Явление воскресшего Иисуса Христа
двум ученикам на пути в Эммаус
К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых (из числа 70-ти), Клеопа и Лука, шли из Иерусалима в селение Эммаус. Эммаус находился в верстах десяти от Иерусалима.
Дорогою они разговаривали между собою о всех событиях, которые произошли в последние дни в Иерусалиме - о страданиях и смерти Спасителя. Когда же они рассуждали о всем случившемся, Сам Иисус Христос приблизился к ним и шел рядом с ними. Но что-то словно удерживало глаза их, так что они не узнавали Его.
Иисус Христос сказал им: "о чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы так печальны?"
Один из них, Клеопа, сказал Ему в ответ: "неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о том, что произошло в нем в эти дни?"
Иисус Христос сказал им: "о чем?"
Они отвечали Ему: "о том, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк сильный в деле и слове перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. И вот уже третий день сегодня, как это произошло. Но некоторые наши женщины изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, возвратившись, рассказывали, что они видели ангелов, которые говорят, что Он жив. Тогда некоторые из нас пошли к гробу и нашли все так, как говорили женщины, но Его не видели".
Тогда Иисус Христос сказал им: "о, несмысленные, и медлительные (не чуткие) сердцем на то, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?" И стал Он, начиная от Моисея, изъяснять им из всех пророков сказанное о Нем во всем Писании. Ученики дивились. Все становилось для них ясным. Так в разговоре они подошли к Эммаусу. Иисус Христос показал вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: "останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру". Иисус Христос остался с ними и вошел в дом. Когда же Он возлежал с ними за столом, то взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Иисуса Христа. Но Он стал невидим для них. Таково было четвертое явление воскресшего Христа. Клеопа же и Лука в великой радости стали говорить друг другу: "не горело ли радостью в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?" После этого они тотчас встали из-за стола и, несмотря на позднее время, пошли назад в Иерусалим к ученикам. Возвратившись в Иерусалим, они вошли в дом, где собрались все апостолы и другие, бывшие с ними, кроме апостола Фомы. Все они радостно встретили Клеопу и Луку и говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону Петру. А Клеопа и Лука рассказывали в свою очередь, о происшедшем с ними на пути в Эммаус, как Сам Господь шел с ними и беседовал, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в Евангелии от Марка, гл. 16, 12-13; от Луки, гл. 24, 18-35.
Явление Иисуса Христа всем апостолам
и другим ученикам, кроме апостола Фомы
Когда апостолы беседовали с возвратившимися из Эммауса учениками Христовыми, - Клеопою и Лукою, а двери дома, где они находились были заперты, из опасения от иудеев, вдруг Сам Иисус Христос стал посреди них и сказал им: "мир вам".
Они смутились и испугались, думая, что видят духа.
Но Иисус Христос сказал им: "что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите (потрогайте) Меня и рассмотрите; ведь, дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня".
Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. От радости они еще не верили и дивились.
Чтобы укрепить их в вере, Иисус Христос сказал им: "есть ли у вас здесь какая-нибудь пища?"
Ученики подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
Иисус Христос взял все это и ел перед ними. Потом сказал им: "вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах".
Тогда отверз Господь им ум к уразумению Писаний, т. е. дал им способность понимать Священное Писание. Заканчивая Свою беседу с учениками, Иисус Христос вторично сказал им: "мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас". Сказав это, Спаситель дунул на них, и говорит им: "примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся (от Бога); на ком оставите (грехи непрошеными), на том останутся".
Это было пятое явление Господа Иисуса Христа в первый день Его славного воскресения, доставившее всем ученикам Его великую невыразимую радость. Только Фома, из числа двенадцати апостолов, называемый Близнец, не был при этом явлении. Когда ученики стали говорить ему, что они видели воскресшего Господа, то Фома сказал им: "если я не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста (пальца) моего в эти раны, и не вложу руки моей в ребра Его, то не поверю".
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в Евангелии от Марка, гл. 16, 14; от Луки, гл. 24, 36-45; от Иоанна, гл. 20, 19-25.
Явление Иисуса Христа апостолу Фоме и другим апостолам
Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе в дом, и Фома был с ними. Двери были заперты, как и в первый раз. Иисус Христос вошел в дом, при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: "Мир вам!"
Потом, обратившись к Фоме, говорит ему: "подай перст свой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим".
Тогда апостол Фома воскликнул: Господь мой и Бог мой!"
Иисус Христос сказал ему: "ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали".
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в Евангелии от Иоанна, гл. 20, 26-29.
Согласно повелению Иисуса Христа, ученики Его ушли в Галилею. Там очи занялись своими обыденными делами. Однажды Петр, Фома, Нафанаил (Варфоломей), сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) и двое других из учеников Его всю ночь ловили рыбу в Тивериадском море (Генисаретском озере) и ничего не поймали. А когда уже настало утро, Иисус Христос стоял на берегу. Но ученики не узнали Его.
Иисус Христос сказал им: "дети! Есть ли у вас какая-нибудь пища?"
Они ответили: "нет".
Тогда Иисус Христос сказал им: "закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете".
Ученики закинули сеть по правую сторону лодки и уже не могли ее вытащить из воды от множества рыбы.
Тогда Иоанн говорит Петру: "это Господь".
Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, потому что был раздетым, и бросился в море, и поплыл к берегу, к Иисусу Христу. А другие ученики приплыли в лодке, таща за собою сеть с рыбою, так как не далеко были от берега. Когда же вышли на берег, то увидели разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
Иисус Христос говорит ученикам: "принесите рыбу, которую вы теперь поймали".
Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
После этого Иисус Христос говорит им: "придите, обедайте".
И никто из учеников не смел спросить Его: "кто Ты?" зная, что это Господь.
