О соработничестве Церкви и казачества. Новый этап взаимоотношений в сотрудничестве.

Автор: священник Евгений Яганов.

 

Новый этап взаимоотношений в сотрудничестве Церкви и казачества.

В последние годы все более укрепляются взаимодействия Русской Православной Церкви и казачьих общин. Представители Церкви заинтересованы в укреплении и развитии казачества — мощной общественной силы, конструктивно влияющей на формирование социального пространства. А представители казачества все более утверждаются в том, что вера, хранимая Православной Церковью, вера, на страже которой они стоят, и есть та основа, которая наполняет смыслом жизнь каждого человека, хранит семьи и объединяет народы.

Церковь всегда стремилась помочь всему казачеству найти свой уникальный путь служения Богу и Отечеству, а каждому казаку — путь личного спасения. Вера не только наполняет смыслом нашу жизнь, она указывает перспективы общественного развития в сферах устроения семьи, воспитания детей, перспективы экономического развития в сферах организации хозяйства, развития производства и внедрения новых технологий. Память о том, что все мы — братья и сестры во Христе, члены одного Тела Христова, должна наполнять нашу жизнь братолюбием и милосердием, желанием помочь ближнему, что и раскрывается в понятии «соработничество».

Вспомним известные всем строки первого псалма Давидова, которые должны всегда быть мерилом наших поступков: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его» (Пс. 1, 1–2).

Когда мы говорим о казачестве, мы, прежде всего, вспоминаем его славную историю и традиции. Без памяти о прошлом, совершенно справедливо, невозможно движение вперед. Именно в опыте предков, в памятовании о подвиге героев мы черпаем силы для собственных свершений. В условиях атеистического советского государства казачьи семьи соблюдали церковные праздники, традиции, сохраняли иконы, тайком крестили детей и отпевали умерших, воспитывали детей в духе христианских заповедей, морали, нравственности. Но точно так же, как невозможно заставить жить казака в раз и навсегда заданном прошлом, так нельзя сразу, сейчас сформировать и новое социально-экономическое пространство, поскольку меняется социальное окружение, становятся все многообразнее экономические отношения. Меняться в этой связи должен и сам казак, готовый не только осваивать изменяющееся социально-экономическое пространство, но и активно участвовать в его преобразовании в соответствии с казачьими традициями и идеалами, среди которых, прежде всего, труд и ратный подвиг, забота и любовь к ближнему своему, благочестие и милосердие, порядок и здоровый образ жизни.

Важным является православный подход к темам экономики и труда, который базируется на принципе, что в основе блага лежит только честный труд. Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол пишет: «...лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4, 28).

Необходимо акцентировать внимание на понятии современного казачества. Положение о том, что современное казачество есть русская версия европейской цивилизации, — это в корне неправильный подход. Что же есть современное казачество? Сегодня с большой долей уверенности мы можем идентифицировать современное казачество как общность служилых людей, интегрированных в русскоязычный мир, обладающих законодательно закрепленными обязанностями и правами, отраженными в их обычаях и традициях, и формирующих свое социально-экономическое пространство в соответствии с христианским идеалом на благо Отечества и Русской Православной Церкви.

Необходима совместная работа по подготовке концепции духовно-нравственного окормления и воцерковления казачества, а по сути, заложить прочный фундамент устойчивого развития казачьих обществ и общественных объединений казачества. Ведь под устойчивым развитием нам следует понимать постоянное улучшение того, что было; это целенаправленный рост, при котором обеспечение потребностей нынешнего поколения казаков осуществляется без ущерба для будущих поколений.

Взаимодействие Церкви и казачества — процесс двухсторонний. Чтобы по-настоящему окрепнуть духовно, казачеству предстоит еще проделать немалый путь, и Русская Православная Церковь будет всеми силами ему помогать.

