Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

История Края

Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери «Знамение»

СВЯТЫНИ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА
Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери «Знамение»

2 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение», именуемой Абалацкая, которая стала святыней и нашего региона и именуется у нас, в Восточном Казахстане, как икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Семипалатинско-Абалацкая.
Ее история тесно связана с местной историей. Словами Вергилия: «Повесть об этом стара, но слава нетленна». Историю Усть-Каменогорской крепости принято связывать с 1720-м годом, когда она была заложена майором Лихаревым. Царь Петр I, как великий государственный мыслитель, понимал большую значимость освоения новых земель, изыскания дополнительных средств и укрепления границ своей империи. Майор Лихарев по велению царя отправился на поиски яркендского золота. Перед походом суда, которыми он руководил, остановились на реке Иртыш близ селения Абалак возле города Тобольска. В то время по всей Сибири славилась своими чудотворениями икона Божией Матери «Знамение», именуемая Абалацкой.
История этой иконы описана следующая. В 1170-м году в древнем Новгороде случилось знамение от иконы, на которой была изображена Пресвятая Дева с воздетыми молитвенно пречистыми руками и изображением на щите в области Ее груди благословляющего Предвечного Божественного Младенца - Спаса-Эмманила (что значит: с нами Бог). Это было мрачное время междоусобных войн. Суздальские удельные князья, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, обступили Великий град. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа, не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. С этого момента икона и списки с нее стали именоваться «Знамение» - как знамение (чудо) милости Приснодевы Марии к роду человеческому. А вся Русская церковь стала прославлять это событие 27 ноября (то есть 10 декабря по новому стилю), которое до сих пор и празднуется.
Списки с этой иконы известны многие. Один из них - абалацкий. Одна благочестивая женщина, жившая за столетие до прибытия в наши места майора Лихарева, увидела видение. Новгородская икона Божией Матери «Знамение» с изображениями по сторонам святителя Николая Чудотворца и преподобной Марии Египетской явилась ей во сне. От образа Пречистой Матери ей было повеление объявить о видении народу и сказать, чтобы построили на Абалацком погосте новый деревянный храм во имя «Знамения» Пресвятой Богородицы. Во время строительства храма один больной человек заказал протодиакону Софийского Тобольского собора Матфею, который славился тогда во всей Сибири как искуснейший живописец, храмовую икону - список описываемой новгородской иконы - в надежде на улучшение здоровья. По мере продвижения работы состояние больного действительно улучшалось. Так, что к окончанию оно совершенно поправилось, и он сам смог нести ее с крестным ходом в собор для освящения. Во время шествия процессии от иконы в одном селении прозрела слепая девица. Богоматерь прославила Свой образ различными чудесами. Поэтому икону часто забирали в другие селения. Паломники, приходившие поклониться прославленному образу, часто не заставали его в абалацком храме. В связи с чем протодиакону Матфею пришлось написать список уже с этой иконы, который и пребывал постоянно в храме. Этот список также прославлен был Пречистой Богородицей.
По этой причине Лихарев в 1720-м году и просил абалацкого священника отслужить молебен на его судах пред этой иконой. По окончании молебного пения произошло знамение (чудо). Судно, на котором находился святой образ, само собою поплыло вверх по реке до самого города Семипалатинска, где остановилось. Несмотря на все усилия солдат, пытавшихся сдвинуть его с места, судно не двигалось. Тогда все бывшие здесь увидели в этом волю Богоматери, желающей, чтобы образ Ее пребывал в этом городе. Путешественники благоговейно сняли с судна пречистую икону и с великою честью поставили ее в Семипалатинской церкви. Здесь уже Пресвятая Дева через этот образ во множестве являла Свои знамения верующим нашего края.
В летописях по краеведению известны два факта чудесного исчезновения этой иконы. Однажды она обрелась татарским мусульманином. Случилось это так. Один бедный татарин, проживающий близ Семипалатинской крепости, поехал в бор за дровами. Употребив немало времени на рубку дров и укладку их на воз, татарин в лесу запоздал и поехал домой, когда стало уже совсем темно. Дорогою он заблудился... Стоял сильный мороз. Сознавая, что едет не туда, куда нужно, и что найти дорогу в дремучем лесу в темную, глухую ночь весьма трудно, татарин в отчаянии упал на колени и стал призывать на помощь Аллаха (Бога)... Вдруг видит он в стороне, в ущелье, между холмами, мелькает огонек. Подойдя ближе, татарин рассмотрел тополь, а на тополе Святую Икону и перед Нею горящую восковую свечу. Признав местность, татарин разыскал дорогу, и направился по ней домой. Доехавши до Семипалатинской крепости, он нашел здесь квартиру «русского муллы» (священника), разбудил его и рассказал ему все виденное им. Священник, пригласив некоторых из своих прихожан, тотчас же направился к указанному татарином месту, имея проводником того же татарина. Чудесным образом переместившаяся из храма Икона по-прежнему стояла на дереве, по-прежнему же перед Нею горела свеча. Священник, помолившись, стал снимать Икону, но, к всеобщему удивлению, Святая Икона, несмотря на все усилия священника, не отделялась от дерева. Священник заставил поднять Святую Икону одного из пришедших с ним казаков, затем другого, третьего, но никто не смог отделить Святой Иконы от дерева... Священник помолился еще и с просьбой обратился уже к татарину. Татарин омочил руки в ключе, который бил из-под дерева, снял свой аракчин и поднял Святую Икону.
После этого Святая Икона с песнопением перенесена была в крепостную церковь. Ключ, бивший из-под корня дерева, с этого времени получил в народной молве название Святого. Он находится в ущелье между довольно высокими холмами, покрытыми сосновым лесом, недалеко от Иртыша. Татарские муллы того времени, в связи с этим событием, побаивались, что началось сбываться древнее предсказание о том, что их вера помрачнеет пред светом иной. В 40-х годах позапрошлого столетия над Святым Ключом, в воспоминание чудесного явления здесь Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из Святого Ключа, один военный чиновник устроил навес вроде часовни. Под этим навесом были поставлены Святые Иконы и между ними, разумеется, прежде всего, копия Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери.
Вместо навеса, в конце восьмидесятых годов, известный благотворитель здешнего края, павлодарский купец Артемий Иванович Деров построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде под навесом, кроме разных икон, пожертвованных усердием богомольцев, находились прекрасные копии Абалацкой и Семипалатинской Икон Божией Матери. В то время как усердие к «Святому Ключу» возрастало все более и более, в некоторых усердствующих возникло желание для вящей славы Царицы Небесной построить на Ключе церковь. Пресвятой Владычице было угодно, чтобы желание этого было исполнено великим ревнителем Святого Ключа и весьма известным благотворителем здешнего края семипалатинским купцом Федором Петровичем Плещеевым, построившим близ Святого Ключа небольшую каменную часовню с алтарем...
В поисках истины люди обращаются к историко-временной конкретности. К сожалению, обезбоженное общество зачастую извлекает из истории, по словам Бернарда Шоу, единственный урок, и состоит он в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Второй раз святая икона была сокрыта Божиим промыслом от нас во времена лютых гонений на церковь. И до сих пор место пребывания ее неизвестно. Возможно, когда-нибудь Пречистая Богородица умилостивится к нашим грехам и явит знамение Своей милости к нашему краю в явлении Своей Чудотворной Иконы. В настоящее время списки с Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери, которые были сделаны, вероятно, в начале ХХ века и чудом сохранившиеся до наших дней, теперь находятся в Воскресенском кафедральном соборе и в Знаменском Петро-Павловском женском монастыре г. Семипалатинска. В г. Усть-Каменогорске в Богородице-Рождественском храме поселка Аблакетка тоже есть икона «Знамение» со всеми святыми, установленная 11 декабря 2005 года на потолке храма и имеющая размеры 7 на 12 метров. Кроме того, перед входом в храм можно увидеть барельеф знаменитой Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение». В планах – создание еще одного списка знаменитой иконы и установление его в Богородице-Рождественском храме.
Пресвятая Богородица, помогай нам!

