История Православия в Казахстане.

 

В 2012 году Русская Православная Церковь отметила 140 лет своего служения на земле Казахстана и приезда в 1872 году первого епископа - преосвященного Софония (Сокольского).

Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русской колонизации Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути с юго-востока в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи.

Начало истории Христианства на территории Казахстана, по преданию, было положено ещё во времена апостольские. Миссионерский путь апостолов Фомы и Матфея мог касаться этого региона.
В более поздний период, во время Вселенских Соборов, с проповедью Христианства (несторианского толка) в пределы Центральной Азии пришли сирийские миссионеры. Будучи в оппозиции к государственной власти Византийской империи, сирийцы были географически ограничиваемы в своей проповеднической деятельности в западном направлении. Этот фактор способствовал тому, что их миссия с самого начала ориентировалась на Восток.

В XIX веке для проповеди православия на землях северного Казахстана была основана Киргизская духовная миссия , которая просуществовала до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией.

С начала 1990-х годов наблюдается возрождение православных традиций в Казахстане, хотя параллельно происходит упадок общего числа и доли их в населении из-за массовой эмиграции русскоязычных в постсоветский период.

В середине XIX века известный русский ученый, исследователь Центральной Азии, П.П. Семенов-Тян-Шанский, находясь в Венеции, получил возможность изучить так называемую Каталонскую карту мира, составленную в 1375-1377 гг. Авраамом и Иегуди Крескесами. Ученый обратил внимание на изображение здания с крестом, которое помещалось на северном берегу озера Иссык-Куль, что в 70 километров от Алма-Аты, в Киргизской части Семиречья. Рядом на карте имелась надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста».

На берегах Иссык-Куля и сегодня активно проводятся археологические раскопки. Исследования показали, что на территории современных Киргизии и Казахстана в древние времена существовали христианские церкви. Так, например, на городище Ак-Бешим были раскопаны христианская церковь и кладбище вокруг нее. На Краснореченском городище тоже проживала христианская община, о чем свидетельствуют могильные камни с эпитафиями и погребения, где находили бронзовые и нефритовые христианские кресты, так называемые «кайраки». Кроме того, на Иссык-Куле нашли покрытую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены двенадцать апостолов.

В ХVIII веке начался длительный процесс добровольного вступления в русское подданство трех казахских жузов с одной стороны и движение русского казачества в Центрально-Азиатские пределы для защиты новых русских подданных — с другой. Тогда же, в ХVIII веке на территории современного Казахстана русскими казаками были основаны первые крепости-форпосты — Семиполатная, Усть-Каменогорская, Петропавловская. Вдоль пограничной линии и в военных оборонительных укреплениях стали возводиться первые православные храмы.

С образованием крепостей в азиатские пределы потянулись русские крестьяне-переселенцы, отличавшиеся глубокой религиозностью.

В 1854 году был заложен первый форпост непосредственно в Семиреченском крае — укрепление Верное, которому в 1867 году императором Александром II был присвоен статус города.

В том же году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В его состав вошли две области: Сыр-Дарьинская с центром в городе Ташкенте и Семиреченская, главным городом которой стал Верный.

В интересах не только церковных, но и государственных, первый генерал-губернатор Туркестанского края Константин Петрович фон Кауфман в 1868 году стал ходатайствовать перед Святейшим Синодом об учреждении особой епархии и назначении епархиального архиерея.

4 мая 1871 года императорским указом было утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии. По настоянию Кауфмана, местом постоянного пребывания нового епископа был выбран не Ташкент, а Верный. Именно это решение предопределило стремительное духовное развитие Верного вскоре после учреждения кафедры.

На момент учреждения епархии в Семиреченской области было 13 церквей. Духовенство епархии тогда состояло почти из одних священников. Диаконов в Семиреченской области было только трое. Известно, что первые священники прибыли в Семиречье из Томской, Оренбургской, Уфимской, Новгородской, Казанской, Воронежской и Волынской епархий. Практически все они были неплохо подготовлены — имели полное семинарское образование.

