Неведомые вехи крещения Руси

p1 1262..cyrill 243x300  Askold i Dir

 

Для того что бы исторически стала возможной Крестная жертва Господа Иисуса Христа, послужившая началом новой эпохи искупленного мира, необходима была и долгая эпоха Ветхого Завета, эпоха постепенно раскрывающегося Бога.

Днем крещения Руси равноапостольным святым князем Владимиром, справедливо считается 988 год...  Дата, послужившая началом строительства величественного здания Православия, на землях древних славян. Но любое здание, строящееся самым вдохновленным архитектором строится не на пустом месте. Чем выше здание, тем крепче для него нужен фундамент. И  этот фундамент был создан, руками…  если мы говори о строительстве Церкви, единого Богочеловеческого организма, не только человеческими, но и благим промыслом Божиим. 

 

Что обычно предшествует крещению человека, если к купели он подошел в сознательном возрасте? Прежде чем человек принимает таинство, он становится «оглашенным» - получившим наставление в вере, принявшим и усвоившим вероучение. А до того как стать оглашенным, почувствовать некий интерес к вере, издали познакомится с ней.

В заглавии статьи стоит слово «неведомые», но мы не претендуем на некую историческую сенсацию. Изложенные факты знакомы любому профессиональному историку, но как правило не всегда знакомы широкой публикой.

В отличии от точных наук, где естественно полагаться  на доказанные теоремы или проведенные опыты, реконструируя события далекого прошлого мы можем говорить о деталях события лишь с изрядной долей вероятности, твердо зная лишь то что оно имело место быть. Например мы можем утверждать что христианство проникло на земли Казахстана ещё до того, как ислам стал официальной религией Белой Орды. Равное благожелательное отношение ко всем религиям в качестве непреложного закона для своей империи Чингисхан установил на курултае 1206 г., который избрал его императором. Несториане, бежавшие из Персии от гонений, занесли христианство далеко на Восток, так что в составе образованной Чингисханом империи сразу же явились два христианских народа. Это были: тюркское племя Уйгуров, которые в следствии своей грамотности сделались в новом государстве дельцами и чиновниками, и монгольское племя Кераитов, из христианского семейства  князька которых, взяли себе жен Чингизхан и его сыновья.

Но вот о степени христианизации непосредственных предков казахстанцев, нам приходится только гадать.

Еще большие затруднения, возникают при трактовке событий еще боле древних, угадываемых сквозь мутное стекло прошедших веков.  С этих событий,  проникновения христианства на Русь мы и начнем.

Времена апостольские

Первое упоминание о знакомстве Руси,  еще не имевшей ни имени, ни очерченной территории, с христианством , связано с  временами  апостольскими. По древнехристианскому преданию, после Пятидесятницы апостолы бросили жребий, в соответствии с которым и отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Апостолу Андрею достались обширные земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, простирающиеся до Черного моря и Дуная, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть, точно сказать практически невозможно. Ориген, живший в первой половине III века, ясно утверждал, что Скифия входила в апостольский удел святого Андрея. Вся последующая византийская традиция (от «Церковной истории» Евсевия Кесарийского вплоть до Месяцеслова Василия II) также разделяла это мнение. «Скифией» назывались земли к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть это территория современных Крыма, Украины, черноморского побережья России – Кубани, Ростовской области, Калмыкии, частично земель Кавказа и Казахстана.

Согласно благочестивой легенде,  апостол Андрей Первозванный, который нес служение в «странах северных», идя из Херсонеса, водрузил крест на горах у будущего града Киева, со словами «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи имать Бог воздвигнути». После чего прошел вверх по Днепру до самых земель Новгородских, откуда отплыл обратно – в центр ойкумены. Легенда – это всего лишь легенда, подлинность которой за давностью лет недоказуема.  Но тем не менее она оказалась пророческой. В последствии православие на Русь продвигалось тем же маршрутом. Из Византии, через Херсонес. С берегов Днепра, на берега Волхова.

 

 

http://img837.imageshack.us/img837/7288/miniatura1.jpg

 

подпись к рисунку: «Святый апостол Андрей постави на горе крестъ, где же ныне град Киевъ».

Легендарное начало.

Первое документальное  упоминание о связанном с христианством событии мы встречаем в  жизнеописании Стефана, епископа города Сурож (ныне Судак) в Крыму, где сообщается о нападении на город славяно-варяжских дружин. Около 790 года, вскоре после смерти святителя Стефана, под предводительством Новгородского князя Бравлина славяне захватили и разграбили город. Сам князь Бравлин ворвался в храм, где был погребен епископ Стефан, и хотел ограбить его могилу, но был поражен чудесной силой. Вернув награбленное и освободив город, он и его дружина крестились.