Настоятель Богородице-Рождественского храма пос. Аблакетка,
священник Евгений Яганов

Обновлено 17.11.2012 22:57

Генерал-майор Веденин Петр Никандрович 12.01.1861 + 11.01.1920 н.ст

Православный. Образование получил в Воронежской военной гимназии.
В службу вступил 20.08.1880. Окончил 1-е военное Павловское училище. Выпущен Хорунжим (ст. 07.08.1882) в комплект Донских казачьих полков. Сотник (ст. 20.10.1882). Подъесаул (ст. 24.09.1889). Есаул (ст. 15.04.1893). Командовал сотней 1 г. 3 м. Мл. офицер Новочеркасского каз. бнкерского училища 3 г. 5 м. Помощник окружного атамана 2-го Донского округа (15.10.1895-19.07.1908). Войсковой старшина (ст. 26.02.1903). Полковник (пр. 1907; ст. 23.06.1907 за отличие). Помощник окружного атамана Черкасского округа (19.07.1908-16.01.1911). Атаман 3-го военного отдела Сибирского каз. войска (с 16.01.1911). Ген-майор (пр. 1913; ст. 06.12.1913; за отличие).
На лето 1916 в том же чине и должности.Жена Мария Александровна (Ажинова). Сестра Лидия (Егорова, 1880-1966 под Москвой), братья Николай, 1886-1919, Леонид +? (все носили фамилию Венедиктовы) Участник Белого движения на востоке России. Начальник гарнизона г. Усть-Каменогорска.
Арестован повстанцами в ночь на 06.12.1919.Все арестованные в тот день содержались в магазине Купца Семенова. Казнен в окрестностях города (в Сакенькеном логу) вместе с др. офицерами, протоиереем А. Дагаевым, городским головой Сидоровым, хозяином типографии Горловым и др. (всего ок. 50 человек).
Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. (1896); Св. Станислава 2-й ст. (1906).
Источники : Список генералам по старшинству. Составлен по 15.04.1914. Петроград, 1914 г.
К сожалению до сих пор нами не найдено фото П.Н.Веденина.

Благочинный Павлодарского церковного округа игумен Амфилохий (Бондаренко).

Обновлено 17.11.2012 22:57

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ

Лушников В.И.,
директор Семипалатинского музея связи

В своей статье мне хотелось бы коснуться роли Православия в становлении и укреплении России как государства. Первые монастыри появившиеся на Русской земле служили не только для проживания и проведения богослужебных обрядов, но они так же являлись центрами спасения местных жителей во время набегов кочевников. Также монастыри служили и очагами культуры, где сохранялось наследие прошлого, писались и изучались исторические летописи. Здесь же зародились первые иконописные мастерские и книгопечатни, а так же велись книги учета родившихся, вступивших в брак и усопших. Высшее православное духовенство благословляло князей, а позднее царей и императоров, на Российский престол. В монастырях и церковных приходах зародилось обучение грамоте прихожан. Позднее это оформилось в церковно-приходские школы, по окончании учебы выдавались специальные документы. После присоединения к России других окраинных территорий, там начали зарождаться православные миссии, где миссионеры несли в массы учение Христа. Там же по желанию инородцев обращались они в православную веру. Для обращения в православную веру алтайских калмыков и киргиз Прииртышья, была в 1830 г. учреждена Алтайская миссия при Тобольском архиепископе Евгении. Семипалатинская киргизская миссия входила в состав Алтайской, но в 1895 г. выделилась как самостоятельная миссия и находилась она на левом берегу Иртыша, в т.н. Заречной слободе, (ныне Жана-Семей). Здание это сохранилось, правда, в несколько измененном виде.

До 1917 г. в Семипалатинске находились четыре церкви:

  • Знаменский собор (с 1777 г.)
  • Воскресенская церковь (с 1860 г.)
  • Александро-Невская церковь (с 1890 г.)
  • Никольская церковь (с 1901 г.)

Кроме того, были домовые церкви:

  • При тюремном остроге - "Всех скорбящих Радость" (с 1871 г.)
  • При мужской гимназии в честь преподобного Сергия Радонежского (с 1900 г.)
  • В здании учительской семинарии в честь святителя Иннокентия Иркутского (с 1909 г.)

Помимо самого города в уездах Семипалатинской области (на 1.01.1914 г.) имелись церкви:

  • Семипалатинский уезд - 11
  • Павлодарский уезд (с городом Павлодаром) - 16
  • Устькаменогорский уезд (с г.Устькаменогорском) - 20
  • Зайсанский уезд ( с городами Зайсан и Кокпекты) - 4
  • Каркаралинский уезд (с городом Каркаралы) - 4

Таким образом в Семипалатинской области в границах 1917 г. имелось 64 православных храма.

До революции 1917 г. влияние Церкви было так велико, что большинство высших наград Российской империи были посвящены почитаемым православным святым. Самый первый и высший орден России был учрежден 30 ноября 1698 г. императором Петром I и наречен орденом святого апостола Андрея Первозванного и представлял собой знак в виде Андреевского распятия и к нему восьмиконечная звезда с голубой лентой надеваемой через плечо ( с бриллиантами и без). Сам Петр был награжден этим орденом седьмым в 1703 г. За конкретный военный успех войны со шведами. Всего этим высшим орденом России за 208 лет было награждено 870 человек. Последующие награды России были посвящены:

  • Святому Александру Невскому с 1724 г. (с бриллиантами и без). Им также были награждены все получившие орден Андрея Первозванного.

