Некоторые рассуждения по вопросу отпеваний в ритуальных залах

Автор: священник Евгений Яганов.

Почтительно представляю некоторые рассуждения по вопросу отпеваний в ритуальных залах.

В этом вопросе, смею предположить, надо определить проблемные области и здравыми методами конструктивно оздоровить их.

В первую очередь нужно прислушиваться к мнению Первостоятеля Русской Православной Церкви. Его Святейшество, Патриарх Кирилл неоднократно недвусмысленно высказывался по этому вопросу. На собрании Московской епархии 2016 года он сказал, что было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На основании данного общего документа стало возможно заключение частных договоров между конкретными приходами и больницами, что позволяет исправить сложившуюся печальную ситуацию (с отпеваниями клириками сомнительного канонического статуса, священнослужителями, запрещенными или лишенными сана, а подчас и вовсе обманщиками, ряженными в священнические одежды). Практика же заочных отпеваний при возможности очного порицается[1]. Патриарх поручил архиереям в срочном порядке заняться решением этого вопроса.

Был подготовлен и разработан Законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минстроем России в 2014 г. Тогда же по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в структуре Министерства была создана рабочая группа, включающая представителей Церкви и Минстроя России, в целях выработки поправок, отвечающих интересам Церкви. Такие поправки были разработаны. Например, религиозные обряды могут совершать исключительно религиозные организации (епархии) или религиозные организации (приходы, монастыри, подворья), входящие в их структуру на основании соглашений с ритуальными службами или лицом, взявшим на себя организацию похорон (ст. 19). Данная норма направлена на пресечение отпеваний, совершаемых лицами, запрещенными в служении, и мошенниками, одетыми в рясы.

Первая и основная проблема вопроса проведения чина «последования мертвенного» в ритуальных залах – это неканонические отпевания. В епархии сейчас уже этот вопрос решен положительно. Конечно, все согласны с тем, что отпевать лучше в церкви. Но, по разным причинам это бывает затруднительно. Серьёзная, постоянная работа в ритуальных залах – это каторга, достойная одобрительной поддержки. Не смотря ни на немощь, ни на усталость, ни на погодные, ни на транспортные сложности или иные какие условия, всегда нужно быть в «строю». И если со стороны это выглядит легко, то это заслуга священника, который все это тянет и «достоин награды за труды свои» (Лук. 10:7).

Второе. Если будет меньше отпеваний очных, больше будет проводиться заочных отпеваний, хотя такого понятия, как заочное отпевание, никогда не существовало. И эта проблема до сих имеет место быть у нас. Часто случается так. Когда родственники узнают, что «стоимость» заочного отпевания на порядок ниже очного, даже отказывают священникам в пользу «заочных панихид», как лучше обозначить в таких случаях эти заочные отпевания, на которые они сами, как правило и не приходят[2]. Происходит полная профанация молитвы, не приносящая пользы ни усопшему, ни родственникам. Для периферийных, провинциальных приходов исполнение служб вне стен храма – основная возможность выживания в настоящее время. К тому же служение за стенами храма – это миссионерское служение, возможность дополнительного общения Церкви в лице священника с около церковным народом. Сейчас время отступления многих людей от веры, утраты духовных устоев и потери христианских нравственных ориентиров. Среди этого народа есть и не очень пристойные индивидуумы. И если весь тот матерящийся, подвыпивший, хамский народ без привития церковных нравственных традиций придет в храм, то будет большая беда. Эту проблему нужно решать не в храме. А в храме лучше отпевать только людей, имеющих к ней непосредственное отношение. Траурные залы - самое подходящее место для остальных.

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают. Так же в некоторые праздничные и нарочитые дни[3] не всегда бывает благообразно и удобно проводить чин «последования мертвенного» в храме.

