Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Евангелическо-Лютеранской Церковью

Доклад.

2 июня 2017 г.

 Усть-Каменогорск, ВКГТУ.

Автор: священник Евгений Яганов.

Официальное открытие года Реформации в России состоялось 22 марта в гостиничном комплексе «Президент-отель». В мероприятии, посвященном 500-летию Реформации, организованном Евангелическо-Лютеранской Церковью России, приняли участие представители христианских конфессий, государственной власти РФ, дипломаты, деятели науки и культуры.

С XVI столетия в ходе так называемого движения Реформации образовались протестантские конфессии, отделившиеся от римско-католической веры. Протестантизм сам очень скоро разделился на отдельные ветви, отражающие сложившиеся под влиянием исторических обстоятельств особенности христианского вероучения в государствах средневековой Европы. Помимо крупных ветвей в протестантизме возникает, начиная с XVIII в. и по настоящее время, множество отдельных движений (и сект). Одно из основных ветвей протестантизма Лютеранство — первое четко оформившееся церковное учение, направленное на освобождение Германии из-под власти Рима. Основоположником его стал бывший католический монах Мартин Лютер.

Основная цель его учения — освобождение Церкви из-под гнета римско-католического папизма и возвращение христианства к чистоте апостольского века.

Отмечая неоднозначный характер событий 500-летней давности, можно выразить удовлетворение тем фактом, что представители Римско-Католической Церкви и протестантских деноминаций используют юбилейную дату как повод для исторического примирения и взаимного прощения, созидания почвы для дальнейшего развития межконфессионального сотрудничества. В качестве примера такого сотрудничества можно привести Россию, где оно активно развивается в сферах совместного отстаивания традиционных нравственных ценностей, социального служения, поддержки христиан в тех регионах, где верующие во Христа претерпевают гонения.

В 2017 году во многих странах проходят мероприятия, посвященные 500-летию Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер выступил с 95 тезисами, в которых содержалась острая критика различных аспектов вероучения и практики Католи\.

Этот юбилей напрямую не касается Православной Церкви, но ее представители принимают некоторое участие в юбилейных мероприятиях, в том числе организуемых Евангелическо-Лютеранской Церковью России. Следует отметить сложившийся конструктивный уровень межконфессионального взаимодействия и сотрудничества, направленного на поддержание мира и стабильности в обществе, на совместную защиту традиционных нравственных ценностей.

Сейчас прорабатывается вопрос о совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии, посвященной теме христианского мученичества, назначенную на ноябрь 2017 года в Москве.

Христианский мир раздроблен. Это печальное обстоятельство удручает не только каждого, кто считает себя христианином, но и многих внешних по отношению к христианству людей.

Диалог необходим и рамки его видятся не в противопоставлении друг друга, а в границах христианского единения, любви и благочестия.

Необходимо решать актуальные вызовы нашего времени. Это духовно-нравственное и морально-психологическое состояние нашего общества, его духовно-нравственное разложение и деградация, ложные ценности и ориентиры, особенно в молодежно-подростковой среде, возросшая детская и юношеская преступность, проблемы воспитания в семье и школе, духовно-нравственное образование подрастающего поколения и молодежи и многое, многое другое. Необходимы совместные действия в возгревании в сердцах граждан подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре на основе утверждения системы духовных целей и ценностей.

Задача нашего сегодняшнего диалога, как и общая наша задача, сводится к тому, чтобы нам стать мостостроителями в отношениях между Православием и лютеранством хотя бы на нашем региональном уровне. Мосты через пропасти наших разногласий - это вопросы нашего взаимопонимания. Необходимо определить точки нашего положительного соприкосновения веры и расширять их до возможных пределов. Для православия этими границами будут догматы нашей веры, за пределами которых мы перестаем быть православными и переступить за которые мы не можем. Первый мост - это наша доброжелательность друг к другу и уже установившиеся добрые личные взаимоотношения, которые можно и нужно укреплять еще больше. Это первоочередное. Главное же, это наша вера во Христа. Здесь не просто нужно сказать, что мы веруем во Христа. Необходимо отстраивать наши утверждения в вере, которые полностью совпадают или могли бы совпасть при определенной совместной договоренности в этих вопросах. Прежде всего это пока непреодолимое расхождение в вопросах отношения к однополым бракам и к женскому священству. Хотя и в этом, думаю при определенных усилиях и желании мы бы могли понять друг друга и сойтись на определенных принципах взаимопонимания.