Иисус Христос взял хлеб и дал им, также и рыбу.
Во время обеда Иисус Христос показал Петру, что Он прощает его отречение и возводит его опять в звание Своего апостола. Петр своим отречением согрешил больше, чем прочие ученики, поэтому Господь спрашивает его: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, чем они (прочие ученики)?"
Петр ответил Ему: "так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя".
Иисус Христос говорит ему: "паси агнцев Моих".
Потом снова, во второй раз, Иисус Христос сказал Петру: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?"
Петр опять ответил: "так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя".
Иисус Христос говорит ему: "паси овец Моих".
И, наконец, в третий раз Господь говорит Петру: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?"
Петр опечалился, что Господь в третий раз спросил его: "любишь ли Меня?", и сказал Ему: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя".
Иисус Христос и на это говорит ему: "паси овец Моих".
Так Господь помог Петру троекратно загладить свое троекратное отреченье от Христа, и засвидетельствовать о своей любви к Нему. После каждого ответа его Иисус Христос возвращает ему, при прочих апостолах, звание апостольское (делает пастырем Своих овец).
После этого Иисус Христос говорит Петру: "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет куда не хочешь". Этими словами Спаситель дал понять Петру, какою смертью он прославит Бога - примет мученическую кончину за Христа (распятие). Сказав все это, Иисус Христос говорит ему: "иди за Мною".
Петр, обернувшись, увидел, идущего за ним Иоанна. Указывая на него, Петр спросил: "Господи! а он что?"
Иисус Христос сказал ему: "если Я хочу, чтобы он был до тех пор, пока Я приду, то тебе что до этого? Ты иди за Мною".
Тогда пронесся слух между учениками, что Иоанн не умрет, хотя Иисус Христос этого не сказал.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в Евангелии от Иоанна, гл. 21.
Явление Иисуса Христа апостолам
и более чем пятистам ученикам
Затем, по повелению Иисуса Христа одиннадцать апостолов собрались на одной горе в Галилее. Туда же к ним пришли более пятисот учеников. Там Иисус Христос явился перед всеми. Увидев Его, они поклонились; а некоторые усомнились.
Иисус Христос подошел и сказал: "дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы (учению Моему), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; поучайте их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь".
Потом отдельно Иисус Христос явился еще Иакову.
Так в продолжена сорока дней по воскресении Своем Иисус Христос являлся ученикам Своим, со многими верными доказательствами Своего воскресения, и беседовал с ними о Царствии Божием.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в Евангелии от Матфея, гл. 28, 16-20; от Марка, гл. 16, 15-16; см. в 1-м послании Ап. Павла к Коринф., гл. 15, 6-8; см. в Деянии Свв. Апостолов гл. 1, 3.
Великое событие - Светлое Христово Воскресение празднуется Св. Православною Церковью, как самый величайший из всех праздников. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти к жизни и от земли к небу. Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю (7 дней) и служба в храме совершается особенная, торжественнее, чем во все другие праздники и дни. В первый день Праздника утреня начинается в полночь. Перед началом утрени священнослужители, облачившись в светлые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возженными свечами, крестом и иконами идут кругом храма (совершают крестный ход), в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Во время крестного хода все поют: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Начальный возглас утрени делается перед затворенными дверями храма, причем много раз поется тропарь: Христос Воскресе..., и с пением тропаря входят в храм. Богослужение совершается во всю неделю при открытых Царских Вратах, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым, открыты для всех врата Царствия Божия. Во все дни этого великого праздника мы приветствуем друг друга братским целованием со словами: "Христос Воскресе!" и ответными словами: "Воистину Воскресе!" Христосуемся и обмениваемся крашеными (красными) яйцами, которые служат символом новой, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя. Всю неделю звонят во все колокола. Начиная с первого дня Св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов полагать не положено.
В ближайший после пасхальной Недели вторник Св. Церковь, разделяя радесть Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение умерших, потому и день этот называется "Радоницей". Совершается заупокойная Литургия и вселенская панихида. Издавна принято в этот день посещать могилы своих ближних родных.
Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами на каждой неделе - в воскресенье.
Тропарь праздника Пасхи
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым.
Воскресе - воскрес, ожил; поправ - победив; сущим во гробех - находящимся во гробах, умершим людям; живот даровав - жизнь дав.
Кондак праздника Пасхи
Аще и во гроб снизшел еси, безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскрес еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Хотя и во гроб Ты, Бессмертный, сошел, но адову силу Ты разрушил и воскрес, как победитель, Христос Бог, возвестив женам мироносицам: радуйтесь! и Твоим апостолам даруя мир, согрешившим же подавая воскресение!
Песнопения праздника Пасхи
Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый: людие веселитеся!
Светися, светися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего.
Ангел восклицал благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!
Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного.
Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: "так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".
Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым".
Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.
Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"
Спаситель же сказал им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.
Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: "мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо".
После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в Евангелии от Марка, гл. 16, 15-19; от Луки, гл. 24, 46-53; см. в Деянии Свв. Апостолов; гл. 1, 2, 4-26.
Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи.
Тропарь праздника
Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.
Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовавши учеников Своих обещанием Святого Духа, когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, избавитель мира.
Радость сотворивый учеником - обрадовавший учеников; обетованием - обещанием; извещенным им бывшим благословением - когда они через благословение (Твое) утвердились в вере; яко - что.
Сошествие Святого Духа на апостолов
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?" И в недоумении говорили: "они напились сладкого вина".
Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".
Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "что нам делать, мужи братия?"
Петр ответил им: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.
Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.
Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в Деянии Свв. Апостолов, гл. 2, гл. 14, 23.
Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Св. Православною Церковью, как один из величайших праздников, в пятидесятый день после Пасхи (потому что Дух Святой сошел в 50-ый день после воскресения Иисуса Христа) и потому называется Пятидесятницею, или Троицыным Днем, так как с этого дня раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы, и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа.
