Предложения и вопросы по проектам межсоборного присутствия

Священник Евгений Яганов.

Комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председателем которой является Святейший Патриарх Кирилл, предложила для широкого обсуждения несколько проектов документов, касающихся актуальных тем церковной жизни. 11 сентября они были опубликованы в ряде церковных СМИ и разосланы по епархиям для получения отзывов. Священноначалие предложило документы для общецерковной дискуссии, которая завершится 20 ноября.

Список проектов включает документы «О подготовке ко Святому Причащению», «О христианском погребении усопших», «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)», «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» и «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма».

Необходимо подчеркнуть практический характер проектов документов.

С другой стороны не редки комментарии в духе обновленчества со стороны, особенно, из среды не укрепившихся в церковной традиции новоиспеченных «богословов», например, при подготовке к Причастию. Не должны накладывать свой отпечаток на теле Христовом ни глобализм, ни Евхаристический упадок нормы говения. Редкая исповедь в грекоязычных Церквях – порочное явление. Не стоит под видом угрозы христианской идентичности исключения возводить в чин правил. Должны быть строгие правила и, соответственно, великое милосердие в исключениях до глубокого опущения высокой планки внешнего правила. Как либерализм, так и новое нагромождение человеческих предписаний не может привести к простому Божественному порядку и гармонии.

Подготовка к Причастию – это образ святой ангельской жизни. А она предполагает жизнь без мясоядения и страстей «в будущем веке». Семь дней говения перед Причастием, исполнение молитвенного правила, посещение богослужений  – идеал образа христианской жизни. Необходимо раскрывать такие понятия, как Исповедь, покаяние, беседа с духовником. Необходимо доносить до прихожан различие понятий «пост» и «говение» («благоговение», жить, чтить).

Сегодня нужно восстанавливать общинную жизнь на приходах и повышать уровень богословского образования клириков и мирян.

Стоит отметить важность закрепления в проекте двух богослужебных практик: совершения вечерней Божественной литургии Преждеосвященных Даров и причащения мирян во время Светлой седмицы.

Необходимо повышать роль духовничества в жизни клира и прихожан. Стоит рассмотреть вопрос о более строгом требовании иметь духовника. Духовник – это связь с Богом (проводник) и личный опыт. Нужно вводить понятие о духовнике. Желание некоторых граждан самим решать вопрос о разрешении Причастия без духовника – один из часто поднимаемых в интернете. Духовник, затем и священник – необязательная «преграда» перед Причастием.

Другие обсуждаемые вопросы в среде православных по проекту документа «О подготовке ко Святому Причащению»: о посте, в том числе и в субботу; о продолжительности поста и обязательности Исповеди перед Причастием; глубине и силе говения; о женской нечистоте; о повсеместном переменении женщинами одежд на мужские одеяния.

В проекте документа «О христианском погребении усопших» усматривается необходимость объяснения смысла отпевания. Во время его совершения испрашивается прощение грехов у Бога через Церковь усопшему. Важная часть отпевания – чтение священником разрешительной молитвы, через которую прощаются грехи усопшему, в которых «сердцем сокрушенным покаяся» и «елика же за немощь естества забвению предаде». Но даже, если грехи и прощены все, но человек не исправлял свою душу праведной верой и добрыми делами, страстная душа не сможет достичь упокоения и, тем более, обожения. Но и лишать таковой возможности погребаемого из-за незнакомства его со священником или неизвестности его жизни не нужно. Чем больше грехов, тем более необходимо молитв для такого человека. К примеру, за святых не молятся, наоборот, к ним обращаются.

Правильно замечено в проекте о практике «заочных отпеваний», по сути являющимися панихидами, которые можно совершать как до отпевания, так и после не у тела покойного.

Сейчас необходимо больше брать заботы о похоронах со стороны Церкви, хотя бы до момента осознания массами, что молитвы должны звучать в храме у тела усопшего. Необходимо ставить вопрос о реализации большей возможности проведения отпеваний в храме. Стараться сводить к минимуму отпевания вне стен церковных при большей частоте проведения самих отпеваний и заупокойных молитв.

Ритуальные залы необходимо уже давно нигилировать. Похоронные услуги ограничить привозом-увозом, откопкой-закопкой. Не сразу. Но и не успокаиваться текучестью и сложившимся ходом дел в сфере «ритуальных (в кавычках) услуг». Не в пример нам, казахи очень редко пользуются такими услугами. У мусульман почти при каждой мечети выделено место для отведения поминальных обедов. У номинально православных основной вопрос при погребении: «Можно ли поминки раньше устроить на день?» Хотя их «поминки» ничего общего с поминовением усопших не имеют. Именуемые «обеды» нужно делать православными.

Вопрос о полном отпевании. Полное отпевание проходит около трех-четырех часов. Нет смысла называть «полным» то моление, которое совершается двадцать минут или даже сорок. Это должно быть на усмотрении священника. Иногда лучше внятно и понятно прочитать «Отче наш…» и разрешительную молитву и объяснить, что же все таки произошло во время молитвы. А в другой раз и помолиться продолжительно. Нужно учить певчих и батюшек не формальному скороговариванию, а внимательному простому пониманию и передачи смысла церковных текстов.