Ничего так не укрепляет дружественные взаимоотношения, как совместные добрые дела. А повода для них в нашем секуляризованном мире, ох, как много.

Отправными точками в христианском понимании ценностей являются вера, любовь, надежда, милосердие и другие добродетели. Христиане должны привнести это понимание в дискуссию по основным общественным ценностям, таким как свобода и справедливость. Христианская мысль должна исходить из сути веры и из богословских убеждений: учения о Троице, о Воплощении и богоподобии. Например, ценность и достоинство человека должны обосновываться не генетически, а на основе отношений с Богом.

Если мы считаем себя последователями и учениками Христа, то отношения наши не должны доходить до взаимных упреков и открытых конфликтов. Необходимы совместные действия в возгревании в сердцах граждан подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре на основе утверждения системы духовных целей и ценностей.

Прорходящий год в значительной части мира связан с 500-летним юбилеем реформации христианства. С наследием того дня 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, согласно преданию, вывесил на дверях виттенбергской церкви свои 95 тезисов, связано прежде всего лютеранское течение протестантизма.

Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство разниться в следующих пунктах своего вероучения: 1) о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры; 2) о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел; 3) о Церкви, как невидимом обществе святых, что влечет за собою отрицание иерархии; 4) о таинствах и 5) об отношении между Церковью земною и небесною. Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское 6) нравоучение и 7) богослужение.

Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия.

Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми.

Восстановление же христианского единства в вере и любви может прийти только свыше, как дар Всемогущего Бога. Источник единства ? в Боге, и поэтому одни только человеческие усилия для его восстановления будут напрасны, ибо «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1). Только Господь наш Иисус Христос, давший заповедь о единстве, есть Тот, Кто может дать силы для ее исполнения, ибо Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Задачей же православных христиан является соработничество Богу в деле спасения во Христе.

Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании. Как говорится в решении Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания (1986): «Православная Церковь в глубоком убеждении и церковном самосознании, что она является носительницей и свидетельницей веры и Предания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, твердо верит, что она занимает центральное место в деле продвижения к единству христиан в современном мире... Миссией и долгом Православной Церкви является преподание во всей полноте истины, содержащейся в Священном Писании и Священном Предании, которая и сообщает Церкви ее универсальный характер»...

Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Православные христиане должны ясно осознавать, что сохраняемая и исповедуемая ими вера имеет вселенский, универсальный характер. Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине.

Русская Православная Церковь ведет богословский диалог с инославием уже более двух веков. Для этого диалога характерно сочетание догматической принципиальности и братской любви. «Должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным при вековом разделении недоумениям».

Святитель Иоанн Златоуст, живший в IV-V вв. учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении». Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально.

Проповедь Православия идет не от отрицания чего бы то ни было, а, напротив, от утверждения положительного Учения Православной Церкви. Ибо Церковь – «есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим.3:15)

Дать человеку правильное понимание Священного Писания в свете Священного Предания, объяснить ему, что значит «согласование библейских текстов» и «согласие Отцов», что значат для нас Святые Таинства, — вот смысл евангельской проповеди в Православии.

На протяжении веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем, кто привносил в Церковь разделения и смуту: «К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излиянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены» (св. Климент Римский. Послание к коринфянам. 1. 46).

На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества. Некоторые из них исчезли в ходе истории, другие же сохранились на протяжении веков.

Заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводят к той или иной мере отпадения от Полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам не вероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном итоге приводит к искажениям в вере.

Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах.

Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.

Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие ? это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви. История Церкви знает немало случаев ниспадения в ересь значительной части церковного народа. Но она знает также и то, что Церковь принципиально боролась с ересью, знает и опыт исцеления от ереси некогда заблудших, опыт покаяния и возвращения в лоно Церкви. Именно трагический опыт появления неправомыслия в недрах самой Церкви и борьбы с ним приучил чад Православной Церкви к бдительности. Православная Церковь, смиренно свидетельствуя о том, что она хранит истину, в то же время помнит обо всех исторически возникавших соблазнах.