В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью, а во время Богослужения стоять с цветами, выражая этим нашу радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым и Животворящим (дающим жизнь) Духом обновил людей, родил их (через крещение) в новую жизнь (цветы и зелень - знак жизни).
Следующий день, после Троицына Дня; называется Духовым Днем и посвящен прославлению Святого Духа.
Тропарь праздника
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.
Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) вселенную (весь мир). Человеколюбче слава Тебе.
Благословен - достоин прославления; Иже премудры ловцы явлей - Который рыбарей, т. е. апостолов сделал премудрыми; теми уловлей вселенную - через них уловивший, т. е. привлекший к вере вселенную.
Вскоре после сошествия Святого Духа, апостолы Петр и Иоанн шли в храм на молитву в девятом часу, по нашему - в третьем часу дня (час смерти Господа нашего Иисуса Христа). При дверях храма, называемых Красными, сидел нищий, хромой от рождения. Он, протянув к апостолам руку, просил у них милостыни.
Апостол Петр сказал ему: "серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи", и, взяв его за правую руку, поднял.
У хромого тотчас укрепились ступни и колена, он начал ходить и вошел вместе с апостолами в храм. Множество народа в изумлении от этого великого чуда сбежалось в притвор, называемый Соломоновым, где были апостолы. Здесь апостол Петр произнес вторую проповедь о воскресшем Господе. Многие из слушавших апостола уверовали; и было число таковых около пяти тысяч человек.
Многие и великие чудеса, которые совершались Господом через апостолов и обилие даров Духа Святого, которые подавались через них, все это возбуждало в верующих благоговейный страх и, вместе, радость и веселие. Они старались во всем исполнять заповеди Христовы и жить святой и чистой жизнью. Верующие ежедневно собирались в храм и слушали проповедь апостолов, а в воскресные дни (начальные дни недели - воскресенье) собирались по домам для преломления хлеба, т. е. для Святого Причащения. Все они были соединены великою любовью, так что у них были как бы одно сердце и одна душа. Многие продавали свои имения и полученные за них деньги приносили к апостолам для раздачи нуждающимся. Всегда и за все верующие благодарили Бога. За свою любовь и добрые дела они приобретали уважение и любовь со стороны народа, и число верующих ежедневно умножалось.
Со временем, все верующие в Господа Иисуса Христа стали называться христианами, а учение и жизнь по вере Христовой - христианством.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в кн. Деянии Свв. Апостолов, гл. 2, 42-47; гл. 3; гл. 4; гл. 11, 26.
Гонение иудеев на христиан. Святой первомученик Стефан
Слава и победы христианства и быстрое распространение его возбудили страх и ненависть у иудейских начальников. Они начали преследовать христиан, возбуждать против них простой иудейский народ и обвинять их перед римской властью. Иудеи хватали христиан, сажали их в темницы и убивали.
Первым пострадал от иудеев в Иерусалиме святой архидиакон Стефан, названный первомучеником (как первый умученный за Христа).
За проповедь о Спасителе иудеи вывели его за город и стали побивать камнями. Он же молился, говоря: "Господи Иисусе! приими дух мой", и затем со словами: "Господи! не вмени им греха сего", умер.
Убиением св. Стефана и многих других верующих иудеи не могли ослабить веру Христову; наоборот, этим они еще больше, способствовали ее распространению. Христиане, пребывавшие в Иерусалиме, от этих гонений рассеялись по иудее, Самарии и другим странам, и везде, куда они приходили, проповедовали о Господе Спасителе и Его учении. Никакая сила в мире не могла остановить победного шествия христианства потому, что вера Христова есть истинная вера, учение Христово есть Божественное учение, жизнь по вере и учению Христову есть святая жизнь - Царство Божие. Верующих укреплял Отец Небесный, с ними был Спаситель, их утешал Дух Святый, Утешитель.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в кн. Деянии Апостолов, гл. 6; гл. 7; гл. 8, 1-2, 4.
Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Он, не довольствуясь преследованиями христиан в иудейской земле, испросил у первосвященника позволения идти в сирийский город Дамаск разыскивать там христиан и, связав, их, приводить в Иерусалим на суд и мучения.
Когда же Савл шел в Дамаск и приближался к городу, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?"
Савл опросил: "Кто Ты, Господи?"
Господь сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна".
Савл в трепете и ужасе сказал: "Господи! что повелишь мне делать?"
И Господь сказал ему: "встань и иди в город, куда шел; там тебе будет сказано, что нужно делать".
Люди же, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Когда Савл поднялся с земли, глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Тогда спутники его взяли его за руку и привели в Дамаск. Там он три дня провел в молитве и ничего не ел и не пил.
В то время в Дамаске находился один из числа семидесяти апостолов Господних по имени Анания. Голос Господа повелел ему идти в дом, где был Савл, возложить на него руку и вернуть ему зрение. Апостол Анания пришел к Савлу и, когда возложил на него руки, как бы чешуя спала с глаз Савла, он сразу прозрел (стал видеть), и встав, тотчас же принял от Анании святое крещение. (Крещение Савла относится к 37 году по Р. Хр.).
Савл принял в христианстве имя Павел и стал самоотверженным проповедником веры Христовой. Потом Господь Иисус Христос опять явился Павлу и повелел ему идти к язычникам и учить их вере христианской, т. е., сделал его Своим апостолом.
Апостол Павел закончил жизнь свою мученическою смертью. За его огромные апостольские труды, он, наравне с апостолом Петром, именуется Церковью первоверховным апостолом.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в кн. Деянии Апостолов: гл. 8, 1-3; гл. 9, 1-30; гл. 22, 17-21.
Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран видеть и послушать Ее.
Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.
Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.
В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.
Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери по Ее желанию, в саду Гофсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся и апостол Петр исцелил его.
Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы.
Божия Матерь сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".
Апостолы в радости воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"
Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее и поставил Ее выше всех ангелов Своих.
ПРИМЕЧАНИЕ: Краткое описание Успения Божией Матери изложено на основании Свящ. Предания, свято сохраняемая св. Правосл. Церковью.
Успение Пресв. Владычицы нашей Богородицы празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 15 августа (28 авг. н. ст.). К этому празднику положено готовиться двухнедельным постом (с 1-го авг.). Праздник называется Успением ("засыпанием") потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, т. к. через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.
Тропарь праздника
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Ты, Богородица, при рождении (Иисуса Христа) осталась девою и после смерти Своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни (т. е. Христа), Ты перешла к жизни вечной, и молитвами Своими избавляешь от смерти (вечной) души наши.
В рождестве - при рождении Иисуса Христа; во успении - во время смерти, - несмотря на смерть; преставилася еси к животу - перешла к жизни вечной; Мати сущи Живота - будучи Матерью Жизни, т. е. Иисуса Христа.
Апостольский Собор в Иерусалиме
Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.
В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18, 17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.
После долгих споров и рассуждений взял слово Ап. Петр, он встал и сказал, что Господь, избравший его сначала для обращения язычников, не положил никакого различия между язычниками и иудеями и всем одинаково даровал Духа Святого, а потому христианам из язычников не нужно исполнять обрядового закона Моисеева. "Мы веруем", - закончил свою речь Апостол, - "что благодатью Господа Иисуса Христа спасаемся".
Речь Ап. Петра произвела глубокое впечатление. Об этом красноречиво свидетельствовало наступившее молчание всего многочисленного собрания. Это впечатление затем усилилось еще больше после рассказа Апостолов Павла и Варнавы о знамениях и чудесах, какие Бог сотворил через них у язычников.
После всего встал, чтобы говорить председательствовавший на Соборе св. Апостол Иаков - "брат Господень". Ему, как епископу Иерусалимской Церкви и председателю Собора (первому между равными) принадлежало последнее слово. Мнение его важно было еще и потому, что он сам был строгим ревнителем закона и получил за это не только у христиан, но и у самих иудеев, наименование "праведного". Величием было исполнено и его положение в Церкви, он был первым Иерусалимским епископом, поставленным Самим Господом. Св. Иаков вел строгую аскетическую (воздержную, монашескую) жизнь, носил на себе "петалон", т. е. золотую дощечку, которую носили только первосвященники. Он проводил в храме целые часы один в молитве за свой народ. В Иерусалиме его почитали "оплотом народа".
Св. Иаков одобрил мнение Ап. Петра, доказал, что это согласуется с пророчеством (Амос. 9, 11-12), а, следовательно, и с Божественным предназначением. Он предложил: "не затруднять христиан из язычников исполнением обрядового закона Моисеева; но они должны жить в чистоте и святости и не делать другим того, чего не хотят себе".
Это предложение Ап. Иакова было принято Апостолами, пресвитерами и всем обществом, т. е. всем Собором, единодушно, как резолюция (постановление) Собора. Об этом дано было знать всем христианам письменно (Соборным посланием), которое начиналось словами: "Угодно Духу Святому и нам"...
Так Апостольский Собор указал христианам, что постановления Собора, согласно слов Господа (Иоан. 16, 13; 14, 16) есть установления Святого Духа.
Послание Апостольского Собора вызвало среди христиан большую радость и утешение.
ПРИМЕЧАНИЕ: cм. в кн. Деяний Апостолов, гл. 15, 1-35.
Проповеднические труды апостолов
Апостолы Христовы своею проповедью, которую внушал им Святый Дух, в короткое время покорили Христу множество язычников, как простых и незнатных людей так и ученых и самих царей. Много трудов понесли апостолы для этого святого дела. Много скорбей и бед они претерпели. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину (апостол Иоанн Богослов умер в заточении в глубокой старости). Число же христиан и после кончины св. апостолов год от году росло, и вера христианская распространялась по всей земле.
Апостолы проповедовали большею частью устно. Но, чтобы учение Христово лучше сохранилось, некоторые из них, по внушению Святого Духа, записали его в книги. Поэтому книги эти называются святыми, Священным Писанием, как и книги святых пророков, бывших до Христа.
Два апостола из числа двенадцати, Матфей и Иоанн, и два апостола из числа семидесяти, Марк и Лука, написали каждый по книге о земной жизни Христа Спасителя и Его учении. Эти четыре книги называются Евангелиями, потому что в них содержится учение Христово, которое Сам Спаситель назвал Евангелием. Апостолы же, написавшие их, называются Евангелистами.
Евангелист Лука написал еще книгу Деяний святых Апостолов (т. е. дела, труды св. апостолов). В этой книге рассказывается о том, как св. апостолы в первые годы распространяли веру христианскую.
Другие из апостолов: Иаков Алфеев, Петр, а также Иоанн Богослов и Иуда Иаковлев - написали семь соборных посланий, т. е. писем к христианам всего света, и учили в этих посланиях, как надо веровать и жить по учению Христову. (Одно послание апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино).
Апостол Павел написал четырнадцать посланий к отдельным церквам и лицам.
Апостол Иоанн Богослов, кроме Евангелия и трех посланий, написал еще Апокалипсис, или Откровение. В этой книге он излагает будущую судьбу Церкви Христовой и всего мира.
Но, конечно, апостолы не все записали в книги, чему учили, что установили между христианами, что слышали от Спасителя и видели от Него. Сам евангелист апостол Иоанн Богослов пишет об этом: "многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг".