12 ноября 1871 года в Туркестан назначен первый епископ — Преосвященный Софония (Сокольский). 24 мая1872 г., Преосвященный епископ Софония прибыл в город Верный и возглавил самую обширную в то время в России епархию. Несмотря на преклонные годы, на новообразованную кафедру он поехал в возрасте 73-х лет, владыка оказался просвещенным и энергичным деятелем-администратором, опытным духовным руководителем вверенной ему паствы.

Весьма важную роль сыграла Алтайская духовная миссия и её выдающийся пастырь (ныне прославленный в лике преподобных)  – архимандрит Макарий (Глухарёв), являвшейся начальником Миссии с 1829 по 1842 гг.
Опыт Алтайской миссии в построении проповеди для инородцев на их родном языке предвосхитил знаменитую систему казанского профессора Н. Ильминского. Составление алфавита, переводы книг Священного Писания и всевозможного рода духовной литературы – всё это стало правилом для миссионеров казахстанских. 
В 1880 году, очередным руководителем Алтайской миссии, архимандритом Владимиром (Петровым) была совершена поездка в район нынешнего Семипалатинска, в ходе которой была выявлена насущная потребность в  необходимости миссионерства среди казахского населения, о чём он и доложил в Святейший Синод. Во второй половине 1881 года указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви, данным на имя преосвященного Петра, епископа Томского и Семипалатинского, было разрешено открытие Киргизской Миссии в Семипалатинской области, с подчинением её начальнику Алтайской миссии. Первым миссионером, имевшим уже почти 10-тилетнюю практику в деле миссионерского служения на Алтае, стал священник Филарет Синьковский. Для первоначального местопребывания миссии был определен город Усть-Каменогорск, куда иерей Филарет прибыл 10 октября 1882 года. В марте 1883 г. Киргизский миссионерский стан был переведен в Семипалатинск, где Синьковскому было поручено настоятельство в тюремной церкви. С открытием миссии планировалось образовать среди степи такой посёлок, который был бы населён исключительно новоокрещенными киргизами (казахами) и, вместе с тем, являлся бы резиденцией миссионера. Этим местом стал посёлок, расположенный на реке Буконь. Религиозный склад местных жителей, пример их доброй христианской жизни для будущих прозелитов, а также близость киргизских кочевий представляли собой наиболее подходящее место для постоянного стана Киргизской миссии, открытого здесь в конце 1883 года. С самого начала работы Миссии, особое внимание уделялось строительству храмов, устроению миссионерских школ для детей новокрещеных, преподавание в которых велось на казахском и русском языках. Проповедь Евангелия также проходила по-казахски. В 1884 г. заботами иерея Филарета в посёлке была построена церковь и открыта мужская школа. В 1887 г. открылась женская школа, были построены дома для миссионера и псаломщика. 13 апреля 1886 года Синьковский был избран попечителем Кокпектинской и Буконской мужских начальных школ; в феврале 1888 г. утвержден попечителем Буконской женской школы. Перенимался опыт Алтайской миссии по созданию мужских и женских монастырей, которые принимали новокрещённых послушников и послушниц и научали их к христианской вере. Деятельность священников-миссионеров состояла прежде всего в непрестанных миссионерских путешествиях по аулам с проповедью Евангелия на казахском языке, строительстве храмов Киргизской Миссии, устроение миссионерских школ для детей новокрещеных, преподавание в которых велось на казахском и русском языках. Устраивались диспуты с мусульманскими проповедниками. В храмах миссии службы шли на казахском языке, на клиросах обычно пели по-казахски дети новокрещённых. Всё это также весьма способствовало становлению и развитию казахской словесности в данном регионе.

Планы миссионеров не ограничивались лишь крещением инородцев. В дальнейшем они намеривались обучать крещёных степняков занятию хлебопашеством и со временем «создать в степи киргизское оседлое христианское население, которое будет самым благотворным образом влиять на своих кочевых родичей в смысле привлечения их ко Христианству», надеясь тем самым изменить местное население как в духовном плане так и в новом устройстве их образа жизни.