 Чин погребения содержит молитвословия о человеке, который при жизни имел сознательную веру и упование на Господа Иисуса Христа в обсуждениях проекта высказываются мнения выработки чина погребения для нецерковных крещенных людей. Не имеет смысла постановка такого вопроса. Священник может сам в чине отпевания выбрать все необходимые молитвословия. Можно тексты применять в обще панихидном варианте ко всем православным. Например, «Покой, Спасе наш, с праведными рабов Твоих», а не раба(у) Тво(его)(ю). И уже по смыслу обращать прошения к Господу и лично за усопшего (усопшую). Например, «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего». А чин молитвы проводить в том контексте, что праведно в вере скончавшихся Господь и упокоит, будем усерднее молить Господа об усопшем не так свою жизнь проживавшим и сами будем извлекать из этого должный урок.

Возможно, особо необходимо определить тексты молитвословий при христианском напутствии иноверцев.

Если упорядочить практику проводов отпевания усопших, на сколько можно сократить время от исполнения треб. Конечно, если реализуется практика обращения в храм для совершений погребений. Определенное время для совершения отпевания – после Литургии. В нашем крае до сих пор все стараются произвести вынос в 13-00.

Чин «Молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» - это скорее исключение из правил. Нет необходимости его «пиарить». Есть правила, а есть исключения из правил, которые не должны становиться правилами. Смысл заключен в том, что Церковь не отвергает никого из приходящих к Ней, будь то атеист, мусульманин или разбойник… Т.е., и их, последних, отталкивать не нужно.

Настало время упорядочить и дать жизнь «Формам» возможного молитвенного поминовения во время погребения и после погребения усопшего, а так же «Формы» погребальных крестных ходов пеших, автомобильных и проч.

Необходимо разработать концепцию работы с предприятиями, оказывающими услуги в области погребения усопших (морги, полиция, похоронные агентства) для эффективного использования совместных действий в области продвижения общественного сознания к идеям необходимости отпевания в храмах и совершений погребений через Церковь. Конечно, в разумных пределах, не доводя действий храма до услуг ритуальной конторы, а священника – не низводя до уровня похоронного агента.

Вообще, нужно повышать авторитетность роли священника, как на приходе, так и в гражданском обществе.

О Венчании.

В настоящее время два вида совершения Таинства. Одно из них — коммерческое. Другое – это: «На нашем приходе полтора венчания в год».

Сейчас почти невозможно согласно принятой светской традиции и законам совместить гражданское бракосочетание и церковное Венчание. Либо «расписываться» в пятницу, потом Венчание, потом постный стол. Либо «расписываться» в субботу, Венчание потом когда-нибудь. Либо Венчание в Воскресенье, «расписываться» когда-нибудь до этого или после этого, но тогда Венчание без регистрации. Может, имеет смысл подумать о таких вопросах: выездные молебны на место проведения свадеб и совершение регистрации в день совершения Венчания, в том числе Воскресный.

Большее внимание нужно уделить вопросу совершения Таинств на приходе по месту жительства, как желательно обязательному действию.

Важен для многих прихожан является вопрос о благословении на Причастие духовником верующему супругу, живущему не в церковном браке из-за неверия или маловерия другого.

В пункте «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» необходима вставка о том, что причина для расторжения церковного брака может быть только одна – измена, но есть и допустимые поводы, как снисходительные к немощам человеческим.

Особый вопрос современности о желании воссоединения с находящимися в разделении братьями и сестрами.

Но в проекте сразу же будет чувствоваться конфликтность понятий. Если мы их назовем старообрядцами, а не староверами, на этом весь диалог может и закончиться. Далее. Например, безпоповские поморцы научились жить без «видимого» Причастия и наши «обряды» принимать категорически не будут. Не спровоцирует ли наши стремящиеся к обновленчеству массы легко принять такие и похожие моменты. Почему они смирились с мыслью «безпоповства»? Потому что считается, что нет уже достойного священства. И т.д. Наверное, необходимы какие-то еще постановительные пунктуальные инструменты, которые бы нас сближали, но от нашей веры не отдаляли.

В мерах по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма можно порекомендовать уделять большее внимание сугубой молитве на приходе. Например в Богородице-Рождественском храме г. Усть-Каменогорска р-на Аблакетка сложилась многогодовая традиция кроме сугубых прошений на Литургии ежегодно в течении сорока дней перед празднованием иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» вычитывать акафист и освещать воду. В течении года акафист каждое Воскресение прочитывается на службе, прихожане принимают участие в молитве еще ежедневным келейным его вычитыванием по очереди по благословению. В чтение включены и тюремные приходы.

Деятельность Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви – это активное взаимодействие священноначалия, народа Божия и всего общества в целом. Ведется нужная и своевременная работа по разрешению насущных вопросов духовной жизни и гражданского общества. Необходимо включаться самим в этот процесс и подключать к нему приходы и всех заинтересованных.

Беседа перед Венчанием.

Подтвердить об Исповеди перед Причастием.

Брачный обыск в Епархии.

О Причастии 2 (минимум) и 4 (хорошо) раза в месяц в Епархии.

Супруг, супруга. Епитимия виновной стороне.

В Епархии «Необходимо разработать концепцию работы с предприятиями, оказывающими услуги в области погребения усопших (морги, полиция, похоронные агентства) для эффективного использования совместных действий в области продвижения общественного сознания к идеям необходимости отпевания в храмах и совершений погребений через Церковь. Конечно, в разумных пределах, не доводя действий храма до услуг ритуальной конторы, а священника – не низводя до уровня похоронного агента».

О братских отношениях со старообрядцами.

 

О посягательстве на жизнь супруги и детей. Так же «и супруга».