Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Проповедь 26.02.2017

Автор: священник Евгений Яганов.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшнее Воскресение Прощенное Господь через чтение Евангелия напоминает нам о необходимости прощать друг друга. "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный", (От Матфея 6:14). Если, конечно, мы, осознавая свои прегрешения будем молиться так: Отче наш, "прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим", (От Матфея 6:12). Ожидание праздника Воскресения Христова - это, прежде всего, подготовка к соединению со Христом через воздержание и покаяние. Это получение прощения Божиего за наши преступления перед ним. И чтобы вступить на этот спасительный путь, его нужно начать с примирения с окружающими людьми. И тогда Бог начнет с нами примирение. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими", (От Матфея 5:9).

Как радость и веселие ожидает на небесах смирившегося, так и грозный суд Божий ожидает не прощающего "людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших", (От Матфея 6:15).

Господь и лекарство дает нам для смирения души - смирить тело постом. Но постом не лицемерным и показным. Чтобы поститься не пред людьми, а перед Богом тайно, который за это воздает явно. Чтобы сердце не заражалось тщеславием и богатством, а славило Всемогущего Бога и училось смирению. "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше", (От Матфея 6:21).  Если собирать сокровище небесное, то оно не пропадет и не исчезнет. Но все земное портится и умирает. И уже после смерти не пребывает богатство, не сшествует слава, это все ею потребится. Все это суета человеческая.

Пост в Боге - благо, а невоздержание - зло. Также и послушание Богу - добро. Адам по ослушанию и невоздержанию был изгнан из Рая. А сейчас послушание и воздержание - это путь в Царство Небесное. И сегодняшний Апостол говорит, "что наступил уже час пробудиться нам от сна", (К Римлянам 13:11). Прошла ночь, прошла ветхость, Христос Воскреснет и нас оживит, если "отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света", (К Римлянам 13:12). Если "будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; ...и попечения о плоти не превращайте в похоти", (К Римлянам 13:13-14).

Господь призывает нас, и в особенности сегодня, прощать. А, во-первых, для этого не судить. Кто ты, осуждающий чужого раба? "Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его", (К Римлянам 14:4). Наипаче, не суди собрата в вопросах религиозных. Он это делает для Господа. Ест или не ест, в какой мере постится, он решает сам. Ты главное не уничижай его, пребывай в любви к нему.

Но как необычно для нас звучат слова Апостола: "Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи", (К Римлянам 14:2). Блаженный Феофилакт Болгарский на это говорит: "(Апостол) делает сравнение между совершенным и несовершенным и говорит, что совершенный, дерзая по вере, безразлично питается всем, а несовершенный, как немощный, ест овощи. Поэтому последний заслуживает врачевания, а не поражения". И это говорится о тех, кто соблюдает столы и диеты из побуждений либо суеверий, либо естества телесного или установлений не церковных, не полезных, противных душеспасению и благочестию. Поэтому будем поститься ради воздержания; более, для совершенства духовного. А того, кто не постится по немощи, но веру имеет, не будем осуждать, но принимать таковыми, помня, что "перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его", (К Римлянам 14:4)

Начнем же подвиг Великого поста. Сегодня вечером заговенье. А значит, уже время начала воздержания. И начинается оно с молитвы, как и любое доброе, а значит, богоугодное дело. Без Бога не можем творить ничего. А еще бесовской "род изгоняется только молитвою и постом", (От Матфея 17:21). Как от невоздержания были изгнаны прародители из Рая, так все нечистое от нас отгоняется молитвой и постом. И сегодня мы имеем богослужебное напоминание об Адамовом изгнании. Чтобы эта память укрепляла нас в нашем богоугодном намерении посильно держать пост. И приводила на ум, что поститься нужно не только телесно, но и духовно. Истинный пост не цель - это способ усмирения плоти и очищения от грехов. Наше время - время секуляризма. Это когда мировоззрение и образ жизни устроены так, что основные аспекты человеческого бытия не соотносятся с религиозной верой в Бога. В таком состоянии человек не молится, а занимается медитацией, не постится, а соблюдает диету. В таком состоянии человек стремится не к наивысшим ценностям, его душу привлекают все больше ценности земного порядка. Человек начинает почитать ложных пророков и учителей, верить в их ложное нравоучение, поддается влиянию греха, назначает себе новые нравственные ориентиры сам или по чужому злому умыслу. Снисходит с божественных высот до земного, а то и еще ниже, до преисподней, до самого ада.

Наиболее подробно и чисто нравственные ценности перечислены и раскрыты в христианском учении. Сегодняшнее чтение Евангелия говорит о том, что сердце наше будет стремиться к сокровищам, которые мы ценим. И что истинные сокровища находятся на небе. Эти сокровища никто не может украсть, ничто их не может истребить. Христианские ценности - это евангельские заповеди, удерживающие человека от зла и нечистых помыслов, которые являются духовными законами. Христианские ценности - это огромный духовный опыт, накопленный за столетия. Это и богослужебные книги, и писания святых отцов, жития святых. Это пост и молитва.

Но нередки случаи, когда даже крещенный человек больше задается "земными" вопросами. Что я буду есть, что пить, во что одеваться, чем дышать, куда переехать и где поселиться, чтобы всего этого было вдоволь. Эти вопросы занимают все мыслимое пространство человека, если он не думает о вечности, если он не взирает на Господа Иисуса Христа, как на самую важную ценность и единственную надежду мира. Когда земное поглощает мысли и внимание, тогда все силы естества уходят на служение ради достижения этого. А на служение Богу Триединому не достает ни сил, ни времени. И человек смотрит на это, как на что-то незначительное и маловажное. Духовное подчиняется плотскому, телесному.

А бывает и так. Человек соблюдает пост и прочие постановления церковные, постоянно и много вычитывает молитвы, часто посещает богослужения. Но любви в себе не имеет, неприятен окружающим своим регламентированным отношением к ним и потому что делает все напоказ, и уже получает награду свою в виде тщеславия, самолюбования и самоутешения. А еще поучает и учит жить так других, надмеваясь и думая, что он что-то значит, пребывая в прелести.

Господь желает, чтобы мы подчинили в себе земные интересы небесным, чтобы мы прекратили заниматься накопительством земных богатств, растрачивать деньги на ненужное и неполезное, окружая себя ненужными вещами. Собирая себе сокровища на небе и проводя свою жизнь так, чтобы обрести жизнь вечную, люди будут не чуждаться нас, а искать с нами общения. А мы все более будем соединяться с Богом, владеющего всем земным и небесным, и в изобилии дарующим это своим детям.

 

Да прославим Господа в душах и телесах наших. Аминь.