Основными историческими и идеологическими факторами, сформировавшими поселения местных переселенцев, были Церковь и казачество. Вся сущность наших предков выразилась в таком историческом явлении, как Прииртышское приграничное казачество, а исторической миссией казачества было исповедание и защита православной веры. На протяжении веков казаки не мыслили себя вне Православной Церкви, их духовное возрастание неизменно было связано с традицией христианского воспитания. Патриотизм, вера в победу, жертвенная готовность защищать родную землю объединяли наших казаков в служении Отечеству, вдохновляли их на ратный и трудовой подвиг, давали им мужество и силы в борьбе с врагом. Историческое казачество видело великую цель своего существования — защиту и распространение Православия, а сами казаки считали себя православным воинством.

Сегодня казачество является исторически оправданной формой, подходящей для участия в национальном решении проблем, связанных с упадком патриотизма и распространением нигилизма по отношению к культурным и духовным ценностям. Будучи многогранным по форме своей деятельности, казачество может продуктивно применяться в программах военно-патриотического воспитания молодежи, в формировании национальных военных традиций. История казачества с ее героическими примерами не только имеет значение для военной хроники, но и является наглядным образцом подвига предков, побуждающих своих потомков к любви к Родине и православной вере. Таким образом, идеология казачества может и должна стать фундаментом и объединяющей основой идеи патриотизма.

При этом казачество, укорененное в православной традиции, является замечательной формой популяризации христианских ценностей, в противовес пропаганде потребительского образа жизни. Казачество в доступной и популярной форме способно довести до широких масс актуальность христианских идеалов, так как идеал казачества не мыслится вне православной традиции. Исходя из того, что одной из важнейших задач, стоящих перед Церковью в этом мире, является проповедь о Христе, казачество может стать одной из наиболее успешных форм проповеди среди активной, патриотически-настроенной части общества, где наглядно демонстрируется возможность плодотворной реализации христианского идеала в решении насущных практических проблем, недостатка истинного патриотизма.

Внутренние проблемы казачьих общин, находящиеся в конкурирующих отношениях между собой, порой не имеют никакого идеологического и духовного базиса. В результате огромный потенциал, заложенный в казачьем движении, сводится на нет. Причина этого удручающего положения видится в отсутствии в казачестве единого духовного и идеологического фундамента, которым для исторических казаков было исповедание Православия.

Современное казачество из-за разрыва связи поколений, который насчитывает сотни лет, в своей основе не приобщено к религиозному, духовно-нравственному, историческому наследию своего народа. Большинство современных казаков порой и не задумываются о высших духовных ценностях. Хотя подавляющее большинство из них исповедует каноническое Православие, но их вера часто носит фольклорно-обрядовый характер. Среди казаков распространены религиозная индифферентность и этнофилетизм[1]. В составе казачьих подразделений могут оказаться люди другой веры и даже язычники и атеисты.

В связи с этим лучшие представители казачества на основании исторического опыта пришли к осознанию, что реанимировать жизнеспособность казачьего движения возможно только через возрождение в его недрах православной духовности и объединение его вокруг канонической Православной Церкви.

Со своей стороны, Православная Церковь всегда видела в казачестве своих верных духовных чад и осознавала свою пастырскую ответственность за сохранение в современном казачестве верности истинной христианской духовной традиции. Главной целью взаимодействия Церкви и казачества стало именно воцерковление казаков во всех смыслах этого слова. Важное место в жизни современного казачества занимает нелегкий процесс его воцерковления, и особенно большое внимание должно уделяться детям. В учебных заведениях: кадетских корпусах, школах, казачьих классах — большое значение отводится преподаванию основ православной культуры, ученики бывают в храмах во время богослужений и приобщаются к вере.

Быть православным — это не значит фольклорно исполнять традиции, быть православным — это не только уметь креститься и снимать шапку в храме. Быть православным — это значит сопрягать, в первую очередь, нравственный Божий закон со своей жизнью. То, чем всегда было сильно казачество, — сила духа, а без сильной веры не может быть сильного духа. Вот почему и существовала такая органическая связь между Церковью и казачеством. Ведь недаром говорят: «Казак без веры — не казак».