  • Святому Станиславу. Этот орден впервые был учрежден в Польше в 1765 г., а с 1831 г. был причислен к орденам Российской империи, и помимо, самого знака (Креста), имел восьмиконечную серебреную звезду на ленте надеваемую через правое плечо.

  • Святому Георгию Победоносцу с 1769 г. (в четырех степенях со звездой). Первой степенью были награждены всего 25 человек, а с четвертой по первую степень включительно всего 4 человека.

  • Святому равноапостольному князю Владимиру с 1782 г. в четырех степенях со звездой.

  • Святой Анне, учрежденной в 1735 г. герцогом Карлом-Фридрихом Голштейн-Готторпским в память десятилетия своей женитьбы на Анне Петровне, дочери Петра I, скончавшейся за семь лет до этого. В 1797 г. этот орден был провозглашен российским императорским орденом в трех степенях. В 1815 г. была добавлена четвертая степень ордена для прикрепления к наградному холодному оружию. К ордену придавалась восьмиконечная звезда на ленте носимуая через левое плечо или на шее.

  • Святому Иоанну Иерусалимскому в 1797 г. В 1817 г. было прекращено награждение этим орденом

Все вышеперечисленные ордена предназначались для награждения за военные и гражданские заслуги в основном мужчин знатного происхождения. В своеде законов Российской империи касающихся наград была записана следующая формулировка "мещанам и лицам сельского состояния, хотя бы они были временно зачислены в гильдии, ордена не исправляются".

Для награждения женщин имеющих заслуги перед Россией. Так же были учреждены, так называемые, дамские награды. Первый орден названный орденом Святой Екатерины (большой и малый Крест), со звездой усыпанной бриллиантами, являлся высшим дамским орденом, учрежденным Петром I в 1714 г. С 1797 г. все великие княгини получали этот орден при крещении, а княжны императорского дома при достижении совершеннолетия.

По инициативе православного общества святой Ольги, к 1913 г. был разработан проект новой награды

  • Ордена Святой Ольги - предназначенной женщинам в связи с военными событиями, в том числе матерям героев и воспитателей юношества. Знак имел три степени в виде Креста покрытого голубой эмалью. В центральном медальоне помещалось изображение святой Ольги. Единственной женщиной получившей этот знак была Вера Николаевна Павлова потерявшая в годы первой мировой войны трех сыновей, офицеров 12 Ахтырского гусарского полка. Все они были георгиевскими кавалерами. К сожалению, многие родители, к тому времени, потеряли трех и более детей, но остались без внимания.

Надо отметить, что помимо высшего духовенства, награждаемого наградами, основная масса служителей Церкви, как в городах, так и в сельской местности, оставалась без наград. Для полковых священников учавствующих в сражениях было учреждено несколько наград.

  • Наперсный крест за участие в боевых действиях против Наполеона в 1812 г. такая награда имеется в фондах нашего музея.

  • Второй наградой священнослужителей явился так же наградной крест участвующих в Крымской войне 1854-1856 гг. и обороне Севастополя.

  • Следующей наградой - крест святой Нины - был учрежден в 1859 г. в память восстановления Православного Христианства на Кавказе.

  • В 1913 г. исполнилось триста лет царствованию дома Романовых, в связи с чем был выпущен юбилейный крест серебряный с цветной эмалью для массового вручения духовенству России. Подобная награда т.ж. представлена в нашем музее.

В начале XX в. в России стали появляться различные миссионерские общества: Камчатского братства, Северо-Американского братства им. Св. Владимира, а так же различных общин. Все они имели свои отличительные знаки. Большинство этих знаков давалось не столько за миссионерскую деятельность, сколько за пожертвование в казну братств.

Помимо знаков многих десятков братств появились общества хоругвеносцев. Первое из которых появилось в 70-х гг. XIX в. - Военно-Пантелеимоновское общество и состояло из армейских отставников, которые должны были во время крестного хода и иных церковных процессий нести хоругви, и при этом заботится об охране порядка.

Постепенно подобными братствами обзавелись многие епископства, города и монастыри и имели также свои знаки. Все эти знаки в основном схожи - в центре обязательно изображена хоругвь и окружена венком из дубовых листьев или пальмовых веток. Один из подобных знаков имеется в нашей коллекции. В настоящее время, после длительного официального забвения Церковь вновь стала занимать прежнее свое традиционное положение в государстве. Возрождаются прежние и утверждаются новые награды:

  • С 1958 г. орден Святого Владимира в трех степенях

  • С 1978 г. орден преподобного Сергия Радонежского

  • С 1988 г. орден Святого Андрея Первозванного с алмазной звездой орден Святого благоверного князя Даниила Московского в трех степенях орден Святой Ольги в трех степенях

  • С 1995 г. орден Святого Трифона

  • С 1998 г. крест преподобной Евфросинии Полоцкой

  • С 1999 г. орден Святого Иннокентия.
Обновлено 17.11.2012 22:57

Святые Усть-Каменогорска

Православным историкам нашей области – Благочинному Павлодарского церковного округа игумену Амфилохию (Бондаренко),
по крупицам собиравшего материал о Святых Александре Дагаеве, Сергии Феноменове, Зиновии Сутормине и лично присутствующем при их канонизации,
Иеромонаху Иустину (Ларионову) и священнику Евгению Яганову - настоятелю Богородице-Рождественского храма,
А так же без вести пропавшему диакону Владимиру Кондратьеву
Посвящается.
Да пребудет Благословение Господа Иисуса Христа со всеми нами.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Аминь…

Нет пророка в своем отечестве?..