Разделенные христиане проявляют стремление к обретению единства в Церкви Христовой. Русская Православная Церковь готова вести диалог истины и любви с инославными христианами, диалог, вдохновленный призывом Христа и богозаповеданной целью христианского единства. Сегодня Православная Церковь с любовью и настойчивостью призывает всех тех, для кого благословенное имя Иисуса Христа выше всякого другого имени под небом (Деян. 4.12), к блаженному единству в Церкви: «Уста наши отверсты к вам … сердце наше расширено» (2 Кор. 6.11).

Церковь не может что-то навязывать кому бы то ни было. Она может пользоваться только методом убеждения и свидетельствовать о собственном опыте.

Так, защищая Святое Православие в мире, Русская Церковь стремится строить отношения сотрудничества с теми инославными церквами, которые пребывают вне общения с Православной Полнотой, но сохраняют основные христианские истины и традиционную мораль.

Между Русской Православной Церковью и сообществами лютеранских христиан  возможно сотрудничество в различных областях общественной жизни, таких как социальное служение, патриотическая деятельность, забота о сохранении нравственных норм в жизни народа. Опыт такого сотрудничества у нас имеется, и мы продолжаем активно развивать его.

Социальная работа, религиозное просвещение, христианская общественная мысль представляются первостепенным полем для нашего взаимодействия.

Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.

Диалог с Евангелической Церковью в Германии начался в 1959 г. в Арнольдсхайне (ФРГ). В 1959-1990 гг. состоялось 12 богословских собеседований, получивших название по месту этой встречи.

В тезисах этих встреч было отмечено, что православные и лютеране признают один источник спасения - Откровение Иисуса Христа, которое было передано людям через апостолов, их проповедь и Писания. Предание не должно противоречить свидетельству Писаний, согласие со Свящ. Писанием - основной критерий его истинности. Подтверждалось согласие во мнениях по поводу присутствия Св. Духа в богослужении и реального присутствия Христа в Евхаристии. Православные богословы отмечают, что божественное откровение было дано раз и навсегда в Священном Писании и в апостольском Предании, и поэтому мы «отрицаем возможность развития догматики и признаем только точные формулировки догматов, принятых Церковью на Вселенских Соборах» (цит. по: Сааринен Р. Вера и святость. М., 2003. С. 112). Лютеранские богословы поддерживают мысль о том, что на Соборах не было нового откровения или «расширения апостольского Слова, но лишь его подтверждение в противовес ересям того времени» (Там же).

