Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

22 августа. Христианство и наука (часть первая)

hn1

Канун  сентября. Церковное Новолетие, светский День знаний, и  начало нового учебного года. Канун нового цикла и новых вызовов.   День укоренившийся как в богослужебной, так и в светской образовательной традиции.  К указанной дате, сайт Богородице-Рождественского храма, начинает публикацию ряда отобранных материалов, о взаимодействии христианства и науки, их взаимодополняемости и мнимых конфликтах. Что между ними общего, их совместный путь в истории. Свидетельства о вере, принадлежащих перу великих ученых. Разбор атеистических мифов о несовместимости научного и христианского мировоззрения, современных лженаучных ересей, рассказ о исследователях космоса и о многом другом. 

 

  «Наука более надежный помощник в наших нуждах, чем Бог…» — так склонны думать многие люди. На самом деле, такие мысли и действия, вытекающие из них, представляют собой специфическую форму идолопоклонства, запрещенного Божьей заповедью, а именно: они являются научным идолопоклонством, когда люди начинают воздавать науке почитание, которого достоин лишь Бог.

Действительно ли наука в наше время заменяет христианство? Попробуем разобраться. Прежде всего нужно разобраться, что такое наука, что именно мы подразумеваем под этим словом? Мы также должны ответить на вопрос: как наука соотносится с христианством?

Наука есть изучение видимого, материального мира. Она представляет собой выяснение закономерностей, то есть определенных регулярностей, присущих этому миру, а также применение знания этих закономерностей для удовлетворения практических нужд.

Христианство не отрицает существования материального мира. Первые слова Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» — толкуются богословами как утверждение о сотворении Богом духовного и материального миров. Иначе говоря, Библия утверждает, что существует не только дух, но и материя. Естественно, христианство также не отрицает ни изучения материального мира, ни применения результатов этого изучения для удовлетворения наших (это стоит особо выделить) разумных нужд.

Поэтому никаких принципиальных разногласий между христианством и наукой нет и не может быть. Более того, существуют исследования, ясно показывающие, что именно христианское учение подготовило почву для развития наук.

Все это становится вполне очевидным, если мы заглянем в Библию. Она нам говорит, что мир вполне хорош, потому что таким его создал Бог: «И увидел Бог и< 8, что Он создал, и вот, хорошо весьма», — говорит нам Библия (Быт. 1:31). Позже материальный мир был облагорожен Боговоплощением: «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Материальный мир разумен и упорядочен потому, что он создан и продолжает существовать благодаря Высшему Разуму нашего Творца.

Кроме того, христианин верит, что человеческий разум может познавать мир, потому что Бог приказал человеку покорить землю, а Он не приказывает невозможного. «Плодитесь и размножайтесь, — сказал людям Господь, — и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Таким образом, умами христиан все больше овладевало именно то мировоззрение, которое необходимо для развития науки. Неудивительно поэтому, что современная наука получила развитие преимущественно в христианском мире.

Таким образом, между христианским Откровением и современной наукой существует живая неразрывная связь. Христианство содержит убеждения, которые были необходимы для зарождения науки. Оно также создало «моральную атмосферу», которая способствовала ее росту.

История свидетельствует о том, что родоначальниками старейших европейских университетов – Сорбонны, Оксфорда, Саламанки, послужили кафедры Богословия.  Если Европа в средние века просвещалась и назидалась основанными церковью университетами, то Россия — и вовсе монастырями, которые всегда были «солью земли», являлись центрами духовного просвещения, образования и культуры, помимо общепросветительских функций  учили русского  человека  благочестию, вере, порядочности, семейному устройству и прочему.  

Современная наука, не только обязана рядом фундаментальных открытий ученым, являвшимся служителями церкви – автору гелиоцентрической модели вселенной, епархиальному каноннику – Николаю Копернику, одному из отцов генетики – монаху Менделю, основателю гнойной хирургии – Архиепископу  Луке ( Во?йно-Ясене?цкому),  приходскому священнику Джону Митчеллу – первому человеку, предсказавшем открытие «черных дыр».  Но знает так же немало великих ученых, параллельно естественным наукам, занимавшихся  проблемами теологии, и ставивших последние превыше своей научной деятельности.  

vy

Нужно, однако, отметить, что существует, если можно так выразиться, определенное «разделение труда» между христианством и наукой. Христианство, Как мы уже знаем, вдохновляет науку на исследование материального мира. Само же оно интересуется преимущественно иным, нематериальным, Высшим, Духовным миром.

Возвращаясь к образовательным традициям прошлого, мы например видим, что в знаменитом на весь мир училище Оригена, светские дисциплины преподавались на первой ступени обучения, а непосредственно к богословию учащиеся переходили позже, как к вершине человеческого знания.

 Если познание материального мира безусловное благо для человека, то познание мира духовного, как более важной составляющей нашего бытия, для верующего человека – необходимость.  «..Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?  Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

 сия есть первая и наибольшая заповедь»  (Матф.22:35-38).  Мало называть себя христианином, не достаточно соблюдать посты и приступать к таинствам бездумно, как к неким магическим процедурам. Необходимо знать во что мы верим,  и в Кого мы верим. Возлюбить Господа всем своим естеством, помимо души и сердца – всем своим разумением. 