И так важно, чтобы эта связь сегодня укреплялась. Казачество — это не только внешние отличительные символы, знаки; казачество — это образ жизни, в частности формируемый под духовным воздействием православной веры.

Основной задачей Церкви при взаимодействии с казачеством сейчас является формирование и оформление конструктивных взаимоотношений Церкви и казачества, определение принципов духовно-пастырского попечения Церкви о казачестве и выработка единства и координации действий института казачьих духовников в работе с казачьими организациями. Перед казачеством становится актуальным осознание необходимости организационного оформления единства казачьего движения под омофором Православной Церкви.

В перспективе у Церкви во взаимоотношениях с казачеством остаются прежние задачи — формирование и координация института казачьего духовенства и воцерковление казаков. Участие в церковных таинствах многими не воспринимается как жизнеобразующая необходимость, поэтому следует обратить особое внимание на уровень религиозного образования командного состава. Перед принятием присяги с будущими казаками должен поработать священник, чтобы они понимали, Кому они присягают и на Чем.

Возрождаться казачество должно в лучших его формах — это не просто ношение формы, а именно состояние души, то есть когда у человека есть полная гармония с Богом и любовь к Богу проецируется на все человечество. И задача казачества как общества состоит в том, чтобы показывать добрый пример, нести немую проповедь своим образом жизни. А задача духовника — направлять людей к Богу, проводить среди казачьих обществ разъяснительную работу, катехизацию и непосредственный призыв принимать участие в богослужении, Исповеди, Причастии — совместное богослужение объединяет людей.

В Восточном Казахстане актуальной задачей можно обозначить создание совета атаманов Православных казачьих организаций. Созрели условия, когда партнерские отношения Церкви и казачества выходят на совершенно иной духовный уровень, где Церковь — это Мать, Бог — Отец, а казачество — любимое духовное чадо Православия. Этот новый уровень отношений позволит возродить казачество, как достойную дееспособную социальную силу, являющуюся опорой Православной Церкви.

Что значит считать себя достойным гражданином? Значит: ценить историю своей страны, своего народа, гордиться своим народом, его культурой и традициями.

Как же устоять перед современной волной чужеродных идеологических образцов и штампов? Ответ на этот вопрос мы найдем тогда, когда начнем создавать систему казачьего образования, которая базируется на Православии, на духовных традициях казачества. И где в основе будет заложено должное патриотическое и нравственное воспитание.

Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что Православная вера на протяжении многих столетий была и остается тем несгибаемым стержнем, той внутренней силой, которая определяла и определяет высокую духовность казачества, служение идеалам добра и правды, стремление к подвигам и презрение к опасности, необычайную стойкость, как в бою, так и в нелегких условиях повседневной жизни.

Совместные действия и формы сотрудничества Православной Церкви и казачества.

Посещение детьми и взрослыми, казаками и их семьями православных обучающих предприятий: воскресных школ, православных семейных центров досуга, православных лагерей для детей и подростков.

Строительство православных часовен, участие в других строительствах Православной Церкви.

Оказание посильной помощи церковным учреждениям в проведении уборки и благоустройстве территорий, охране общественного порядка.

Ежегодное проведение 1 сентября, в день Донской иконы Божией Матери и Дня знаний, православных торжеств.

Истинный показатель любого народа — не уровень богатства, не обилие собираемого урожая, а облик человека, воспитываемого обществом. Правильно говорит народная мудрость: «Нравственные качества народа — капитал нации».

Для формирования этого «казачьего духа», основанного на принципе: «Казак без Веры — не казак», вера, на страже которой стоит казак, и есть основа, которая наполняет смыслом жизнь человека, укрепляет семьи и объединяет народы.

Чтобы стать активной социальной силой, необходимо возвращение к издревле существующим традициям казачьего быта, в основе которых следующие негласные правила:

1.         Каждый казак и члены его семьи должен посещать Божий храм, как правило, по Воскресениям и праздничным дням.

