Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Вторая огласительная беседа

Сегодня мы поговорим о том, как совершилось дело нашего спасения в истории. События эти описаны в Евангелии, однако нам важны не столько исторические факты, сколько их духовный смысл и то, какое отношение эти события имеют к каждому из нас.

Самое первое событие — Благовещение. В этот день архангел Гавриил явился Деве Марии и сказал, что у Нее родится сын, который будет Спасителем мира. Она смутилась, потому что дала обет девства, у Нее не было мужа, и Она не знала, как это произойдет. Архангел сказал ей: «…Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35). И тогда Богородица согласилась со смирением, сказала: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Для нас здесь важно понимать, что Пресвятая Богородица дала ответ от имени всего человечества. Мы знаем, что Бог никогда ничего не делает насильно. Он должен был спросить у всех нас — хотим ли мы, чтобы Он принимал на Себя нашу человеческую природу. И Он выбирает среди всех прошлых и будущих людей лучшего представителя человечества и спрашивает у Нее. Если бы Она ответила: «Нет, Господи, нам и без Тебя хорошо, мы сами знаем, как нам жить», то Он бы и не воплотился. Но Она ответила: «Се раба Господня» (Лк. 1: 38), и как только Она согласилась, произошло событие самое великое в истории человечества. Даже более значительное, чем Рождество Христово. В этот момент Дух Святой сошел на Пречистую Деву, и соединился с человеческой природой. И в Ее чреве зародился Богочеловек. Сначала Он был как маленькая клеточка, потом развивался по всем законам физиологии и наконец родился. Первый шаг на пути к нашему спасению был сделан. Ведь Христос пришел, чтобы соединить Бога с человеком. И в первую очередь Он соединил его в Самом Себе, соединил не на время, а навсегда. Христос навсегда остался Богочеловеком, чтобы у нас всегда была возможность через Него, вернее в Нем, приблизиться к Богу.

Когда Он родился, в нашем мире появилась уникальная личность — Богочеловек. В Нем поразительным образом сочетаются и Божественные и человеческие качества. Вот Он лежит на руках Богородицы. Как человек Он занимает какое-то определенное пространство, как Бог Он вездесущ. Как человек Он родился во времени, как Бог Он вечен. Как человек Он еще слаб, во всем зависим от Матери, как Бог Он всесилен. Как человеку Ему еще нужно расти, учиться, как Бог Он уже всеведущ.

До 30 лет для мира Он жил в абсолютной безвестности. Рос в послушании названного отца, учился плотницкому делу. В 30 лет Он пришел на берег Иордана к Иоанну Крестителю креститься. Что это было за крещение, которое совершал Иоанн Креститель? Это было крещение покаяния. Люди заходили по пояс в воду, исповедовали свои грехи и по иудейской традиции окунались, как бы желая освободиться от этих грехов, желая оставить их в этой воде. И вот после них всех приходит Христос — чистый, безгрешный, не имеющий нужды в покаянии. Он заходит в эту воду Иордана, в это скопище грехов и окунается. Зачем? Этим действием Он показывает, что Он берет на Себя грехи всех людей.

И в тот момент, когда Он, крестившись, выходит из воды, происходит первое открытое явления людям Пресвятой Троицы: Бог-Отец как голос с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1: 11), Сын стоял на берегу Иордана как человек, и Дух Святой как голубь спускался на Него с небес: «и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3: 16).

После этого Христос идет по городам израильским проповедовать. О чем Он говорит людям? Он говорит и о покаянии, и о прощении, и о любви. Но обо все этом можно было бы сказать и через пророков. Больше всего Христос говорит о Самом Себе — о том, что Он — Сын Божий и только через Него можно придти к Отцу. И общество израильское разделилось на две части: одни Его принимали, другие нет.

Кто Его принимал? Простые, чистые сердцем люди, те, кто осознавали свои грехи, раскаивались в них, тяготились ими, хотели избавиться от греха и приблизиться к Богу. Они чувствовали, что им нужен Спаситель — и поэтому принимали Христа, меняли свою жизнь. Ведь покаяние открывает духовное зрение, помогает увидеть истину.

Кто Его не принимал? Книжники — те, которые посвящали свою жизнь изучению Писания. Они сосчитали все буквы в Священном Писании и даже фокус такой показывали: протыкали свиток иглой и могли сказать, какие буквы находятся на дырочках. Естественно, они знали наизусть и все пророчества о Христе: когда Он должен родиться; где, каким Он будет, но это знание не помогало им, потому что это было сухое знание, без любви к Богу и, главное, без покаяния. Они своим знанием очень гордились.