Если мы зададим себе вопрос «Откуда есть пошла земля Русская», в памяти несомненно всплывет рассказ из «Повести временных лет» о призвании варягов.  В среде серьезных учёных, давно отгремели споры сторонников и противников норманнской теории, с окончательным вердиктом – призвание скандинавов имело место быть. Фигура основателя русской государственности князя Рюрика, не только эпична, но и загадочна. Кто он и откуда пришел? Среди равновероятных  научных гипотез, существует и отождествляющая его с одиозным и противоречивым персонажем по имени Рёрик Ютландский. Датский конунг – авантюрист,  пират, грабитель и ловкий политик, умевший взять свое с бывших и будущих врагов и друзей. Человек носивший в одно время прозвище «язва христианства». Язычник по рождению, чьи религиозные воззрения строились не на принципах поисках истины, а на принципах поиска покровительства у  более сильного божества.  Вероятнее всего, конунг Рёрик так и остался в душе «двоевером», но все таки, в конце концов принял личное  Святое Крещение.

Еще более величественно, нежели Рюрик, в истории, высятся фигуры, учителей словенских, равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Незадолго до создания славянской азбуки с 860 по 862 год, святой Кирилл, в то время еще Константин Философ, с миссионерской целью отправляется в Хазарию ко двору местного правителя, носившего титул кагана. Путь его лежит и по землям населенным славянами.  В житии Кирилла, подробно описан богословский диспут, во время которого святой обратил в христианство около 200 семей.  Современные историки, анализируя житийный материал, склоняются к мнению, что в житии, под видом одного описываются два разных события. Непосредственно диспут при дворе кагана и проповедь Кирилла  среди простого народа по пути в Хазарию, либо на пути оттуда домой. Исходя из того, что греческие хронисты той поры, вряд ли ощущали разницу между этническими хазарами, и зависимыми от них славянскими племенами, можно предположить что обращение в христианство было совершено в среде славян.

 

kirill_slovenskiy_431_24564004630 (431x323, 111Kb)

 

 То, что несмотря на все красноречие и доводы приведенные святым, хазары, по политическим мотивам приняли решение не в пользу христианства и то что Константин Философ не владел разговорным языком хазар (диспут в присутствии высший знати велся на еврейском), но знал славянский – свидетельствует скорее в пользу славянской версии крещения.

Под покровом Твоим

А теперь перейдем , от событий, которые, имели место быть с большой долей вероятности, к событиям произошедшим доподлинно.

По каким документам мы изучаем историю, в том числе и историю Священную?  Это и «Жития святых» и исторические хроники народов, юридические документы, проповеди той поры, литературные произведения, и даже частные письма обывателей, написанные в интересующий нас момент времени. Общую картину мы складываем как мозаику из многих производных. Не стоит пугаться если между ними, на первый взгляд видятся некие несоответствия. Что то, долго  излагаемое изустно, при последующей записи, утратило некие детали. Один летописец ставит во главу угла дела военные, второй политические, третьему автору дорога прежде всего духовная составляющая. Внимательно присмотревшись, историк обнаруживает что частицы мозаики не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга, складываясь в единый узор, который и есть историческая истина.

Духовная составляющая события праздника изложена в житии константинопольского юродивого св.Андрея. Согласно ему, в  910 году, произошло чудесное избавление Константинополя от осады. Священники города молились об избавлении от неозначенных в тексте врагов, и в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Это же событие, с дополнительными подробностями и уточнениями, которые не только не умоляют чуда, но и углубляют его христианский контекст, подчеркивая его значение для Руси, изложены  в светских документах. Как византийских, так и, причем более подробно, в славянских.

Согласно русским летописям и византийским хронографам, события праздника следует отнести к 866 году. В то время, когда в отсутствии императора и войска, отбывших на войну, беззащитным городом управлял патриарх Фотий, к Константинополю подошли дружины русских князей-варягов Аскольда и Дира.

Обреченные на победу и богатую добычу язычники, по чудесном заступничестве Богородицы за христиан, потерпели нежданное поражение.

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев?

Князья, ставшие первыми православными князьями Руси, пораженные случившимся чудом, увезли из Византии  более чем военную победу. Они увезли с собой величайший духовный трофей и величайшую победу духовную – веру в Господа и Бога  нашего, Иисуса Христа. После неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Событие это в исторической литературе часто называется «первым крещением руссов». 

 

фото

 Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Святитель Фотий погружает Ризу Богородицы в море.

 

От  этого «первого крещения», до окончательного крещения Руси князем Владимиром,  пробежали годы, годы наполненные  укреплением фундамента христианства, на котором в итоге и утвердилась его победа. Чего стоят только деяния княгини Ольги – первой русской святой, но эта тема для отдельного обстоятельного рассказа.

 Д.В. Забиров

 

 

 

 

Сергий