То учение и правила, которые передали апостолы христианам на словах или примером, твердо хранилось христианами. Это учение, переданное ими устно и уже после записанное святыми людьми, называется апостольским преданием, или священным преданием.
Вместе с апостолами и после них трудились в проповеди евангельской мужи апостольские (ученики апостолов), пастыри, учители и отцы Церкви Христовой. Они распространяли и утверждали Церковь Христову словом, писанием и своею святою жизнью.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ
о проповеди и о судьбе св. апостолов
Св. Первоверховный ап. Петр (Симон) проповедовал сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, в Асии, во Иллипице, а также по всей Италии и в самом Риме. В Риме он был распят вниз головой, при императоре Нероне. Ап Петр, вместе с апостолом Павлом, как более всех потрудившиеся в проповеди веры Христовой, наименованы Св. Церковью первоверховными.
Св. Первоверховный ап. Павел (Савл) проповедовал во многих странах начиная от Иерусалима и кончая столицею мира Римом. В Риме он был обезглавлен императором Нероном.
Св. ап. Андрей Первозванный, был в пределах нашего Отечества, он водрузил крест на киевских горах, предсказав будущее просвещение России Христовой верою. Проповедовал он по берегам Черного моря и в других странах. В Византии он рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии (Греция), язычники распяли его на кресте особой формы, на подобие буквы X, который поэтому стал называться Андреевским крестом.
Св. ап. Иаков Заведеев - проповедовал в Иерусалиме, и первый из апостолов пострадал за Христа. По повелению иудейского царя Ирода Агриппы, он был обезглавлен в Иерусалиме.
Св. ап. евангелист Иоанн Богослов, после мучений в Риме, был сослан на о. Патмос. Св. ап. Иоанн жил дольше всех апостолов и мирно скончался в Азии в гор. Ефесе. По преданию, св. апостол по собственному желанию, был погребен его учениками живым. Когда же, вскоре после погребения, пришедшие христиане разрыли его могилу, то там тела св. ап. Иоанна не оказалось.
Св. ап. Филипп - проповедовал в Асийских странах вместе с апостолом Варфоломеем и сестрою своею Мариамиею. Во Фригии (провинция Малой Азии) в гор. Иераполе, принял мученическую смерть - был распят вниз головою.
Св. ап. Варфоломей (Нафанаил) - проповедовал сначала вместе с ап. Филиппом в Сирии и Асии, затем был в Индии и перевел Евангелие от Матфея на индийский язык; потом проповедовал в Армении, где и принял мученическую кончину в гор. Альване: по одним сведениям он был распят вниз головою, по другим сведениям, был запорот до смерти.
Св. ап. Фома (Близнец) - проповедовал во многих азиатских странах, дойдя до Индии, где принял мученическую смерть за Христа. Он был прободен копьями, а затем усечен мечем.
Св. ап. евангелист Матфей - проповедовал долгое время в Иудее, а затем во всей Эфиопии (нынешняя Абиссиния, Нубия, Кардафан, Дарфур и др.). Он был убит мечем в одном из городов Эфиопии.
Св. ап. Иаков Алфеев - проповедовал в Сирии, Египте и других различных странах. В одной из них был распят на кресте, приняв мученическую смерть за Христа.
Св. ап. Иуда Иаковлев (Фаддей или Левей) - проповедовал в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, в Аравии, Сирии и Мессопотамии. В Араратской стране был повешен на древе крестном, и расстрелян стрелами.
Св. ап. Симон Зилот или Кананит - проповедовал в Мавритании и в Африке. Был также в Англии (раньше называвшейся Британией). За проповедь веры Христовой, он был распят на кресте, по одним сведениям в Грузии, по повелению иверийского царя Адеркия, а по другим сведениям -в Персии.
Св. ап. Матфий, избранный из числа 70-ти, на место отпавшего Иуды. Проповедовал в Иудеи и во внешней Эфиопии. Возвратившись в Иудею принял страдание за Христа, будучи сначала побит камнями, а затем обезглавлен.
Св. ап. евангелист Марк - из числа 70-ти, спутник и сотрудник ап. Петра. Проповедовал также на берегах Адриатического моря. Принял мученическую кончину в Александрии.
Св. ап. евангелист Лука - из числа 70-ти, спутник и сотрудник ап. Павла. Проповедовал затем в Ливии, Египте, в Фиваиде и Фивах. Окончил свои подвиги мученическою смертью.
Св. ап. Иаков, Праведный, из числа 70-ти. Первый Иерусалимский Епископ, поставленный самим Господом. Он именуется Братом Господним. По преданию он был сыном Иосифа Обручника, от его первого брака. Св. Иаков был сброшен иудеями с крыши Иерусалимского храма, а затем убит ударом по голове. Это было около 62 года.
Св. ап. Иаков первый изложил чин Божественной Литургии которая и положена в основу совершаемых теперь Литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Литургия св. ап. Иакова и теперь совершается в Иерусалиме в день его памяти.
Всеобщее гонение на христиан. Разрушение Иерусалима
В течение первых трех веков (около трехсот лет) христиане терпели почти постоянные гонения, и сначала от неуверовавших евреев, а потом от язычников.
Евреи, не принявшие обещанного Богом Спасителя, Господа Иисуса Христа и предавши Его на смерть, с безумными криками: "кровь Его на нас и на детях наших", и убивавшие многих христиан, получили за все свои беззакония возмездие. Иерусалим и храм Божий были разрушены римскими войсками до основания, когда евреи подняли мятеж. Так исполнилось в 70 году, предсказание о том Господа. Место, где стоял прежде храм Божий, было вспахано плугом, так что не осталось там камня на камне. Народ еврейский был рассеян, по всей земле. Более миллиона евреев было истреблено. Несколько десятков тысяч их было продано в рабство. Вместо евреев, в Палестине поселились жители из других народов и снова построили разоренные города, в том числе и город Иерусалим. Вера же Христова стала утверждаться среди язычников.