В принятых совместных тезисах отмечалось, что в распятии и воскресении Иисуса Христа произошло примирение с Богом всего человеческого рода, но каждый человек в отдельности приближается к распятому и воскресшему Христу через Крещение. Было также указано, что «для ап. Павла примирение и оправдание - взаимозаменяемые понятия (см.: Рим 5. 9 и 10), хотя иногда в догматических традициях православных и лютеран они употребляются в различном значении» (Сааринен. Вера и святость. 2003. С. 119). ЕЦГ заявила, что православная Церковь является Церковью Иисуса Христа, поскольку она осуществляет истинную проповедь Слова Божия и правильное совершение таинств, что является характерным признаком для Церквей Иисуса Христа согласно 7-й ст. Аугсбургского исповедания. РПЦ признала членов ЕЦГ членами Тела Христова, рожденными от воды и Духа (Ин 3. 5), но лишенными той полноты благодати, которая дается православной Церковью своим членам через священство, и которая проявляется в дарах Св. Духа, особенно в таинствах. Была подчеркнута центральная роль Крещения в примирении с Богом и в деле спасения. Человек получает в Крещении дар новой жизни и таким образом участвует в примирении; через Крещение заключается новый завет между Богом и человеком, Господь принимает его как Свое чадо, и он освобождается от греха и от власти зла и вечной гибели. Крещеный человек становится также членом Тела Христова - Церкви - и подвергается действию Св. Духа. В тезисах говорится также о признании действенности Крещения, «когда оно совершается во имя Троичного Бога и участники его посредством его совершения желают последовать за Христом» (Там же. С. 124). Так же дали определение дела спасения как оправдания человека и исцеления от греха. Распятый и воскресший Господь, присутствующий в благодати, проповеди и таинствах Церкви, осуществляет спасение, т. е. оправдание человека. Он призывает человека к вере и внутренне обновляет его; неизбежным несением креста в жизни христианин вовлекается в соучастие в Его смерти и воскресении. Это преображение человека остается тем не менее внутренним воздействием, в то время как живая вера христиан всегда выражается в их делах (1 Кор 6. 20). Несмотря на конфессиональные разногласия, и для православных, и для исповедующих доктрины, возникшие в результате Реформации (в частности, для лютеран), крест и воскресение при всей их полярности (оставление мира и явление славы) неразделимы и вместе составляют искупительную миссию воплощенного Слова Божия. Далее в тезисах просматривается признание лютеранскими богословами возможности восстановления в человеке (хотя бы частично) свободы воли в процессе исцеления от грехов: «В тесном общении с воскресшим Христом христианин получает дары благодати, которые укрепляют его веру, воодушевляют его на ответную любовь к Богу, исцеляют его волю, способствуют его нравственному совершенствованию и готовят его к вечной жизни» (Сааринен. С. 130). Был подведен итог дискуссий: «Христос предлагает нам Себя в Евхаристии, даруя нам приобщение к Его Телу и Крови (1 Кор 10. 16; Ин 6. 53). В течение столетий вероучение наших церквей пыталось точно определить, как евхаристические дары - Тело и Кровь - соотносятся с Христом, Который предлагает в них Себя... Новый Завет учит нас, что вещество хлеба и вина в Евхаристии неразрывно связано с Телом и Кровью Христа. Чтобы выразить природу этого таинства, православное богословие использует слова «преложение», «претворение», «пресуществление». Лютеранское богословие говорит, что Тело и Кровь даются «в» хлебе и вине или «под видом хлеба и вина» (Сааринен. С. 135). Обе стороны раскрыли свое понимание евхаристической Жертвы. Православные богословы заявили, что «жертвоприношение христиан основано на жертве Христа. Евхаристия - это бескровное жертвоприношение христиан, в котором Христос, окруженный молитвами и благодарением Церкви, приносит Себя под видом хлеба и вина» (Там же. С. 139). Лютеранские теологи подтвердили классическую протестантскую позицию, однако уже прозвучал риторический вопрос, не случилось ли так, что Реформация в своей вынужденной борьбе со средневековыми злоупотреблениями тем не менее потеряла какие-то важные стороны понимания Евхаристии.

При обсуждениях были сделаны доклады по эсхатологии, о святости и почитании святых. Были высказаны мнения по проблемам «Веры и церковного устройства», «Крещения, Евхаристии и священства», которые рассматривались комиссией ВСЦ. Отмечено, что «святость христиан состоит не только в нравственном совершенстве человека, которое можно встретить и вне Церкви,- начало ее находится в Боге. Евангелическое богословие говорит здесь об оправдании. Православное богословие описывает святость так же, как онтологическое свойство, которое одновременно есть «свойство неотмирных энергий» (П. Флоренский)... Хотя мы признаем, что существует множество путей, ведущих к святости... путь святости всегда лежит через аскезу; протестантское богословие предпочитает говорить здесь о кресте. Путь святых в этом сверхъестественном смысле есть реализация особого божественного призвания» (Там же. С. 143).

Совместно признана апостоличность Церкви в качестве одного из основных ее качеств на основании Никео-Константинопольского Символа веры 381 г., исповедуемого обеими Церквами. Под апостоличностью подразумевается всеохватность основных сторон церковной жизни - веры, проповеди, иерархии и совершения таинств; понятие «епископ» названо основополагающим в церковной жизни; рукоположенное духовенство связано с всеобщим священством всех верных, но не выводится из него; только те лица, которые получили законное рукоположение, могут осуществлять священническое служение в Церкви.

Епископское служение определяется как особое духовное служение в Церкви и состоит в совершении таинств и богослужения, проповеди Евангелия и духовном руководстве народом Божиим. Посвящение в это служение есть особый знак Божией благодати и условие, необходимое для духовного служения. ЕЦГ в совместном проекте итоговых тезисов отметила, что поставление в священники в евангелической церкви имеет «в некоторой степени сакраментальный характер»; единое служение в евангелической церкви напоминает роль епископа в древней Церкви; всеобщее священство членов Церкви и рукоположение духовенства изначально связаны между собой; священническое служение рукоположенного служителя отличается от участия в священстве всех верных. Было отмечено также, что «библейское учение о царственном священстве всего народа Божиего, которое коренится в Святом Крещении, нераздельно связано с учением о рукоположении духовенства, которое находит наиболее полное выражение в служении епископа и неразрывной череде апостольского преемства в Церкви». В то же время «наиболее важной задачей является направление народа Божиего в его служении... и повседневной жизни» (Там же. С. 154).