Следующий момент. Прекращение совершение отпеваний в ритуальных залах создаст большое неудобство и для верующих. "На дому" не всегда возможно. К примеру, в однокомнатной квартирке на 5 этаже соберется человек 70: родственники, друзья, трудовой коллектив. На кладбище тоже не просто: дождь, снег, мороз, ветер... Ты отпеваешь, а в 3-5 метрах от тебя ревет землеройная техника. Много будет недовольства среди людей как верующих, так и около церковных. Многие просто не смогут привезти усопшего в храм. Даже при поверхностном опросе люди не готовы воспринять решение прекратить совершать отпевания в ритуальных залах и выражают недовольство в адрес церкви. Много ли у нас сейчас очных отпеваний в храме? Единицы, даже в «центральных» храмах. И больше не будет от такого запрета. Так мы ещё более растратим духовные традиции, в частности, провод Церковью усопшего в последний путь. Не в этом заключается и забота о православных людях, потерявших своих близких. При любых и даже более сложных испытаниях Русская Православная Церковь всегда оставалась со своим народом, не отгораживалась от него. Необходимо принимать другие меры для «приучения» народа к храму и соответственного к нему отношению, как к дому Божиему.

Что мешает родственникам принести тело покойного в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! С давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь. Но почти за два десятка лет служения Церкви, я не могу припомнить такого случая, вот результат секуляризации в наше современное время. Не все, что было раньше, приемлемо сейчас. Со временем меняются и традиционные правила Церкви. И мы, священники, на своей передовой хорошо это понимаем и относимся к этому трезвенно.

Прекращение совершения отпеваний в ритуальных залах создаст благоприятную почву для нечистых на руку дельцов похоронного бизнеса, которые смогут опять беспрепятственно приглашать ряженных в священнические одежды или просто продавать земельку от отпевания или ещё что придумают.

Чем меньше Церковь будет участвовать в этом, тем больше будет появляться нелепых ритуалов, типа сидения на месте мертвеца, хождения задом из залов за усопшими и прочее в этом духе.

О юридической законности совершения обрядов в ритуальных залах. Во-первых, почти все эти заведения находятся в частной собственности. Любой может легко распространять религиозную литературу и прочее и проводить религиозные мероприятия, если получит Письмо-согласование о согласовании расположения помещения для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий и Решение об утверждении расположения специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения. Во-вторых, администрация не препятствует в совершении заупокойных служб в ритуальных залах. Вообще, есть ритуальные залы, достаточно приспособленные для совершения отпеваний, которые и по убранству практически являются часовнями, и по тому, что в них допускают попрощаться только с православными усопшими.

Да и разве место влияет на молитву, разве молитва не освящает место, а главное молящихся, не оставляет в их душе благотворный след? И важно в этом настроение и усердие. Церковь ведет евангельскую проповедь с использованием всех возможных, имеющихся у нее общественных ресурсов. Многие прихожане приходов собираются именно через отпевания в ритуальном зале[4]. При этом, большинство отпеваний в храме, как мы знаем, не всегда вызывает у присутствующих желания иметь дальнейшее общение со служившим его священником и церковью.

Миссионерские инициативы, особенно, несущие систематический характер, одобрены и благословлены Патриархом:

– Никаких благословений подобного рода вы сейчас не получите. Но и запрещать вам никто не будет. Действуйте! А там увидим, что из этого получится. Если получится, будет и благословение, и помощь, и поддержка. А нет, значит, и не надо...