2.         Каждый казак должен жить в венчанном браке.

3.         Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.

4.         Как минимум, четыре раза в год казак обязан участвовать в таинствах Исповеди и Святого Причащения.

5.         Каждый член казачьей семьи в обязательном порядке должен изучать «Закон Божий». В каждом образовательном учреждении казачьего поселения, где таковые имеются, должен изучаться этот предмет.

Полезным было бы создание меморандума с разработкой алгоритмов взаимодействия конкретных приходов с конкретными казачьими обществами, и закрепление за казаками духовников этих приходов указом правящего архиерея, снабдить священнослужителей методическими материалами, чтобы они знали, на что опираться в своей работе, какие формы сотрудничества использовать. Составление на основе этого договоров между приходами и обществами по разработке и целенаправленной реализации планов совместной работы по вопросам воцерковления и духовно-нравственного окормления казачества.

Так же полезно было бы проведение следующих мероприятий.

Разработка или использование имеющихся последований принятия присяги казаками в храме, освящения хоругви (воинского знамени), приведения атамана казачьего общества к присяге, принятие в войско женщин-казачек в храмах определенным чином.

Разработка и следование Чинопоследованию открытия и завершения Круга (Сбора), чину освящения и прибивки знамени войскового казачьего общества, чину благословения воинских оружий и других значимых символических вещей.

Организация церемонии прибивки знамени казачьего общества.

Разработка различных миссионерских мероприятий, семинаров, фольклорных экспедиций, фестивалей, праздников, конференций, изданий книг. Выступления казачьей самодеятельности в различных мероприятиях.

Регулярное участие в богослужениях, охрана храмов и других приходских объектов, выставления казачьего почетного караула на мероприятия, организация казаками выставок, открытие своего сайта, защита и реализация грантов православной направленности.

Участие в различных православных мероприятиях от Епархии и приходов в Москве или других городах России и Казахстана.

Паломническая деятельность, участие в детских православных лагерях при поддержке казачьих войск, совместные крестные ходы.

Участие пастырей не только в проводимых казачьих Кругах, но и во всех казачьих мероприятиях — советах атаманов, Правлениях казачьих обществ, различного рода поездках.

Построение образовательной среды организаций, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций и духовно-нравственных ценностей казачества, развитие православной составляющей в системе непрерывного казачьего образования, определения путей дальнейшего роста социального партнерства в деле сохранения и укрепления отечественных духовных и культурно-исторических традиций казачества, обмен практическим опытом в вопросах духовно-нравственного развития казачества.

Организация мероприятий по обмену опытом работы по вопросам воспитания подрастающего поколения казачьей молодежи на основе традиционных ценностей; по вопросам важности изучения основ православной веры, участия в богослужениях, крестных ходах; преемственности и семейственности как принципах воспитания казачьего духа. Инициирование и организация доставки частиц святых мощей, высокочтимых православных святынь.

Рекомендовать руководящему составу казачьих обществ со священниками осуществлять проведение постоянного мониторинга участия членов казачьих обществ, включая их семьи, в религиозной жизни соответствующих приходов РПЦ. Способствовать активному вовлечению членов казачьих обществ в жизнь православных приходов РПЦ через регулярное посещение Богослужений, участие в Церковных таинствах. Продолжать развитие православной составляющей в системе непрерывного казачьего образования. Участие приходов Русской Православной Церкви, казачьих обществ и органов государственной власти и местного самоуправления в разработке совместных программ.

По проведении конференции подготовить итоговый документ конференции в адрес соответствующих Епархиального и Синодального отделов по взаимодействию с казачеством, священнослужителям, окормляющим казачьи общества, атаманам казачьих обществ ВКО и их помощникам.

Заключение.