Рассматривались вопросы, касавшиеся социальной и пастырской деятельности во время бурных перемен как в Германии, так и в СССР, а также служения диаконии. Богословские дискуссии шли вокруг понятия святости.

Новый этап в православно-лютеран. диалоге начался в 1992 г. встречей в Бад-Урахе (ФРГ).

Богословская проблематика рассматривалась в последний раз на собеседованиях в 1992 г. Затем центр изучений и дискуссий переместился в сферу религ. образования и общественно-политических вопросов. Это произошло в связи с разочарованием, наступившим в межхристианском диалоге, когда все более явной становилась бесперспективность надежд на реальное сближение протестантской и православной Церквей. В 2005-2007 гг. тематика богословских диалогов с протестантами сместилась в область нравственных ценностей и этических проблем.

Одним из важнейших достижений можно назвать то, что участники собеседований убедились в осмысленности и твердости веры во Христа и Его святое благовестие, присутствующих в обеих традициях и являющихся основанием нашего богословия. Определенного согласия удалось достичь в вопросах признания в качестве незыблемого фундамента веры и жизни обеих Церквей Апостольского предания, основанием которого является Сам Господь Иисус Христос и Его учение, переданное нам апостолами, и все Свящ. Писание, а также признания авторитета Вселенских Соборов, в частности, в понимании того, что в догматических решениях Соборов воистину слышен голос Духа Святого («Арнольдсхайн-II», 1963).

Относительного согласия удалось достичь в вопросе о значении дел в свете спасения. Православные не разделяли лютеранское учение о вере, оправдывающей (спасающей) независимо от совершения тех или иных дел, протестантам нелегко было понять, чем отличается (если отличается) православная точка зрения от католической, поскольку православные, принимая, как кажется, полностью слова апостола, что мы спасаемся «только верою» (Гал 2. 16), тем не менее настаивают на необходимости дел. Лишь после долгих дискуссий выяснилось, что православные под словами «дела» понимают не «католические» заслуги перед Богом и не «выкуп» грехов; православные не спасаются делами, но дела для них «являются необходимым средством приобретения того духовного состояния (смирения), которое дает христианину возможность лично, на опыте убедиться в том, что он спасается только верою во Христа, а не делами. Без приобретенного же таким путем смирения и дела напрасны, и вера бесплодна, ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак 2. 19)». К сожалению, ни один другой вопрос (о Свящ. Предании, его объеме и критериях истинности, о Церкви и ее границах, о таинствах, о Крещении, Евхаристии, Священстве, о благодати и святости и др.) не был рассмотрен до конца. В сфере проблем духовной жизни был найден целый ряд важных совпадающих пунктов ее понимания. Это прежде всего убеждение, что истинная духовность возможна только в приобщении ко Христу в Его Церкви; что святость - это не просто моральное совершенство, но нечто иное и высшее - причастность к Св. Духу; что благодать Божия освящает человека не в силу каких-то сверхдолжных заслуг, а по мере его веры и смирения и что в этом процессе освящения большое значение имеют таинства. В то же время положения учения о благодати и ее действии в Церкви и мире, о святости и путях ее достижения, о значении аскезы и др. понимаются в Православии и лютеранстве по-разному.

Безусловным достижением можно считать разрушение некоторых предрассудков и стереотипов в оценке друг друга, чему способствовали откровенные и научно обоснованные дискуссии.

Православные и лютеране имеют очень богатую историю взаимоотношений, которая началась еще в XVI веке, в самый разгар европейской Реформации, и всегда протекала в русле взаимного уважения, понимания, терпимости. Можно с уверенностью сказать, что и в наше время из всех протестантских деноминаций наиболее конструктивные отношения у нашей Церкви складываются именно с лютеранами.

Благодарю за внимание.

 

Священник Евгений Яганов.