Назвать 2009 год началом ренессанса Православия в нашем крае как то язык не поворачивается – слова очень уж большие и громкие. Однако факт остается фактом, милостью Божией – той которую в обществе принято называть «счастливым стечением обстоятельств» либо «талантом и усердием» отдельных людей (хотя и без последнего конечно ничего не обходится) в жизни Православной общины города за последние месяцы произошло несколько знаковых событий к которым применимо понятие «впервые». С момента официального утверждения в должности благочинного Усть-Каменогорского церковного округа игумена Митрофана (Тузова) в Усть-Каменогорске прошли чтения посвященные 200летию «Свято-Троицкого храма» по теме «Духовность и молодежь» - мероприятие вызвавшее повышенный интерес не только в церковной среде но и среди представителей светских институтов, в чью сферу деятельности входит педагогика, воспитание и работа с молодежью. Коллективные паломнические поездки к православным святыням России и Казахстана, некогда воспринимавшиеся как «события года», становятся для верующих нашего края чем то привычным и почти традиционным. В их географию помимо привычных Семипалатинска и Караганды постепенно вписываются Томск, Горно-Алтайск и даже далекий Киев.
В обратном направлении – к нам прибывают святыни, о пребывании которых в нашем крае еще год назад верующие и не дерзали надеяться: в июне – моши Преподобных Старцев Оптинских, на очереди икона Целителя Пантелеймона с приложенной к ней частицей мощей Святого.
Но принимая эти высочайшие дары Господа, не встает ли перед нами вопрос: а достоин ли для их приятия наш собственный дом, правильно ли мы поступаем получая святость со стороны, не радея при этом о прославлении собственных Святых, словно руководствуясь расхожей присказкой о отечестве и пророках. Не относимся ли мы с некоторым пренебрежением к тому что имеем на земле собственной.
Восточный Казахстан – край не прославленный духовными подвигами глубины веков, некогда дикий край, куда если сверяться с часами истории мировые религии Единобожия проникли только вчера. И одновременно Восточный Казахстан – географический центр Евразии, самого большого материка планеты. Место взаимопроникновения и взаимообогащения народов, культур и традиций. Земля которой уже из самого ее географического положения безусловно предопределено необыкновенное будущее. Земля прославленная и обагренная кровью своих первых святых жизнь которых пришлась на самый тяжелый, после гонений времен Римской Империи, период в истории Христианства – времена «диктатуры пролетариата». Кто они святые Усть-Каменогорска? И самое главное что мы обязаны сделать для их прославления и памяти? Изложенный ниже материал, возможно где то спорный и уж само собою далеко не полный, является кратким авторским микстом из официальных житий Усть-Каменогорских святых, дошедших до нас скудных обрывков воспоминаний современников – из тех что заслуживают доверия, а так же неопубликованных ранее результатов изысканий городских историков.

Дагаев Александр Владимирович (1862 - 1920), протоиерей, священномученик.

Память в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Протоиерей Александр Дагаев родился 10 апреля 1862 года в городе Бийске,в семье священника Владимира Дагаева.Учился в Томской Духовной Семинарии,которую окончил по первому разряду в 1884 году.Был рукоположен в сан диакона Преосвященнейшим Макарием,Епископом Бийским.Служил на приходах гг.Бийска и Барнаула,в 1892 году указом Преосвященнейшего Макария был назанчен настоятелем Градо-Устькаменогорского Покровского собора и благочинным церквей Змеиногорского уезда.В устькаменогорске проживал в собственном доме в Мечетском переулке,почти рядом с собором.В 1906 году за труды по строительству Трех-Святительской церкви,по благословению правящего архиерея,от прихожан был преподнесен золотой наперсный крест с камнями,в качестве награды.Был награжден Императорскими орденами - орденом св.Владимира IV ст.,орденом св.Анны III и II степ., медалью в "Память Царя 1881-1894", медалью 25 лет Церковно-Приходских школ,медалью в память 300-летия Дома Романовых, и крестом на Владимирской ленте в память 300-летия Дома Романовых.
Александр Дагаев был наверное самой яркой фигурой в дореволюционном Усть-Каменогорске. Очень активный, несколько нервического склада – которым он возможно был обязан имеющимся у него по одной из версий кавказским корням.
По воспоминаниям старожилов г.Усть-Каменогорска, о.Александр был человеком горячей веры, ревнителем Православия, искренне любящим Бога и свою Родину. Он неукоснительно соблюдал церковный устав и, как благочинный, был в меру строг. А в свободное время увлекался изучением истории Церкви и Российского государства, и игрой на музыкальных инструментах, что было любимым занятием его многочисленной семьи. В период, последовавший после 1917 г., о.Александр твердо отстаивал Православную веру и монархию. Он открыто обличал с церковного амвона богоборческую, антихристианскую направленность большевизма, призывал народ стоять за Истину, быть со Христом, отстаивать православную веру. Отец Александр имел огромный авторитет среди жителей г.Усть-Каменогорска и прилегающих к нему областей, его проповеди оказывали большое нравственное и духовное воздействие на народ. Имеющиеся факты позволяют судить о отце Александре, как о человеке с активной жизненной позицией, не замыкающимся в своей деятельности в одних религиозных рамках. Нам известно и о его политических симпатиях – в публичных дискуссиях отец Александр неоднократно подчеркивал свою приверженность некоторым постулалам партий Конституционных Демократов и Социал-Революционеров.
После убиения большевиками летом 1918 г. настоятеля Троицкой Крепостной церкви г.Усть-Каменогорска протоиерея Сергия Феноменова, о.Александр занял его место настоятеля этой церкви.
В крепости, при которой была церковь, имелись казематы, где содержался арестованный в этом же году солдатами армии Колчака революционер Яков Ушанов, боровшийся в 1917-1918 гг. за установление большевистской власти в г.Усть-Каменогорске. Протоиерей Александр неоднократно посещал Якова Ушанова в его заточении, беседовал с ним, увещевал отказаться от революционных убеждений. не проливать братской крови и покаяться. Но обращения священника не нашли отзыва в сердце ослепленного безумными идеями революционера. В 1920 г. при отступлении армии Колчака Яков Ушанов был сожжен солдатами в топке теплохода.
Вскоре после падения колчаковской власти в г.Усть-Каменогорске последовала расправа над протоиереем Александром Дагаевым. Большевики не могли больше допустить, чтобы его обличительные проповеди достигали ума и души народа. Он был для них опасен. Они мстили ему за его верность истине и за смерть своего товарища, к которой он был не причастен.
11 января 1920 г. к отцу Александру в дом пришли вооруженные люди. Это было обеденное время, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Больше его в живых не видели.
Смерть произошла в Сакенькеном логу (следующий за Шмелевым лог, где ныне расположено городское кладбище) – святого, а с ним еще 50 человек генерал-майора Петра Никандровича Веденина. с офицерами, городского голову Сидорова, хозяина типографии Горлова (которому мы обязаны сохранившемися до сих пор открытками с видами Усть-Каменогорска 100-летний давности) и других, порубили шашками, а затем по зимнему Усть-Каменогорску, по чистому снежку протащили окровавленное тело Протоиерея привязав его к лошади.
Через два месяца матушку Степаниду Алексеевну Дагаеву, вызвали в местное ЧК на опознание. Ей показали найденное в проруби Иртыша разрубленное пополам тело ее супруга. От тела были отсечены голова и правая рука. Пальцы усеченной десницы о.Александра были сложены для иерейского благословения. Останки священномученика отдали Степаниде Алексеевне для погребения, и она похоронила его.
После расправы над о.Александром из страха подвергнуться той же участи, многие отвернулись от его семьи. Степанида Алексеевна вынуждена была уехать в г.Павлодар, где скончалась в 1932 г.
По одной из версий, о.Александр был похоронен матушкой возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где он долгие годы был настоятелем. В 1930-е годы церковь была разрушена, в настоящее время на ее месте городской парк. Возможно что в этом случае, на самом деле, речь идет о более раннем захоронении другого Священнослужителя. Поскольку существует и другая версия, полностью подтвержденная в настоящее время православными историками нашего города, согласно которой о.Александр был похоронен на городском кладбище. А следовательно искать могилу отца Александра нужно именно там.
Отец Александр оставил глубокий след в сердцах православных Усть-Каменогорцев, память о нем сохранилась и до сегодняшнего дня.

