокская (Иверская) (XIII); Ацкурская (I); Цилканская (IV); Влахернская (Грузинская); Владимирская (Ростовская) (XII); Гаенатская (XIII); Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская); Галичская (Чухломская) (1350); Сурдегская (1530); Тупичевская (XVII).
По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на небо, пречистая и преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви христианской Пресвятая Богородица воочию увидела исполнение Своих слов, что Ее будут ублажать все роды (Лк.1:18), – христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую Матерь, тогда еще обитавшую на земле.
Подробнее...27 августа. Пятница.
16:00. Всенощная. Вынос плащаницы.
28 августа. Суббота.
07:50. Литургия.
16:00. Всенощная.
29 августа. Воскресение.
07:50. Литургия. Благословение учащихся.
1 сентября. Среда.
07:50. Литургия. Благословение учащихся
Память. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.Пророка Михе́я (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р. Х.);Перенесение мощей прп. Феодо́сия, игумена Киево-Печерского (1091).
Прп. Арка́дия Вяземского и Новоторжского (XI); сщмч. Марке́лла, епископа Апамейского (ок. 389).
Сщмч. Васи́лия (Богоявленского), архиепископа Черниговского, и с ним прмч. Матфе́я (Померанцева), архимандрита, и мч. Алекси́я Зверева (1918); сщмч. Влади́мира Цедринского, пресвитера (1918); сщмчч. Влади́мира Смирнова и Николая Толгского, пресвитеров, прмч. Елевфе́рия (Печенникова), схиархимандрита, прмцц. Е́вы (Павловой), игумении, Евдоки́и (Перевозниковой), монахини, и мч. Фео́дора Захарова (1937); исп. Алекса́ндра (Уродова), архимандрита (1961).
Икон Божией Матери: «Беседная» (1383); Нарвская (1558).
Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в Крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
Подробнее...Память. Отдание праздника Преображения Господня.Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника;обре́тение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (ок. 1547);преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) свт. Ти́хона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.
Мчч. Ипполи́та, Ирине́я, Аву́ндия и мц. Конко́рдии, в Риме (258).
Сщмчч. Иоа́нна Шишева, Иоаса́фа Панова и Константина Попова, пресвитеров (1918); сщмчч. Серафи́ма (Звездинского), епископа Дмитровского, Николая Орлова, Иа́кова Архипова, пресвитеров и Алекси́я Введенского, диакона (1937); мч. Васи́лия Александрина (1942).
Икон Божией Матери: Минская (1500); «Страстна́я» (1641); «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) (1830).
На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается без Богомладенца, склонившей Свою главу к правому плечу и пронзенной в грудь семью стрелами или мечами, из которых четыре находятся с левой стороны, а три с правой. Такое изображение Божией Матери еще встречается на иконе «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», на которой только мечи расположены несколько иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу.
Подробнее...Здесь размещается материал группы WhatsApp "Богородице-Рождественский"