Распространение веры христианской среди язычников вызвало гонение на христиан со стороны римских языческих императоров. Приверженцы язычества убеждали императоров, что христиане враги государства, враги императоров и всего человечества. Гонения на христиан были так жестоки, что трудно поддаются описанию; христиан подвергали самым ужасным, невероятным мучениям.
Первое жестокое гонение началось в 64 году после Рождества Христова (через 30 лет после Воскресения Христова), при императоре Нероне. Нерон для своей потехи зажег город Рим и потом всю вину сложил на христиан. По его приказу христиан разыскивали и хватали, отдавали в цирки на растерзание зверям, зашивали в шкуры зверей и травили собаками, распинали на крестах, обливали смолой и зажигали вместо факелов по ночам для освещения садов Нерона. В это гонение пострадали в Риме апостолы Петр и Павел (в 67 г.). Павел был усечен мечем, а Петр был распят на кресте, но, по собственной просьбе его, был распят вниз головою, потому что считал себя недостойным умереть так, как умер Господь Иисус Христос.
Самым страшным было последнее гонение на христиан при императоре Диоклитиане. Это гонение продолжалось с 303 г. до 313 г. по Р. Хр. Тогда убивали сотни тысяч христиан, с самыми разнообразными видами мучений. При этом гонении книги Священного Писания отнимались и сжигались.
Современник гонений, известный христианский писатель и учитель философии в Никомидии, Лактанций пишет: "если бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпенных верующими".
Мучили в одном месте от десяти до ста человек в день; многих измученных и изувеченных снова лечили, чтобы опять мучить. Мучили христиан без различия пола и возраста. "Я сам был очевидцем этого", пишет историк Евсевий, "так, что железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга".
Но страдания и подвиги мучеников укрепляли и распространяли веру Христову среди других людей. Многие язычники, видя веру и подвиги христианских мучеников и чудеса, бывшие при этом, сами убеждались в истинности Христовой веры, и принимали христианство. Чем больше гнали и мучили христиан, тем больше вера христианская укреплялась.
Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня
Гонения на христиан прекратились только в начале четвертого века, при римском императоре Константине Великом.
Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: "сим побеждай" (по-гречески: НИКА). В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующею (главною). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий с его матерью Еленою, получили название святых царей равноапостольных, то есть равных апостолам.
Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.
В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.
Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.
По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: "Господи, помилуй!"
Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
После обретения животворящего Креста Господня, Иуда, указавший место нахождения Креста, стал христианином. Затем за добродетельную жизнь был рукоположен во епископа с именем Кириака и возведен на кафедру Иерусалимского патриархата. Пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. Память св. священномученика Кириака празднуется 28 октября (10 ноября н. ст.).
В память обретения Креста Христова и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 14-го сентября (27 сент. н. ст.)
За всенощным Богослужением (на утрени) бывает вынос Креста для поклонения. После великого славословия, священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Св. Крест, украшенный цветами, при пении "Святый Боже"... выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря "Спаси Господи, люди Твоя"..., священник кадит Св. Крест. Потом при пении: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим", все кланяются и целуют Св. Крест. Украшается Св. Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т. е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.
Несмотря на окончательную победу христианства над язычеством, язычники все же попытались еще раз выступить против христиан, при императоре Юлиане Отступнике.
Юлиан был сын брата Константина Великого. Он, хотя и был сначала воспитан в христианстве, но, когда стал императором, начал поклоняться идолам и объявил себя язычником и сильно притеснял христиан. Открыв гонение на христиан, Юлиан разрешил иудеям восстановить иерусалимский храм и дал на это средства. Но Господь защитил святую веру. По свидетельству не только христианских, но и языческих писателей, землетрясение и вырывавшиеся из-под земли клубы огня заставили прекратить затеянное Юлианом восстановление Иерусалимского храма. Даже те камни, которые сохранились в глубине земли от прежнего храма, были выброшены, так что в полном смысле не осталось здесь камня на камне.
Так вот, язычник Аммиан Марцеллин, современник императора Юлиана и обожатель его, пишет: "страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих" (кн. 23 гл. 1).
Современник и соученик Юлиана, св. Григорий Богослов, в слове против Юлиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест и одежды зрителей запечатлены были крестами.
Многие из посторонних зрителей, как пишут о том историки, сбегались смотреть на это зрелище борьбы с таинственною огненною стихиею.
Враг христианства должен был сам сознаться в своем бессилии, но не раскаялся в своей злобе. В сражении с персами стрела неприятельская поразила Юлиана. Умирая, он с горестью воскликнул: "Ты победил меня, Галилеянин"! (так называл он Господа Иисуса Христа).
По смерти Юлиана Отступника, все последующие императоры римской империи заботились об утверждении христианства во всей империи.
Но с седьмого века начинаются новые страдания христиан на востоке. В 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, отдал иудеям на расправу девяносто тысяч христиан, патриарха Захарию со многими другими христианами увел в плен, сжег храм Воскресения, похитил драгоценности храма и унес в Персию Крест Христов. Через 14 лет, в 628 г, греческий император Ираклий победил персов, возвратил всех пленных христиан, во главе с патриархом Захарией, и св. Крест был с честью возвращен в Иерусалим.
Радуясь и благодаря Бога, император Ираклий пожелал сам внести Крест в Иерусалим. Но у Голгофы невидимая сила остановила Крест, и царь был бессилен его нести. Тогда патриарх Захария указал царю, что Сын Божий - Царь Небесный - нес Крест на Голгофу в смирении и уничижении. Император смиренно послушался патриарха, снял с себя царские одежды и босым внес св. Крест в храм на Голгофу, где патриарх снова воздвиг св. Крест над народом.