Святой священномученик Зиновий Согринский.


О жизни святого свщмч. Зиновия известно немного. До принятия священного сана, Зиновий Евстафьевич Сутормин служил полковым фельдшером в Сибирском Казачьем Войске. Как записано в свидетельстве о Крещении Надежды Суторминой, одной из дочерей, «старший медицинский фельдшер 3-его военного отдела Сибирского Казачьего Войска, кандидат на классную должность». Крестным при совершении этого Таинства выступал Начальник Сибирской Миссии архимандрит Сергий – дядя крещаемой по матери.
Предположительно, он же, став епископом, (еп. Сергий Петров управлял Омской и Семипалатинской епархией с 1901 по1903 годы), рукоположил Зиновия Сутормина во диакона. Диаконом отец Зиновий служил в Воскресенском храме г. Семипалатинска.
11 июля 1911 года «диакон-псаломщик Градо-Семипалатинской Воскресенской церкви Зиновий Сутормин рукоположен во священника к церкви села Верх – Ульбинского (Согра) Змеиногородского уезда», где и прошло основное время священнического служения отца Зиновия.
В этом селе он, как настоятель, руководил окончанием строительства каменного храма во имя свт. Николая Чудотворца. Освящение храма состоялось 30 июня 1913г. При чем богомольцев собралось около полутора тысяч человек. Примечательно что освящение храма проводилось при участии отца Александра Догаева и о. Бориса Георгиевича Герасимова последнего настоятеля Семипалатинской Воскресенской церкви, автора многочисленных научных трудов по истории и этнографии нашего края. Так же принявшего мученическую кончину –расстрелянного в Новогоднюю ночь с 37го на 38й год в тюрьме города Семипалатинска, но в отличии от отцов Зиновия и Александра к на текущий момент к лику святых не причисленного.
После Революции 1917-го года храм недолго использовался по назначению, а летом 2000-го года стены храма были разрушены.
Бывшие прихожане храма, (которые в то время были еще детьми), вспоминали, что к батюшке часто обращались люди за медицинской помощью, в которой он, как человек, имевший соответствующее образование, никому и никогда не отказывал. В 1912г. умерла супруга о.Зиновия, старшая дочь в то время была уже взрослой, а четверых младших детей ему пришлось воспитывать одному.
В 1919г. на имя правящего архиерея поступило прошение священника, служившего в с.Георгиевка (ныне Восточно-Казахстанской области), в котором он, ввиду многочисленности его семейства, просил у преосвященного перевода на более богатый приход. Епископ предложил священнику самому найти желающего поменяться с ним местами и принять бедный приход. Согласился о.Зиновий, в то время старшие дети батюшки уже жили самостоятельно, а у него на руках было двое несовершеннолетних – дочь Александра и сын Степан.
В январе 1920г. о.Зиновий гостил со своими малолетними детьми у старшего сына Ивана, который был женат и жил в с.Шемонаиха под Усть-Каменогорском.
Шла гражданская война. По воспоминаниям младшей дочери батюшки, Александры Зиновьевны Ереминой, 10-го января (ст.ст.) село было занято отрядом красноармейцев. В селе начался террор. Все те, кто, по мнению красноармейцев, являлись врагами Революции, были схвачены и приговорены к расстрелу, этой участи не избежал и о.Зиновий, причем священника арестовали просто за то, что он – священник.
В середине 20-х годов одна из дочерей о.Зиновия – Надежда Зиновьевна Кускова проезжала через Шемонаиху на конной повозке. Вдруг возница заплакал и стал изливать душу незнакомой пассажирке.
Он поведал ей страшную историю о том, как на этом месте, он «хорошего человека топором зарубил». Оказалось, что в тот день, в двадцатом году, когда разыгралась трагедия в Шемонаихе, он вез приговоренных к месту казни. Он знал о.Зиновия и даже, по его словам, хорошо к нему относился. Большевики решили начать свое кровавое дело со священника. Ему приказали сесть на пень и снять сапоги. Далее – предполагались издевательства и лишь затем – смерть. По словам возницы, для того, чтобы «избавить хорошего человека от издевательств», он, опередив красноармейцев, выхватил топор, лежавший у него в повозке и отрубил о.Зиновию голову, когда тот снимал по приказу красноармейцев сапоги.
Похоронен был священномученик в братской могиле в бору под Шемонаихой. Местонахождение этой могилы неизвестно.

Священник Иван Самсонович Баранов

Родился в 1874 году на территории современной Белоруссии, в селе Рудня-Прибытковская Гомельской губернии. С 1895 по 1911 год служил учителем. В 1911 году рукоположен в сан иерея. Служил на приходе с.Головичи недалеко от места рождения с 1914 по 1933 год, после чего был арестован и осужден на пять лет ссылки в Казахстан, на территорию нашей области. Проживал в селе Тарханка. Находясь в ссылке, священник о.Иоанн Баранов анонимно писал в газету "Спутник агитатора" письма апологетического характера в ответ на публиковавшиеся в ней антирелигиозные статьи, за что и был повторно арестован в 5 ноября 1937г. Обвинение: систематическая антиколхозная пропаганда". 20 ноября приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
Из обвинительного заключения: "Вел систематическую к/р пропаганду, направленную на разложение колхозов, распространял через печать за подписью вымышленных фамилий к/р письма против строительства колхозов и машинизации сельского хозяйства". На допросе о.Иоанн Баранов показал: "Я подтверждаю, что открытка написана действительно мной, но против коллективизации я не выступал. В советские газеты писал письма, по содержанию защищающие всякую поповщину, отвергая материализм. В к/р деятельности участия не принимал". В приложенном к делу письме в газету "Спутник агитатора" о.Иоанн писал: "Развитие в мире совершается так, что все высшее вмещает в себя и свойства низшего. Человек завершает эволюцию, но он имеет дух, противоположный организму, со способностями для вечной жизни в царстве Духа, как то: мысль о Творце, религиозное и нравственное чувство, усовершение, ответственность за дела, свободу для самоопределения, способность мысль обратить в дело и дело – в мысль и т.п. В самом духе два закона - 1-й - истины- добра для всех, и 2-й - лжи - добра личного в ущерб другим. У кого главенствует второй закон - тот остается при одном плотском уме. Христианство начиналось с коммунальной жизни и социализм ближе ко Христианству, чем [неразб.]. Но ошибка социализма в том, что он не различает истинных религиозников от лицемеров, истинных пастырей от требоисполнителей, но стесняет чистую религию и этим ослабляет прежде всего себя и заставляет очень многих ни в чем не повинных сторонников религии страдать, заслуга которых прежде всего в том, что они проводники культуры. Религия требует подчиняться властям предержащим, никто из истинных религиозников противиться им не будет"
Приговор преведен в исполнение 4 декабря 1937 года.

Феноменов Сергей Васильевич
протоиерей


Если о жизни святого Зиновия Сутормина известно немногое, то о жизни Сергия Феноменова (Фено*менова) известно и менее того. Для нас потомков, жизнь протоиерея до революции, как и судьба его останков после мученической кончины ныне сокрыта.
Год рождения пока не известен,известно лишь что отец Сергий числится в списке 50-го ПЕХОТНОГО БЕЛОСТОКСКОГО ПОЛКА в городе Севастополе за 1905 год. Можно предположить, то о.Сергий постоянно служил военным священником или при дисциплинарных батальонах.Последнее место его служения - священник Церкови Усть-Каменогорской дисциплинарной роты в память Преображения Господня. Находилась церковь в упраздненной Усть-Каменогорской крепости и занимала помещение (на 300 человек) во втором этаже каменной казармы(ныне братский корпус Усть-Каменогорского Свято-Троицкого монастыря).
В мельчайших деталях нам известен лишь подвиг отца Сергия, мученическая кончина за которую он и был причислен к лику святых. В 1918 году, когда в г. Усть-Каменогорске власть в первый раз была на некоторое время захвачена большевиками, протоиерей о.Сергий Феноменов стал одной из первых жертв террора и был расстрелян ими на глазах у своей семьи (жены и троих сыновей). Это происходило на расположенном напротив крепости Комендантском острове, где о.Сергий проживал со своей семьей. К телу мученика приставили охрану, которая не разрешала к нему подходить. Через трое суток тайно от семьи тело увезли в неизвестном направлении.
Престольный праздник 6 августа.

Дмитрий Александрович Смирнов


Святой отбывавший заключение и принявший кончину на территории нашей области, и тем не менее незаслуженно обойденный вниманием историков нашего края.
Димитрий Александрович Смирнов родился 26 сентября 1870 года в семье священника. Образование получил в Ярославской духовной семинарии.
В 1891 году, окончив семинарию по второму разряду, Димитрий вернулся к родителям и был принят на должность преподавателя в училище при Норской мануфактуре где организует народный хор и встречает свою будущую супругу Елизавету Яковлевну Чиркову. Родители Димитрия были против его брака с Елизаветой Яковлевной, из сословных соображений, полагая, что они «не пара». Однако, Димитрию удалось убедить родителей не препятствовать их супружескому счастью, и время показало его правоту, поскольку любовь друг к другу они сохранили до конца своих дней.
В 1894 году Димитрий принял священный сан и покинул Норское, получив место священника села Пестова Ярославского уезда. Наряду со своими прямыми пастырскими обязанностями, отец Димитрий отдал много сил устроению Пестовской школы, состоя в ней заведующим, законоучителем и учителем. При нём эта школа стала одной из образцовых в Ярославской епархии. За «безвозмездные труды по устройству здания для Пестовской второклассной школы» в 1898 году отцу Димитрию Смирнову было преподано Архипастырское благословение. В 1902 году, согласно прошению, отец Димитрий был перемещен на место отца, вернувшись в Норское с женой и двухлетним сыном Димитрием. В годы служения в Норском, — с 1902 по 1915, — священник соединял священнические труды с учительскими, а также выполнял различные поручения священноначалия состоя в должности духовного следователя и являясь депутатом съездов духовенства.
В 1907 году он был награжден бархатной фиолетовой камилавкой. В 1911 году за особые труды по должности Духовного следователя награжден золотым наперсным крестом.
После смерти старика-отца он продолжил и завершил начатое последним благое дело — строительство церкви в деревне Курилово в нескольких верстах от Норского. Церковь была построена и освящена в честь святителя Николая Мирликийского в 1913 году, став приписной к Троицкой.
В 1915 году отца Димитрия переводят в Ярославль на место настоятеля городской Крестовоздвиженской церкви, куда он переезжает с семьей, и где вскоре становится одним из видных представителей ярославского духовенства
. В Ярославле семья Смирновых встречает революционные события 1917 года. Не позднее, чем с 1918 года, протоиерей Димитрий Смирнов является личным секретарём митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) и остаётся им до смерти Владыки в 1928 году.
Вскоре в послужном списке отца Димитрия был открыт новый перечень — арестов советского времени. Священник подвергался аресту при всех крупных антицерковных кампаниях ярославских карательных органов: в период изъятия церковных ценностей в 1922 году; в год ареста епископа Евгения (Кобранова), епископа Варлаама (Ряшенцева) и лучших ярославских священников — в 1930 году; и четвертый раз — в 1938 году.
В апреле 1922 года комиссия по изъятию церковных ценностей, пришедшая в Крестовоздвиженский храм, обнаружила золотую ризу чтимой иконы великомученика Димитрия, спрятанную старостой. Вместе с золотым окладом были конфискованы личные вещи священника, среди которых находился его наградной золотой наперсный крест. Отца Димитрия и еще нескольких человек арестовали. 24 мая 1922 года он был осуждён губернской ЧК на три года лишения свободы «путём содержания под стражей, с применением общественных принудительных работ». В том же году по амнистии к 5-й годовщине революции срок заключения был сокращён наполовину.
«Распространение в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона провокационных слухов в связи с китайской революцией и разрывом дипломатических отношений с Англией», — так обозначена в следственном заключении причина ареста отца Димитрия 13 июня 1927 года. На допросе пятидесятисемилетний протоиерей держался с достоинством, утверждая, что поступал в рамках обязанностей чиновника канцелярии архиерея, не совершая антисоветских действий. На этот раз дело было закрыто «за недостаточностью компрометирующего материала».
Третий арест произошёл 31 января 1930 года. Во время единственного допроса, на котором ему было предъявлено обвинение в помощи ссыльным священнослужителям.
Отца Димитрия Смирнова, каким он стал в последний период своей жизни, сформировал лагерь. Получив в 1930 году срок — пять лет концлагеря, он отбывал его сначала на лесоповале в 100—200 км от Вятки, затем был переведен в Каргополь, где условия заключения были для него полегче.
Освободили его в 1934 году, без права жительства в больших городах.
10 мая 1938 года в селение Хопылево где проживал отец Дмитрий прибыл сотрудник губернского отдела УГБ НКВД с ордером на произведение обыска и ареста гражданина Смирнова Д. А. Отец Димитрий был заключён в ярославскую тюрьму. Его обвинили в антисоветской деятельности как участника группы священнослужителей кафедрального Федоровского собора Ярославля и некоторых других арестованных священнослужителей и мирян.
Шестидесятивосьмилетний отец Димитрий Смирнов, подвергнутый жесточайшим пыткам на допросах проявил удивительную духовную крепость. Он единственный из арестованных имел мужество утверждать истину перед потоком лжи, несмотря на все истязания, настаивать на том, что не знает никакой антисоветской организации и предъявленное ему обвинение отрицает.
26 сентября 1938 года Димитрий Александрович Смирнов был приговорён Особым совещанием при НКВД к пяти годам ссылки в Казахстан за контрреволюционную деятельность. Ссылку он отбывал в поселкее Шемонаиха.
. В Шемонаиху к отцу Димитрию приезжали жена и сын с супругой. Сын приезжал в августе 1939 года. Через месяц после его приезда отца Димитрия неожиданно снова арестовали и заключили в Усть-Каменогорскую тюрьму.
Отец Димитрий был вновь осужден 26 февраля 1940 года на десять лет лишения свободы. Семье сообщили, что он умер в тюрьме 26 июня 1940 года.
Где было захоронено тело отца Димитрия остаётся неизвестным.