Между материальным и Духовным мирами нет противоречия. Более того, законы, свойства и связи привычного для нас материального мира, его упорядоченность Обусловлены Высшим, Духовным миром. Можно сказать, что Высший Духовный мир управляет миром материальным, миром физическим, миром привычного для Нас повседневного опыта, миром, который преимущественно является объектом научного исследования.

Наука непосредственно не изучает Высший мир. Отсюда атеисты, а также и некоторые ученые делают Вывод, что Высшего мира не существует. Этот вывод совершенно не верен, и тем более не отвечает критериям собственно научного метода.

Люди рассуждают примерно так: наука изучает естественные процессы, то есть процессы, объяснимые взаимодействиями внутри нашего мира; сверхъестественное не дается нам в результате изучения естественного, поэтому не существует. Подобные рассуждения вполне верны вплоть до слова «поэтому», то есть до вывода о несуществовании сверхъестественного мира.

Сам же вывод совершенно неверен, логически некорректен, то есть сделан с нарушением правил логики.

В данном случае уместна другая аналогия. Предположим, что мы являемся разумными рыбками, плавающими в сферическом непрозрачном аквариуме с искусственным освещением внутри. Что мы могли бы сказать о существовании или несуществовании внешнего для нашего аквариума мира, находящегося за его стенкой? Да ровным счетом ничего! «Наш мир», «наш свет» ограничивался бы аквариумной сферой, наблюдаемой нами изнутри. Мы могли бы разумно говорить лишь о событиях, происходящих внутри аквариума, а о событиях, происходящих за его стенкой, — если бы мы не получили специального откровения об этих событиях, — мы ничего не могли бы сказать. Но во всяком случае мы не имели бы никакого логического права утверждать, что внешнего по отношению к нашей аквариумной сфере мира «не существует».

Подобным образом ограничив свою человеческую мысль обзором непосредственно наблюдаемого мира, замкнув его этим ограничением, словно непрозрачным, и стенками аквариума, мы добровольно лишаем себя возможности выхода в более широкий — Божий — мир. Во всяком случае мы не имеем ни малейшего права утверждать, что этого сверхъестественного, Божьего мира «не существует». Такое утверждение подобно словам неразумного слепорожденного человека о том, что видимого мира — мира света — не существует. Разумный же слепорожденный сказал бы, что, поскольку он не воспринимает этого мира, то он не может ни утверждать, ни отрицать его существования, хотя и слышал свидетельства других людей о его существовании. Но он имеет свободу поверить в существование этого мира на основе свидетельств зрячих людей!

Сама попытка изучения духовного мира, естественнонаучными методами, являтся мракобесием. Естественные науки, не отрицают существования высших сил,  они ими не занимаются. Имея другую специализацию и иной предмет исследование. Разве кому то может прийти в голову мысль «измерить линейкой Бога»,  «взвесить» ангела или «отследить радиоактивность» благодати?

Именно в такой,  порочной попытки смешения знаний  о материи и богословия, и лежала причина некоторых по сути мнимых конфликтов, которые случались между наукой и религией.  Например попытка философа Джордано Бруно, обосновать свое оккультное вероисповедание ссылкой на гелиоцентрическую модель вселенной с одной,  и попытка протестанта Лютера опровергнуть модель Коперника, ссылкой на эпизод из «Книги Иисуса Навина» с другой стороны.

 Но почему все же подобные конфликты были возможны? Потому, в частности, что не всегда сами христиане умели проводить четкую грань между вечным в христианской доктрине и временным, преходящим в ней, между сущностью христианства и предрассудками христиан определенного времени. Повторяю: подобные недоразумения были, но они не имеют сущностного характера, они временны и преходящи. А по сути христианство и наука не находятся в противоречии друг с другом. Совсем наоборот: они вполне согласуются и гармонично соотносятся друг с другом.

Да и противник у них один. Этот противник – невежество. Как естественнонаучное, так и богословское.

Вся наша жизнь построена на противоположностях. Добродетель – грех, добро – зло, любовь – ненависть. Несомненно к этому ряду относится и пара просвещение – невежество.

И ученые-материалисты, и христиане «смотрят» Книгу природы. Но материалисты «„видят“ лишь буквы» этой книги и находят лишь непосредственно зримые закономерности в способах сочетания этих букв. Они называют эти закономерности «законами природы». Они не умеют «читать» эту книгу, то есть не вникают в глубинный смысл этих букв, слов и словосочетаний, не умеют понять, что эта Книга не сводится к черным «значкам» букв, что она рассказывает нам об Ином, непосредственно не видимом, Высшем мире. Христиане же умеют читать эту Книгу, понимают глубинный смысл ее начертаний, говорящий нам о Высшем мире, о Боге. Непосредственно видимое говорит нам о невидимом! Именно об этом пишет апостол Павел и Послании к римлянам такими словами: «Невидимое Его вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы…» (Рим. 1:20). 

Так не будем же слепыми, будем зрячими!

 

Ссылки: 

КАК СВЯТЫЕ ПОЛУЧАЛИ ОБРАЗОВАНИЕ?

святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия

святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Я полюбил страдание. Автобиография

 

Поделится в соцсетях: