Коррупция

Докладчик: священник Евгений Яганов.

Корру?пция (от лат.corrumpere — растлевать, лат.corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Сейчас острой проблемой стала коррупция. Можно ли победить коррупцию, с которой у нас принято бороться, возможно ли чиновнику сегодня работать честно и можно ли давать взятки? Ведь это явление противно духу христианства.

Известно из истории, что несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. Тяжелые времена, пережитые ми в недавнем историческом прошлом, слом экономики и общественной психологии в 1990-е годы повлияли на состояние умов многих наших граждан и «привели к развитию различного рода пороков, в том числе, связанных с хищением общественной и государственной собственности».

Причины преступности, коррупции и равнодушия чиновников лежат в нравственной плоскости, а не в сфере политического устройства общественной жизни.

Как нам, современным людям вести себя в современных условиях, когда так много сил действует для того, чтобы склонить нас на ту или иную строну? Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны. Нам говорят о том, что "если пойдете в эту сторону, то непременно будете счастливы, а в другую – несчастливы". Ну разве не тоже самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года, разве не так говорили в течение всего XX века?»Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра./%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%8B/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F.%20%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C.docx#_ftn1" title="" name="_ftnref1">[1]

«И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воле, потому что кто-то связывал с этим выбором их счастье помимо их воли. Из сердца человеческого исходят как добрые, так и злые помыслы, и пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей».

Вспоминая примеры угодников Божиих нужно помнить, что отдавать свою жизнь следует только за те цели и ценности, в которых отображается Божья Правда и Божий закон, которые включают в себя и любовь к ближним, и солидарность, и заботу об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости.

«И не нужно охать и ахать, когда общество вздыбливается очередными конфликтами, не только мирными, но, мы знаем, и кровавыми. Не нужно сетовать на неправильность ведения дел в государстве, когда именно от сердца человеческого исходят злые помыслы, реализующиеся в коррупции, преступности, в бесчувственном отношении чиновников, в высочайшем градусе конфликтности и конкурентности в отношениях между людьми».

«Мы никогда не выйдем из кризисов пока мы не изменим человека. В эту круговерть неправды вовлечены все: и великие, и слабые, и сильные, и немощные. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25 лет так громко, что громче говорить невозможно». Нужно смело свидетельствовать о правде Божией, находить правильные слова, обращаться к людям, бить в набатный колокол.

«Не может быть справедливого устроения жизни без устроения человеческой души».

Тут видятся три причины: безбожие, бессовестность и невоспитанность. Если бы люди были воспитаны, то вели бы себя поскромнее. Но общество организовано так, что человек либо вынужден подчиняться общим правилам, либо, если он не поддается, то его система вытесняет.

Безбожие и бессовестность –связанные вещи. Совесть – это голос Божий в человеке, такое религиозное шестое чувство. Оно присуще всем людям, но в результате особого антивоспитания люди приходят к тому, что совесть практически перестает действовать, атрофируется.

Причина этого – в отсутствии всякого религиозного образования. Ведь маленький ребенок всему учится через подражание. Если папа матершинник, а мама курит – значит, и он с семи лет все это попробует. Даже если потом он попадет в другую среду, где этого нет, где никто не курит и не ругается, то все равно в какой-то острый момент это к нему вернется – мгновенно и в полном объеме. Человек уже отравлен, и хотя он может усилием воли это прекратить, но уже никогда не будет в этом смысле чист. Это отравление навеки, как некая татуировка на душе.

Зачастую религиозность у нас – это такой этнический компонент. Верующими называют себя 97% казахстанцев, при этом больше половины верят в астрологию, которую им навязывают через СМИ.

Так же и люди, называя себя православными, просто заявляют, что принадлежат к определенной традиции. Им интересны всякие Ванги, Джуны, инопланетяне, заговоры… В это они шибче верят, все бесовское для них гораздо более привлекательно. Недаром же люди, для которых магия – бизнес, обязательно ставят рядом с собой икону как некий гарант «стерильности». Христос говорит: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». И ведь есть люди, которые идут во власть, искренне желая послужить – кому-то помочь, что-то исправить. А потом встраиваются в систему и ломаются…

Таких, которые идут послужить, единицы. Многие рвутся к власти, чтобы с этого жить. Или чтобы кем-то быть. Если ты у власти, то уже как бы при должности. И поведение соответственно такое, как будто они кто-то.