Вот пожалуй и все факты о житиях святых прославивших нашу область. Храним ли мы память о них? В поселке Сора расположен храм освященный в честь Зиновия Сутормина, в иконостасе Богородице-Рождественского храма поселка Аблакетка (настоятель священник Евгений Яганов) имеются иконы Усть-Каменогорских святых созданные местным иконописцем Надеждой Куленич. Проявляем ли мы усердие, или напротив оставляем в пренебрежении свои святыни – те которые именно нам даровал Господь в своей безграничной мудрости своею милостью. Даже законченный атеист, поправимся человек таковым себя считающий, ибо как говорится - не бывает атеистов в окопах под огнем, мало верит в уже упомянутое словосочетание «случайное стечение обстоятельств». А уж любому мало- мальски верующему, либо просто умудренному жизнью человеку не надо доказывать что просто так ни с того ни с сего ни чего не случается – он и сам об этом прекрасно осведомлен. История писана не только в века минувшие, история пишется ежедневно и ежечасно. До сих пор могилы наших святых не найдены, до сих пор многие прихожане Православных храмов города не знают имен местных великомучеников. До сих пор не смотря на усилия настоятеля Свято-Зиновьевского храма отца Иоанна Карабидовича земельный участок на котором ранее располагался храм в котором служил отец Зиновий Сутормин превращен в мусорную свалку. Документы свидетельствующие о жизни Усть-Каменогорских святых частично утеряны, частично преданы забвению. В настоящее время на городском кладбище находится могила «некоего священника» увенчанная на десять раз перекрашенным крестом с купола разрушенного большевиками Покровского храма – на месте которого ныне раскинулся парк «Жастар». За могилой кто то заботливо ухаживает. Кто этот Священник? Идут годы и все меньше и меньше остается в живых свидетелей той кровавой эпохи.
Давайте хорошенько подумаем – а можем ли мы, своими скромными силами что то изменить?

Дмитрий Забиров.
Выражаем глубочайшую признательность за предоставленные материалы Благочинному Павлодарского церковного округа игумену Амфилохию (Бондаренко)и сотруднику областного этнографического музея Иеромонаху Иустину (Ларионову).

Обновлено 17.11.2012 22:57

СВЯТОЙ КЛЮЧ

Колбин В.В.,
руководитель историко-археологической
экспедиции "Старая крепость"

Прежде чем взять перо в руки и говорить об истории "Святого Ключа", а затем об истории
Святоключевского Знаменского женского монастыря, видимо следует вспомнить, что же привело нас, как участников историко-археологической экспедиции, к данной цели исследования. Наш путь к Святому Ключу был непрост. И, не год, и не два ушел на то, чтобы осознать и почувствовать важность этой темы для изучения истории нашего края. 1718 г. было выбрано место первой крепости города - "Семипалатной". И, видимо, неслучайно в ее названии название, полученное от монастыря буддистов-ламаистов, с остатками которого встретились первые поселенцы, пришедшие в этот край.

Видимо неслучайно поставили они первый сруб церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. И в следующем году, вместе с экспедицией гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева была привезена икона Абалацкой Божией Матери. Вот как рассказывает священник о. Димитрий Алексинский об истории Святого Ключа в своем труде "Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою" в своем труде изданном в 1899 году в Семипалатинске.

"Существует устное предание, что Святую Икону "на Ключе" нашел татарин. Случилось это так: один бедный татарин, проживающий близ Семипалатинской крепости, поехал в бор за дровами. Употребив немало времени на рубку дров и укладку их на воз, татарин в лесу запоздал и поехал домой, когда стало уже совсем темно... Дорогою он заблудился... Стоял сильный мороз. Сознавая, что едет не туда, куда нужно и что найти дорогу в дремучем лесу, в темную, глухую ночь весьма трудно, татарин в отчаянии упал на колени и стал призывать на помощь Аллаха (Бога)... Вдруг видит он в стороне, в ущелье, между холмами, мелькает огонек. Подойдя ближе, татарин рассмотрел тополь, а на тополе Святую Икону и перед Нею горящую восковую свечу. Признав местность, татарин разыскал дорогу, и направился по ней домой. Доехавши до Семипалатинской крепости, он нашел здесь квартиру "русского муллы" (священника), разбудил его и рассказал ему все виденное им. Священник, пригласив некоторых из своих прихожан, тотчас же направился к указанному татарином месту, имея проводником того же татарина. Икона по-прежнему стояла на дереве по-прежнему же перед Нею горела свеча. Священник, помолившись, стал снимать Икону, но, к всеобщему удивлению, Святая Икона, несмотря на все усилия священника, не отделялась от дерева. Священник заставил поднять Святую Икону одного из пришедших с ним казаков, затем другого, третьего, но никто не смог отделить Святой Иконы от дерева... Священник, помолился еще, и с просьбой, обратился уже к татарину. Татарин омочил руки в ключе, который бил из-под дерева, снял свой аракчин и поднял Святую Икону. После этого Святая Икона с песнопением перенесена была в крепостную церковь. Ключ, бивший из-под корня дерева, с этого времени получил, в народной молве, название Святого. Он находится в ущелье между довольно значительными холмами, покрытыми сосновым лесом, саженях в 50 от р. Иртыша, и стремительно бъет из отверстия, очень похожего на чело русской печи. Вода в ключе замечательно чистая, прозрачная, летом весьма холодная, а зимой теплая. В весеннее и летнее время, начиная с мая месяца, и в течении всего июня, сюда заходят и заезжают многие ... из идущих и заезжающих в Семипалатинск или из Семипалатинска; в особенности же те из них, кои посещают означенный город с целью поклониться Святой многочтимой Семипалатинско-Абалацкой иконе Божией Матери...