Сегодня казачество — это серьезная сила, которая помогает православным храмам, в том числе и в вопросах воспитания молодого поколения. Смысл жизни казака — в служении. И нет для него, по слову Христову, «Больше той любви, чем положить душу свою за други своя» (Ин. 15; 13). Из этих слов складывалось для казака представление о патриотизме и доблести, как готовности пожертвовать собой во имя своих идеалов — веры, отечества, чести. Не бывает казака без веры, а казачества — без Православия. Нет и патриотизма без жертвенной любви. Эта жертвенность так же имеет основу в христианстве: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» (Ин. 3; 16).

Святые покровители казаков.

Пресвятая Богородица.

Архангел Михаил — небесный покровитель Яицкого (Уральского) казачьего войска. В его честь был назван основной Войсковой храм — Михайло-Архангельский собор, сооруженный в 1751 году в городе Яике (Уральске).  В 1918 году Уральским войсковым съездом был учрежден Крест (орден) Архангела (Архистратига) Михаила — военная награда для достойного награждения и поощрения казаков и офицеров, особо отличившихся в боях с Красной Армией.

Апостол Андрей Первозванный.

Святитель Николай Чудотворец.

Великомученик Георгий Победоносец.

Великомученик Пантелеимон.

Великомученица Екатерина.

Преподобный Илия Муромский (которого русские былины называют «старым казаком»).

Преподобный Сергий Радонежский.

Благоверный Великий князь Александр Невский.

Благоверный Великий князь Димитрий Донской.

Страстотерпцы Борис и Глеб.

Полезно почитание и знание местных святых.

• Святитель Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†30.10.1937). День памяти - 30 октября.

• Священномученик протоиерей Александр Дагаев, Усть-Каменогорский (†1920).

• Священномученик протоиерей Дмитрий Смирнов, Ярославский (†26.06.1940).

• Священномученик протоиерей Сергий Феноменов, Усть-Каменогорский (†1918).

• Священномученик иерей Иоанн Баранов, Усть-Каменогорский (†4.12.1937).

• Священномученик иерей Зиновий Сутормин, Согринский (†Январь 1920).

• Священномученик Феодор Чичканов, пресвитер Семипалатинский (†22.10.1937). День памяти - 22 ноября.

• Священномученик Виктор Климов, пресвитер Семипалатинский (†22.11.1937). День памяти - 22 ноября.

• Священномученик протоиерей Нестор Панин, пресвитер Семипалатинский (†22.11.1937). День памяти - 22 ноября.

• Священномученик архимандрит Митрофан (Кванин), Семипалатинский (†2.12.1937). День памяти - 2 декабря.

• Священномученик Константин Черепанов, пресвитер Семипалатинский (†22.11.1937). День памяти - 22 ноября.

• Священномученик протоиерей Иаков Передний, Семипалатинский (†2.12.1937). День памяти - 2 декабря.

• Священномученик протоиерей Димитрий Куклин Семипалатинский (†2.12.1937). День памяти - 2 декабря.

• Преподобномученик иеромонах Герасим (Сухов) Семипалатинский (†27.11.1937). День памяти - 2 декабря.

• Священномученик Николай Щербаков, пресвитер Семипалатинский (†25.11.1937). День памяти - 28 ноября.

• Мученик Иоанн Блинов, Семипалатинский. День памяти - 1 апреля. (†1.04.1933)

• Священномученик иерей Евфимий Владимиров (†1897). День памяти 26 октября.

• Священномученик Виссарион (Селинин), пресвитер Урджарский (†1918). День памяти - 21 августа.

Храмовые праздники и святые.

Святые тезоименитые и многие другие святые. Дни Ангелов, именины.

Как следует из истории, казаки давали обеты. Очень часто обет заключался в совершении паломничества к святыням земли русской, Святым Источникам.



[1] Этнофилетизм (от греч.: ?θνος + φυλ? – «народ» + «род», «колено», «племя») или филетизм (от греч.: φυλ? — филон) – предпочтение национальных интересов общецерковным.