Есть точка зрения, что власть людей портит. Это в том смысле, что человек попадает в определенную среду, а там все механизмы настроены таким образом, чтобы человека поставить в зависимость, и он постепенно портится или уходит.

Как здесь устоять? Верующий человек знает, что искушения лежат в плоскости духовной. Чистота мыслей зависит и от – от помыслов лукавых и от внутреннего устроения человека – от чистоты собственной совести.

Так же и поступает человек сообразно с чистотой помыслов и совести. Не всё регламентируется рамками закона. «Суббота для человека, а не человек для субботы»

(Мар.2:27).

Возвращаясь к коррупции, как определить это понятие, – что это такое? Это сращивание мира преступности с властями. Когда власть выполняет заказы преступного мира, а преступный мир назначает власть, вплоть до того, что проводит во власть преступников, вплоть до криминального бизнеса у представителей власти. Когда происходит перерождение органов власти в преступников. На любом уровне.

Церковь может помочь государству действеннее противостоять коррупции, поскольку воспитывает людей в духе евангельских ценностей и высочайших нравственных требований. Церковь не имеет властных полномочий. Не ее дело заниматься проверками. И даже не ее дело выносить суд. Ее дело — работа с человеческими душами. Взаимное регулярное сотрудничество в том числе и на договорной основе на ниве нравственности вместе с государственными структурами – вот путь взаимодействия в улучшении нравственного климата всего общества, поскольку такое явление как коррупция, а проще говоря — воровство, разлагает человеческую личность. А если коррупция приобретает значительные масштабы, то она разъедает здоровую ткань человеческого общества и подрывает устои государства. Государство обладает властными полномочиями в преодолении коррупции, а Русская Православная Церковь, «не имея властных полномочий, обращается к человеческой душе, к человеческому сознанию». Осуществляя это через совместное участие в противодействии коррупции, экстремизму, духовной экспансии и другим явлениям, представляющим опасность для личности и общества; участие в просветительских мероприятиях, направленных на нравственное оздоровление общества; диалог по представляющим взаимный интерес вопросам, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; организация духовно-нравственного просвещения и поддержки работников гос. структур; оказание взаимной экспертной и консультативной помощи по вопросам, входящим в компетенцию сторон; обмен представляющей взаимный интерес информацией; проведение совместных просветительских мероприятий;

создание и участие в работе совместных советов, комиссий; сотрудничество и взаимная поддержка в развитии конструктивного государственно-церковного диалога по актуальным проблемам современности; иные направления, когда они служат сохранению нравственности в обществе исполнению задач.

Нравственность – это свободное или добровольное исполнение принятых в обществе представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Забота о сохранении нравственности в обществе – сейчас острая проблема. Все чаще хочется восклицать: O tempora! O mores! (О времена! О нравы!) — латинское крылатое выражение, констатирующее упадок нравов, осуждающее целое поколение, подчёркивающее неслыханный характер события.

В XXI веке появился духовный и нравственный вакуум, образовавшийся в жизни народов. Для устранения этого вакуума сегодня недостаточно только церковной проповеди. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации. Ответственность за это лежит на государстве, духовный смысл существования которого — в ограничении зла и поддержке добра (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, III.2). Настало время, когда народы наши должны вернуться к мировоззрению, основанному на твердых нравственных принципах, приобрести необходимые познания в религиозной области, обогатиться опытом диалога религий и культур.

Знамения времени ясно указывают нам, что откладывание на будущее духовного и нравственного обновления наших народов безнадежно ослабит нас, сделает все внутренние и внешние меры безопасности непрочными и недолговечными. Помня об этом, будем укрепляться духом и твердо хранить ещё не до конца утраченное наше единство, которое есть благо, а разобщенность — зло. Во всем пусть присутствует здравая мера. Патриотизм пусть не переходит в шовинизм и нетерпимость. А борьба с коррупцией – в борьбу с человеком.

С надеждой и уверенностью на совместное общественно-полезное сотрудничество на ниве нравственности в обществе призываю Божие благословение на наш общий созидательный труд. Пусть Господь дарует нам крепость сил душевных и телесных, чтобы мы очистили свою душу от греха, чтобы мы стали лучше, нравственность – выше, чтобы мы стали Богоугодными и между собой жили в мире, любви и уважении, чтобы раздоры и разделения не были среди нас.