В 40-х годах текущего1 столетия над Святым Ключом, в воспоминание чудесного явления здесь Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери, и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из Святого Ключа, один военный чиновник устроил навес в роде часовни. Под этим навесом были поставлены Святые Иконы и между ними, разумеется, прежде всего, копия Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери.

Вместо ... навеса, в конце восьмидесятых годов, известный благотворитель здешнего края, павлодарский купец Артемий Иванович Деров, построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде под навесом, кроме разных икон, пожертвованных усердием богомольцев, находятся прекрасные копии Абалацкой и Семипалатинской Икон Божией Матери. В то время, как усердие к "Святому Ключу" возрастало все более и более, в некоторых усердствующих возникло желание ... для вящей славы Царицы Небесной, построить на Ключе церковь ... Пресвятой Владычице было угодно, чтобы желание этого было исполнено великим ревнителем Святого Ключа и весьма известным благотворителем здешнего края, семипалатинским купцом ... Федором Петровичем Плещеевым, построившим близ Святого Ключа небольшую каменную часовню с алтарем"2

На заре ранней истории Православной веры в нашем родном крае, поистине Благодатное чудо Небесного Царствия утвердилось в умах людей. Вся последующая история наших предков, самым тесным образом, была связанна с историей Святого Ключа. Об этом красноречиво свидетельствуют сами факты исторической действительности. Первый собор новой крепости - будущего города Семипалатинска был назван в честь Знамения Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Богородицы. В "Городском саду" был выстроен собор "дивной архитектуры - Никольский", в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца. А какие прекрасные душой и делами люди жили в нашем крае и творили его историю. Священники Евфимий Владимиров и Борис Герасимов, краеведы братья Белослюдовы, беззаветно трудившиеся на ниве народного просвещения. И многие другие, чьи славные имена осветили историю нашего края.

"Семь Палат" положили начало названию нашего города. И не только названию. Что такое "Семь Палат" для истории нашего края об этом хорошо сказано строкой стиха Виктора Белослюдова.


Семь палат

А там была ночь
В ней поэзии тьма
Для науки дорога туда уж темна
Зажгите же светильники
Осветите прошлое.
Откуда-то лютни восточной
Неслись лебединые звуки
На Западе солнце скрываясь
Прощалось лучами своими
Со степью широкой привольной
С могучей степною рекою
По гладкой зеркальной лазури
По листьям прибрежных деревьев
От низа до самой вершины
За ними в утес ударяло.
И камни его золотило
На самой вершине утеса
У края могучей стремнины
Разбросаны были палаты
Развалины жалкие храма
Жилище могучего Джорджи
Залитые светом палаты
Восходу лишь тень посылали
Туда где далёко за бором
Кочевники еще кочевали
Откуда-то лютни восточной
Неслись лебединые звуки.

Январь, 1910 г.

Буддизм, мусульманство, Православие - все эти религии оставили след в истории нашего края. Святоключенский Знаменский женский монастырь - это истоки православной веры в нашем крае. Это могучий культурный пласт духовности наших предков. Это источник доброты, справедливости и красоты человеческой души. Этот источник - Святой Ключ. Он объединяет в себе все то, что зовется культурным наследием нашего края. Бурной и стремительной была эпоха двадцатого века. Эпоха, которой мы сами свидетели и участники ее событий. Нелегкие испытания выпали на долю Православной веры в тов ремя.В начале двадцатого века Святоключинская обитель освящавшим путь душам людей. Она была источником их силы и самосознания. И сегодня пристально вглядываясь в то время, понимаешь почему стали возможны и последовали известные исторические события...

Святоключинская обитель заняла первое место в социалистическом соревновании трудовых коллективов. И была, вскоре, решением новой революционной власти закрыта. После закрытия обители представители новой власти, по рассказу Корнеева Николая Ананьевича, потомственного сторожила Старой Крепости, решили покрыть иконами крышу коровника, где он протекала в селе Старая Крепость.

И вспоминая сегодня то, что послужило нашему озарению и подвигло нас к организации археологической экспедиции по изучению Святоключинского Знаменсого женского монастыря. Это был рассказ жительницы нашего города Легуш Т.Н. об истории школы при женском монастыре.

"Монахини обители подбирали брошенных беспризорных детей волею судьбы оставшихся без родителей. Это были девочки, потому, что монастырь был женским. И по достижению ими совершеннолетия эти, уже молодые девушки по своей воле могли остаться в обители, или же могли уйти из обители, могли выйти замуж создав свою семью".

Конечно же нас всегда интересовал вопрос об исключительных свойствах воды Святого ключа. И по этому поводу видимо следует сказать следующее. Химико-биологический анализ воды Святого ключа свидетельствует о том, что в ней нет никаких привнесенных извне примесей благородных металлов, которые по широко распространенному мнению делали ее необычайной.

В предисловии к своему труду "Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о Чудотворной же копии с Нея, находящейся в городе Семипалатинске и о Святом ключе". Священник Димитрий Алексинский приводит слова Священного Писания: "Тайну цареву хранить хорошо, а дела Божии открывать славно". Как нет смысла говорить в миру о том, что главное в соборе (храме), представляющем своеобразный "Ковчег православного христианина в бурных водах материального мира", так нет смысла говорить о составляющих небесную славу Царицы Небесной, Святого Ключа Абалацкой Божией Матери


Примечания:

1Т.е XIX - прим. автора.

Обновлено 17.11.2012 22:57