Вскоре после этого великого события, явился в Аравии лжепророк Магомет. Страдая от детства эпилепсией (нервными припадками) и галлюцинациями (призрачными видениями), он сам уверовал в свое призвание создать новую религию, и в возрасте 40 лет выступил со своею проповедью. В 632 г. со Своими последователями он завоевал Мекку (в Аравии, место рождения Магомета) и утвердил свою веру. Потом его последователи силою оружия Покорили Египет, Сирию, Палестину и самый Иерусалим. Постепенно магометанство (учение Магомета) распространялось все более и более, а Греческая империя все более и более слабела. Наконец, в половине XV века (1454 г.), при императоре Константине Палеологе, турки завоевали и самый Царьград (Константинополь).
Среди христиан иногда появлялись люди, которые неправильно излагали учение христианское и желали свои лжеучения (ложные, неправильные учения) навязывать всей Церкви. Такие ложные учения Церковь называет ересями, а лжеучителей - еретиками. Когда прекратились всеобщие гонения на христиан, ереси стали особенно волновать жизнь Церкви.
Для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно, веровать, собирались, по примеру св. апостолов, Соборы (собрания) епископов - пастырей и учителей Церкви, по возможности со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане.
Как св. апостолы собрались на Собор в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году - Деян. 15, 1-35), когда нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон моисеев; так и отцы Церкви, т. е. епископы, которым апостолы передали свою власть (через преемственное рукоположение), собирались на Соборы, когда появлялось какое-либо учение, противное вере Христовой.
Такие общие соборы (со всего христианского мира), утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого и принятые всей Церковью Христовой, называются Вселенскими Соборами.
Вселенских Соборов было семь.
На первом и втором Вселенских Соборах составлен Символ Веры. Символ веры есть краткое изложение всей христианской, православной веры. Его должен знать каждый православный христианин. Он поется у нас на Божественной Литургии.
Седьмой Вселенский Собор защитил и утвердил почитание святых икон.
Отпадение Римской церкви. Просвещение славян
После периода Вселенских Соборов отделилась от Вселенской Православной Церкви западная часть ее (римская) и образовала из себя отдельную римо-католическую церковь.
Произошло это так. После апостолов стали управлять Церковью преемники их, епископы, которые имея одинаковую степень священства, имели различную власть. Епископы меньших городов подчинялись епископам больших городов, которые назывались митрополитами. Митрополиты, в свою очередь, подчинялись епископам столичных городов, которые назывались патриархами. Самая же высшая власть в Церкви принадлежала Соборам, которым подчинялись и патриархи.
Патриархов в то время было пять: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. (Александрийский патриарх назывался папою, потом стал называться папою и римский патриарх. Долгое время так назывались и другие епископы (слово "папа" означает отец).
Все пять патриархов имели одинаковые права и были независимы один от другого. Не было между ними ни высшего, ни низшего, а только в порядке перечисления Римский папа занимал первое место. Но с течением времени Римские папы, расширяя свои владения, стали укрепляться во власти и стали стремиться к тому, чтобы подчинить себе всех патриархов, т. е. чтобы папа стал главою Христовой Церкви. Такое притязание римских пап Церковь признала незаконным. Это и было главной причиной отделения.
Впоследствии из Римско-католической церкви выделились еще протестантские исповедания. Около того времени, когда произошло отпадение римской церкви, Вселенская Православная Церковь увеличилась вступлением в нее славянских народов, принявших христианство.
Первыми просветителями славян были святые братья Кирилл и Мефодий, самоотверженно трудившиеся над распространением христианской веры у славян. Они составили славянскую азбуку и перевели книги Священного Писания и церковные книги на славянский язык.
После их смерти христианство утвердилось среди болгар и сербов, а потом был крещен в христианскую веру и русский народ.
Наше отечество, Россия, стало христианскою страною почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. До этого времени люди в Русской земле поклонялись идолам, были язычниками. Главными идолами были солнце (дажь-бог) и гром с молниею (перун). Кроме них почиталось множество низших идолов, покровителей хозяйства, дома, двора, воды, леса и проч. В жизни наших предков язычников было много суеверий, ложных понятий, жестоких обычаев, случались даже человеческие жертвоприношения идолам.
По преданию, св. Апостол Андрей Первозванный был, с проповедью Евангелия в Скифии, т. е. в стране, из которой впоследствии образовалась Россия. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера Христова.
Св. ап. Андрей прошел будущую землю Русскую от юга до севера: от киевских гор до Новгорода и даже был на острове Валааме. Об этом свидетельствуют новейшие исследования. Так местное (на севере России) предание указывает, что св. ап. Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыл из Киева в Новгород. Отсюда по реке Волхову доплыл до Ладожского озера, а потом - до Валаама. Там благословил горы каменным крестом. Истребил капища Велеса и Перуна, обратил в Христову веру жрецов идольских и обитавших на острове язычников, положив основание на Валааме исповеданию веры Христовой. Оставил пастырями новособранного стада Христова некоторых, сопутствовавших ему, учеников.
В древнейшей рукописи: "Оповедь", хранившейся в библиотеке Валаамского монастыря, об этом говорится так: "Св. Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами (степями), достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого, и Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды и все посадники (т. е. заместители правителей-князей) доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили".
О пребывании св. ап. Андрея на Валааме подтверждает и другой памятник древности: "Вселетник" киевского митрополита Илариона, 1051 года.
В "Вселетнике" говорится: "Ноября 30-го св. ап. Всехвального Андрея Первозванного и Церкви поборника восхвалим: зане, якоже древле тому приити в Киев, Смоленск, Новгород, Друзино (Грузине) и Валаамо".