Этим высказыванием Патриарха нигилируется представление о «профессиональном» верующем, обязанном блюсти законы «корпорации». Так что никто не должен никого осуждать за попытки какой-то своей миссии. Проповедь вне храма – это всегда выход в иную среду, которая живет по своим законам и правилам. И надо знать, куда ты идешь, уметь подобрать свои слова для любого в свете основной цели. «Целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия – теозис (обожение) всего творения»[5].  А допустимая форма миссии с полной очевидностью по слову Спасителя определяется не какими-то формальными инструкциями, а исключительно её плодами. Главная форма внутренней миссии на сегодняшний день – это христианское просвещение. И все мы до единого обязаны участвовать в этом спасительном процессе. Христос нам заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Ещё несколько лет назад Святейший Патриарх Кирилл обозначил изменение церковной политики, объявив, что хватит нам сидеть в храмах, пора выходить за церковную ограду и исполнять свою евангельскую миссию. Куда мы, православные христиане, должны идти? Туда, где есть люди – люди, готовые слышать. Это внутренняя миссия, обращенная к людям, вошедшим в Церковь, не воспринявшим в полной мере её даров. Озлобление в около церковном народе все укрепляется, кредит доверия к Церкви все более умаляется. Необходима действенная работа с народом на любом каждом возможном участке нивы поля человеческого. Надо постараться не обрубить и эту одну из немногих нитей с обществом.

Также необходима достойная оплата труда священнослужителей, занимающихся миссионерской деятельностью, да еще параллельно несущих другие послушания. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9:13,14). Принимались попытки отказаться от практики взимания обязательной цены за совершение треб. Но она оказалась не результативной. Все же видится необходимость объяснения людям, что, приходя к Богу нужно приносить ему дар. Без этого воспитывается потребительское отношение к церкви. Люди должны уметь жертвовать церкви.

«Исторически содержание духовенства, служащего при церквах, складывалось из плат за требоисправление, из доходов от земельных владений и штатного жалования из государственной казны, а также из руги городским ружным церквах»[6]. У нас кроме «плат за требоисправление» практически и нет других статей дохода. На подачки старух приход содержать не получится. Да и самим как-то нужно существовать.

Деньги не идут мимо церковной кассы, все используется на церковные нужды. Жизнь дорожает, доходы не прибывают. Социальные проекты приходится сворачивать. Стройка, телепередачи, социальное служение – все постепенно отодвигается на задний план церковного служения. Ещё Иосиф Волоцкий говорил: «Если у монастырей сел не будет, как тогда честному и благородному человеку постричься? Если же не будет честных старцев, откуда взять на митрополию или архиепископию, или епископа на всякия честные власти? А коли не будет честных старцев и благородных, ино вере будет поколебание». И в наше время люди прихожанами любят становиться на крупных финансово самодостаточных приходах, а на иных приходах, менее привлекательных, недостаток в «честном и благородном человеке».

Вспоминается важный спор в истории Православной Церкви, который актуален и по сей день – между двумя русскими святыми – Иосифом Волоцким и Нилом Сорским. В нашем обществе, в котором развращенное и потребляющее большинство почему-то пытается требовать от Церкви нестяжания, данный вопрос как минимум актуален. Но это не просто материальный вопрос. Полемика между стяжателями и нестяжателями - это вопрос не о том, сколько должно быть денег у Церкви, а о том, как именно Церковь должна служить обществу. Вместе с тем, многие аспекты духовных исканий тех лет на рубеже XV – XVI столетий остаются актуальными, так как, с одной стороны, они оставили глубокий след в нашем менталитете, а с другой, Русская Православная Церковь и сегодня ими руководствуется в своей повседневной жизни. «Иосифляне» и «нестяжатели» не противостояли друг другу и не вели к расколу Церкви, но в полемике искали пути дальнейших духовных приоритетов в новой сложившейся действительности. «Иосифляне», крайне негативно относясь к личному обогащению, поддерживали богатство монастырей как источник социальной благотворительности и православного образования. Большие затраты требовали больших денег, которые Церковь, сохраняя свою независимость, могла получать самостоятельно, без княжеских подаяний. Полемику нельзя назвать противостоянием, т. к. сам спор носил характер истинного христианского смирения. Так, А. В. Карташев подчеркивает, что «тихая бесшумная победа «иосифлян» очень показательна. Показательно и тихое, пассивное отступление «нестяжательства». А результаты борьбы надолго, может быть, навсегда определили духовную траекторию России. Замысел Волоцкого игумена – образ широко мыслящего человека, который в хорошо налаженной системе сбора денег за поминовения видел не механизм обогащения, а средство социального служения ближнему.