Фарисеи почитали себя праведниками, старались соблюдать все еврейские заповеди (их насчитывалось 613:248 из них утвердительные, то есть говорящие о том, что надо делать, а остальные 365 — отрицательные, предупреждающие, чего делать не дóлжно): правильно постились, правильно молились, платили десятину, соблюдали субботу и так далее. Фарисеи своей праведностью очень гордились и не замечали того, что внутри —зависть, злоба, жестокость. Они считали, что достаточно исполнения внешнего закона. Но гордость закрывает человеку духовное зрение. Именно поэтому Христос сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные…Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 12-13). Кого Он называет здоровыми? Не тех, кто здоров физически (ведь мы знаем, что все повреждены первородным грехом, и в духовном смысле здоровых нет), а тех, кто считает себя здоровыми и поэтому считает, что не имеет нужды в спасении.

Фарисеи и книжники ненавидели Христа и завидовали Ему: во-первых, народ шел за Ним, а во-вторых, Он обличал их и говорил Своим ученикам не следовать их примеру, не быть лицемерами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхóдите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23: 13). В конце концов, ненависть фарисеев привела Христа на Голгофу. Но мы должны помнить, что Его крестная смерть — не трагическая случайность. Как Бог Он решился на это еще до создания мира, образно эта идея выражена на иконе прп. Андрея Рублева «Троица». Но теперь Он стал человеком, у Него появилась еще человеческая воля, и Он должен был решиться на это еще и человеческой волей. Сделал Он это во время молитвы в Гефсиманском саду. Он молился Богу-Отцу так: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39). И сказано в Евангелии, что капли пота Его были как кровь, каплющая на землю. «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26: 38),— говорил Он. Получается, как человек, Он очень боялся предстоящей смерти. Почему? Потому что смерть — это следствие греха, а Он абсолютно чист, безгрешени поэтому смерть для Него противоестественна. Он мог бы и не умирать, но Он добровольно, уже теперь Своей человеческой волей выбирает смерть за грехи людей. «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42) — говорит Он Отцу. И после того как Он решается на это, приходит Иуда целует Его, приходит стража, Его берут под арест, Он терпит насмешки, издевательства и в конце концов идет на Голгофу.

Исторически форма креста, на котором был распят Христос – восьмиконечный крест. Вертикальные столбы стояли на Голгофе всегда — там было обычное место казни, горизонтальную балку осужденный нес сам, косая балка —подставка для ног и наверху надпись «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). Изображение креста христиане стали почитать только с IV века, после того как царица Елена, мать царя Константина нашла подлинный Крест Христов. В земле было несколько крестов. Как можно было точно определить, какой из них тот самый? Случилось, что недалеко от Голгофы шла похоронная процессия. Стали прикладывать кресты к мертвому, и от прикосновения Креста Христова мертвый воскрес. Сейчас Крест хранится в Иерусалиме, но маленькие частички его разобраны по всему миру.

Мы почитаем любое изображение креста и с благоговением изображаем на себе и на других предметах крестное знамение, тем самым освящая любую вещь. Мы крестимся во время молитвы, перед выходом из дома, перед трапезой. Крест в руках верующего человека имеет огромную силу.

Казнь через распятие на кресте в Римской империи была самая ужасная не только по физическим мучениям, но и самая позорная. Это была казнь для плебеев — благородных людей на крестах не распинали. И было принято всем издеваться над беспомощностью людей, повешенных на кресте. Священное Писание свидетельствует, что над Христом тоже так издевались.

Мы знаем, что рядом со Христом распяли еще двух разбойников (Лк. 23: 23). Тот, который был по левую сторону, хулил Его: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23: 39), а тот, который был по правую сторону, упрекал своего подельника, говоря: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23: 41). И вот с этим вторым разбойником произошла необыкновенная перемена. Уже страдая на кресте, он раскаялся в своих прежних грехах, и покаяние так очистило душу, что он стал способен увидеть истину. Он смог во Христе — этом униженном, окровавленном, еле живом человеке, узнать Бога —милосердного и прощающего. Разбойник обратился ко Христу с единственной просьбой «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42) — не спаси, не прости, а просто вспомни обо мне. И Христос ему сказал потрясающие слова: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43). А ведь в то время рай был пуст, там никого не было! Все праведники были еще в аду. И первым в рай вошел разбойник —ни праведник, ни пророк, ни даже Иоанн Креститель, которого Сам Христос называл большим из рожденных женами (Мф. 11: 11) — а разбойник. Насколько Господь ценит покаяние!

Христос мучился на кресте долгие часы. На пределе Своего страдания Он воскликнул страшные и непонятные нам слова: «Боже мой, Боже Мой, для чего ты оставил Меня?» (Мк. 15: 34). Как такое Бог может сказать Богу?