Исследователи указывают, что устные и письменные предания Валаама утверждают, что Православную Веру Христову на Валааме основал св. ап. Андрей. Продолжалось ли христианство на Валааме непрерывно до времени основания там монастыря - это положительно нельзя теперь определить.
Из сказаний древнейшей рукописи "Оповедь", видно, что на Валааме, после ап. Андрея, существовала и, может быть непрерываясь, правительственная организация, что там существовало свое вече, по образцу Новгородского, что о Валааме знали и в чужих землях и, в случаях опасности, искали себе спасения в нем; что, наконец, и каменный крест св. ап. Андрея сохранился там, до времени преподобного Сергия Валаамского, что указывает на существование христианства. Одним словом, Валаам, до основания на нем монастыря, принадлежал славянам и, вероятно, находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме не исчезли следы христианской Православной Веры до преподобного Сергия, хотя рядом с христианством не прерывалось еще и язычество.
Первыми из русских князей, по преданию, крестились киевские князья Аскольд и Дир (867 г.). (Князьями прежде назывались правители Русской земли).
Почти через сто лет после них мудрая российская княгиня Ольга, видя чистую жизнь киевских христиан, убедилась в истинности их веры и приняла святое крещение (957 г.). Она с большой свитой ездила в Византию и от самого Константинопольского патриарха получила св. крещение и была наречена Еленою. Вернувшись домой, она уговаривала сына своего Святослава принять христианство, но он, будучи по природе суровым воином, не согласился.
Бог судил просветить христианством землю русскую князю Владимиру, внуку Ольги. Сначала Владимир был ревностным язычником и вел нечестивую жизнь. При нем были принесены в жертву идолам два христианина, Феодор, и Иоанн (отец и сын), которые таким образом были первыми мучениками на Руси. Но вскоре Владимир почувствовал всю пустоту язычества и стал думать о другой, лучшей вере.
Когда стало известным, что русский князь ищет другую веру, то к нему стали приходить разные проповедники: магометане, евреи, немцы и греки, и каждый предлагал свою веру. Но сильнее всех произвел впечатление на Владимира православный греческий проповедник, который, в заключение своей беседы, показал картину Страшного Суда.
Владимир сказал: "хорошо этим праведникам, что на правой стороне".
"Крестись и ты будешь с ними", ответил проповедник.
Князь Владимир посоветовался с боярами и, по совету их, отправил десять мудрых послов, чтобы они прошли по разным странам и испытали на месте, чья вера лучше.
Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали, князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Они говорили, что лучше греческой веры нет нигде, ни у какого народа. "Когда мы стояли, во время службы, в греческом храме, то мы не знали, где находимся: на земле или на небе", говорили они. А потом прибавили, что вкусив сладкого, они не хотят больше горького, т. е., узнав православную веру греков, они не хотят служить своим богам-идолам.
Бояре при этом заметили Владимиру: "если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы ее бабка (бабушка) твоя, княгиня Ольга - мудрейшая из людей".
Тогда князь Владимир окончательно решился принять Православную веру. Но, как язычник, он считал для себя унизительным просить греков об этом. Потому вскоре после этого (через год) он пошел на греков войною и взял город Корсунь. (Город Корсунь или Херсон находился в Крыму. Крым же в то время входил в состав Греческой империи). После этого он потребовал от греческих императоров Василия и Константина, чтобы они выдали за него сестру их Анну. (Тогда царствовали в Константинополе два брата вместе). Императоры ответили, что они не могут выдать своей сестры за язычника. Тогда Владимир объявил им о своем желании принять христианскую веру и просил прислать к нему царевну Анну, а также и священника для крещения его. Императоры сразу же прислали в Корсунь священников, а с ними приехала и царевна Анна. Но в это время у князя Владимира заболели глаза, так что он ослеп. Царевна Анна посоветовала Владимиру скорее принять святое крещение. Владимир послушался совета царевны и крестился с именем Василия. И как только крестился и стал выходить из купели, то с глаз его как бы упала пелена, и он стал видеть. Владимир прозрел телесно и духовно; и в радости воскликнул: "теперь я узнал истинного Бога!"
После этого князь Владимир женился на царевне Анне и возвратился в Киев. С ними приехали в Киев посланные, из Греции митрополит, шесть епископов, много священников и привезено было все нужное для богослужения. Это было в 988 году.
Сначала Владимир предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились. Вслед за ними крестились многие бояре. Наконец Владимир повелел всем жителям Киева придти в назначенный день на реку Днепр, и там, в присутствии князя, было совершено духовенством таинство св. крещения. Князь Владимир в радости и восторге, устремив свой взор на небо, молился Богу, чтобы Господь, сотворивший небо и землю, благословил народ русский, дав ему познать Его, истинного Бога, и утвердил в нем веру правую... В этот великий день земля и небо ликовали.
Приняв христианство, Владимир во всем переменился. Из грубого и жестокого язычника, он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всем бедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное: пищу, одежду и даже деньги. Кроме того, нагружались подводы хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом, квасом и посылались по городам и селам, для всех больных и нищих, которые сами не могли ходить.
Народ полюбил своего великого князя и прозвал его "Красным Солнышком" и, как к солнцу, тянулся к нему и вместе с ним шел к Богу.
Св. Церковь наша причислила великого князя Владимира, равно как и княгиню Ольгу, к лику святых; а князя Владимира наименовала равноапостольным.
Из Киева христианская вера православная, при помощи Божией, скоро распространилась и утвердилась по всей русской земле. Народ русский всею душою воспринял веру православную, которая несла с собою духовное просвещение: письменность, монастыри и учреждение школ, развитие всякого рода искусств, и создала всю русскую культуру. Свет Христов воссиял над нашей страною. Она стала называться "Святою Русью", а народ - "православным русским народом".