Одно из основного служения священника – совершение молитв. Молитва – стержень духовной жизни христианина, живой опыт общения с Богом. Молитва не столько зависит от времени, сколько от силы веры, чистоты помышлений и сердечной, усердия и сосредоточенности молящихся, искренности и смиренности, горения любви к Богу и людям, бесстрастности и мироотстраненности. Полный чин «последования мертвенного» не спеша может совершаться около двух – двух с половиной часов. И если это повсеместно постоянно объявлять народу, будет много ропоту, т. к. служба будет идти меньше заявленной. Интернет заполонен высказываниями о коротких отпеваниях, дорогих Крещениях, корыстолюбии попов... Мы сами акцентируем на это внимание, даём пищу неокрепшим умам, подвергнутым корысти и зависти, осуждающих все, что совершается не так, как написано или кем-то высказано. Если не выносить внутрицерковные мнения на публичное обсуждение, то и проблем на этой почве не будет. Время заупокойных служб вне храма – уже сложившаяся и устоявшаяся традиция. И складывается она из многих факторов[7]. Уменьшение его — личная ответственность перед Богом служащего священника. В этом вопросе важна не количественность, а качественность. «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1Кор.14:9). Если начнём, к примеру, служить полностью суточный круг, то на остальные дела времени просто не хватит.

К заупокойным службам можно относиться по-разному: как к Отпеваниям, как к «отпеву», как требоисправлению. А можно и, думаю, нужно как к богослужению.

Нигде практики запрета совершения треб вне храма нет в Казахстане. Священники стоят на первой линии фронта борьбы со грехом.Все мы вместе заботимся о распространении веры, а не о своих меркантильных интересах. Все мы осознаем ответственность за последствия своих действий, какими бы благими намерениями мы ни руководствовались. И, что в основе любых преобразований должно лежать стремление к сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, преодолению разобщенности и розни, в укреплении духовных основ жизни людей.

 



[1] Практика так называемого «заочного отпевания», вынужденно получившая широкое применение в период антицерковных гонений, прежде всего из-за массового закрытия храмов и крайнего недостатка священнослужителей, также не соответствует Преданию Церкви, особенно в случае совершения «заочных отпеваний» в отсутствие близких почившего. (Проект документа «О христианском погребении усопших»).

[2] Совершение заупокойных молитв и обрядов без принесения тела усопшего христианина в храм (или, по необходимости, приглашения священника для совершения молитвенного последования в ином месте) вполне оправдано в ряде случаев: когда родственники не имеют иной возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, или утонувшего при кораблекрушении, либо погибшего в результате авиакатастрофы, террористического акта или в иных чрезвычайных обстоятельствах, а также в ситуации многолетнего безвестного отсутствия при установлении факта смерти судом. Однако и в таких обстоятельствах пастырям следует употреблять все усилия для приглашения к участию в священнодействии членов семьи почившего и близких ему людей, дабы вси любящии умершего, его братия и друзи, сродницы и знаемии отозвались на последнюю нужду преставившегося от временного жития и вознесли о нем усердную молитву Христу Богу (см.: Стихира на целование умершего). (Проект документа «О христианском погребении усопших»).

[3] В такие дни — в субботу Лазареву, Великие Четверток и Субботу, в среду Преполовения Пятидесятницы, в отдание Пасхи, в Духов День, на следующий день после Рождества Христова, 1 (14) января и 7 (20) января отменяются решительно все гласные заупокойные моления. Рассуждая строго, в эти дни не должно быть допускаемо в храме никаких заупокойных молений даже и в виде частных треб, так как перечисленные дни по своим священным воспоминаниям, имеющим важнейшее значение в Домостроительстве нашего спасения, приравниваются к великим вселенским праздникам.

[4] Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия. (Проект документа «О христианском погребении усопших»).

[5] Методология православной миссии.

[6] Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право.