С 1895 г. Киргизская духовная миссия стала самостоятельной, подчинившись Омскому епископу.

В 1898 г. центром Миссии стал г. Семипалатинск, имея несколько миссионерских станов в округе.

Просуществовала Киргизская миссия до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией. В 1921 г. имущество бывшей Киргизской миссии было передано семипалатинской Благовещенской церкви. Известно, что группа православных казахов оставалась в Семипалатинской области вплоть до 60-х гг. XX века. В это время в единственной открытой церкви г. Семипалатинска служил воспитанник Миссии – священник Симеон (фамилия и казахское имя неизвестны). По свидетельству старых прихожан Воскресенского собора г. Семипалатинска, в 50-е годы из сёл Знаменки и Караула для принятия Святых Христовых Таин в церковь приезжало православное казахское население. Сейчас нигде в официальных источниках нет и намека о православных христианах-казахах конца XIX - середины XX вв.

Вскоре после трагических событий октября 1917 года Верненское викариатство Туркестанской епархии разделило печальную участь всей Российской Церкви. Сегодня главное наше достояние «пресветлое воинство мучеников и исповедников». В 20-е и 30-е годы прошлого века здесь, на бескрайних просторах Сары Арки, названной Святейшим Патриархом Алексием II «раскрытым антиминсом», в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане несли свой тяжкий крест, томились, умирали десятки тысяч православных людей, сосланных в Казахстан со всех концов Советского Союза.

Любимы и пользуются почитанием места, связанные с подвигами и мученической кончиной иеромонахов Серафима и Феогноста, расстрелянных в Тянь-Шанских горах. Здесь ныне расположен красивейший горный скит. Драгоценное достояние — честные мощи священноисповедника митрополита Николая (Могилевского), обретенные в 2000 году и ныне хранящиеся в Никольском соборе.

Имена мучеников и исповедников казахстанских сегодня хорошо известны. Всего Собор Казахстанских святых ХХ века составляют 233 новомученика и исповедника.

В годы, когда взаимоотношения Церкви и государственной власти стали благоприятными, митрополиту Тульскому и Ефремовскому Алексию (Кутепову) и митрополиту Пермскому и Соликамскому Мефодию (Немцову) пришлось проводить большую, разностороннюю работу — трудиться над возрождением порушенных святынь, организовывать духовно-просветительскую деятельность, закладывать основы богословского образования. Благодаря их усилиям в Округе начали издаваться журналы, появились интернет-сайты, стала выходить литература, в которой рассказывалось о становлении епархии, о героических страницах ее истории.

Митрополичий округ, получивший свой канонический статус на Архиерейском Соборе в феврале 2011 года, является канонической частью Русской Православной Церкви, им руководит Высокопреосвященнейший Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский. В последние года в Казахстане организовано несколько новых епархий, что повсеместно оживило духовную жизнь. По благословению нашего Первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла столицы и областные центры посетили такие святыни Православия, как Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы, мощи святых мучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, святителя Спиридона Тримифунтского. В мае 2012 года состоялся визит в Астану Святейшего Патриарха, который принял участие в саммите религиозных лидеров и освятил новое здание духовно-культурного центра при Успенском кафедральном соборе.

 

7 мая 2003 года Священный Синод образовал на территории Казахстана, на базе трех епархий Русской Православной Церкви ( Астанайской, Уральской и Чимкентской) митрополичий округ. Казахстанский митрополичий округ был образован путём объединения уже существующих епархий. А 26 июля 2010 года Священный Синод переименовал округ в «Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан». Также был установлен титул главы Митрополичьего округа — «Астанайский и Казахстанский». 6 октября 2010 года на территории Казахстана образованы три новые епархии: Карагандинская, Костанайская и Павлодарская, а 5 октября 2011 года из прежних шести епархий были выделены ещё три — Кокшетауская, Петропавловская и Усть-Каменогорская.