Не может Отец оставить Сына, не может этого произойти в Троице! Мы знаем, что Христос сказал это по человечеству Своему. Он испытал за нас не только физические муки, но и нравственные, в том числе и самое страшное последствие грехопадения — разлученность с Богом. Он испытал чувство богооставленности. Чтобы уничтожить пропасть между человеком и Богом, Он должен был сначала заглянуть в эту пропасть…

И вот когда Он умирал, Он сказал: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23: 46). В момент смерти Христа померкло солнце, хотя был еще день, и было землетрясение. И еще одно очень значительное событие произошло. По ветхозаветному учению у иудеев мог быть только один храм, посвященный Единому Богу. Этот храм находился в Иерусалиме. В нем было три части: двор, где молились все люди, святилище, где священники приносили жертвы, и Святая Святых — самая дальняя и самая неприкосновенная часть храма. Туда имел право заходить только первосвященник единожды в году. По преданию Святая Святых от Святилища отделяла огромная завеса, сшитая из шкур чистых животных. Она была такая тяжелая, что в тот единственный день в году ее отодвигали около ста человек. Завеса символизировала собой отделенность человека от Бога. И вот в момент смерти Христа эта завеса разодралась надвое! То есть не просто упала от землетрясения, а раскрылась, показывая, что преграды между Богом и человеком больше не существует — смерть Христа ее разрушила!

Христос умер как человек: душа разлучилась с телом. Тело Его ученики завернули в плащаницу и положилив гроб — т. е. в небольшую пещеру для погребения. Христос по Воскресении сошел во ад и вывел оттуда души всех праведников, которые ждали Его пришествия, и они вошли в рай и могут теперь быть рядом с Богом. Согласно восточной традиции Воскресение Христово изображается на иконе «Сошествие во ад».

Тело Спасителя, как мы уже говорили, завернули в плащаницу и положили во гроб. Фарисеи специально позаботились о том, чтобы ученики ночью не украли Тело и не распространили слух о воскресении из мертвых —они скрепили огромный камень печатью и у двери гроба попросили поставить римскую стражу. Однако когда мироносицы по прошествии субботы, рано утром в воскресенье пришли ко гробу, они увидели, что стража разбежалась, камень отвален, а на камне сидит ангел и спрашивает: «Что вы ищете живого между мертвых? Его нет здесь. Он воскрес!» (Лк. 24: 5-6). Они тут же побежали и рассказали апостолам. Внутри гроба они обнаружили удивительную картину: на камне, где лежало Тело, осталась одна плащаница, как кокон, а внутри —пусто. Христос, когда воскрес, как бы прошел сквозь эту ткань! И теперь мы имеем потрясающее материальное свидетельство воскресения Христова — Туринскую Плащаницу. На ней чудесным образом запечатлелось изображение Христа и все подробности Его страданий и смерти. Но это все-таки свидетельство именно Воскресения!

Позже проповедь апостолов начиналась именно так: «Христос воскрес!». Также и апостол Павел говорит: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша!» (1 Кор. 15: 14). Христианство — это религия Воскресения. Ведь тот факт, что Христос воскрес, означает, что Он навсегда победил смерть и что мы тоже воскреснем. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13: 14). Мы видим, что после воскресения Христос становится другим. Он может проходить сквозь закрытые двери, вдруг появляться, вдруг исчезать. Но в тоже время, Он — не призрак, а настоящий человек из плоти и крови. Чтобы убедить в этом апостолов, Он даже специально ел перед ними. Просто Его тело после воскресения стало новым, одухотворенным, способным жить в вечности. Мы тоже такими будем после воскресения.

Последнее событие земной жизни Спасителя — Вознесение. В течение 40 дней после Пасхи Христос встречался с учениками, открывал им тайны Царствия Божия и потом повел их на гору Елеонскую и там они увидели, как Он возносится и исчезает. Что значит Вознесение Христа в духовный мир, к престолу Божию? Ведь как Бог Он этого престола никогда не покидал. А сейчас Он идет туда как человек, возносит к престолу Троицы Свою человеческую природу. Как говорил Владимир Лосский, что для христианина огромная отрада сознавать, что в недрах Святой Троицы бьется человеческое сердце.

Для нас это очень важно: ведь если Он как человек там, то и мы, люди, там можем быть. Он проложил нам дорогу на небеса. На иконе «Троица» прп. Андрея Рублева по трем сторонам престола изображены Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а четвертая сторона обращена к нам: это наше призвание — быть там.

И в конце этого члена Символа веры сказано «седяща одесную Отца». Это значит по правую сторону Отца. Конечно, в духовном мире нет таких пространственных понятий – право-лево. Это образное выражение. Сидеть по правую руку от кого-то — это значит разделять с ним власть. Как Бог Христос эту власть всегда имел, но теперь Он разделяет ее с Отцом и как человек.