По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, 22 июня, в день 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны, во всех храмах Русской Православной Церкви будут совершены заупокойные богослужения.

«МЫ ВЕРИМ, ПОБЕДА ПРИДЕТ!»

Буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны в журнале «Безбожник» можно было прочитать: «Религия является злейшим врагом советского патриотизма… История не подтверждает заслуг Церкви в деле развития подлинного патриотизма» (Безбожник. 1941. № 6. С. 2-3.).

История же очень скоро разоблачила большевистскую ложь, когда на двенадцатый день Великой Отечественной войны Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин обратился к народам СССР не по-советски, но по-христиански: «Братья и сестры!», призвав вспомнить русских святых: «Пусть вдохновляют нас образы великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского…», буквально повторив то, что сказал в первые часы войны Патриарший Местоблюститель Митрополит Московский и Коломенский Сергий…

Октябрьский переворот 1917 года повлек за собой страшные гонения на Русскую Православную Церковь. Для новой власти, которая с поистине фанатическим рвением принялась за утопическую задачу построения «рая» на земле, Русская Православная Церковь была идеологическим противником, отвлекавшим народ от этой главной цели. Поэтому государство, стремясь к полному и окончательному искоренению в стране «религиозных предрассудков», обрушило на церковную иерархию, священников, монашествующих и верующий народ невиданные с древних времен волны гонений, преследований, репрессий. В этих условиях сонмы духовенства и мирян мученической кровью запечатлели свою верность Христу. Уже 13 октября 1917 г. большевики убили в Царском Селе протоиерея Иоанна Кочурова, а 25 января 1918 г. от рук большевиков принял мученическую кончину митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Оба они прославлены Русской Церковью как священномученики ХХ века.

К началу Великой Отечественной войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. На свободе остались лишь несколько иерархов, из которых не все могли исполнять свои архипастырские обязанности. Большая часть духовенства была отправлена в лагеря, где многие погибли от голода и непосильной работы. Точные данные о числе репрессированных верующих до сих пор не известны, но, по различным оценкам, речь идет о сотнях тысяч казненных и замученных людей.

Согласно данным комиссии по реабилитации, которую возглавлял А.Н. Яковлев, большевистский режим, проводивший политику церковного геноцида, с 1917 по 1941 год уничтожил 130000 представителей православного духовенства. Надо сказать, что к 1915 году русское православное духовенство насчитывало в своих рядах около 140 епископов, 112692 священников, диаконов, псаломщиков и 12128 монашествующих, что составляло в целом 141757 священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви. В 1941 году русское православное духовенство насчитывало только четыре правящих архиерея и около 500 служащих священников.

Во всей России оставались открытыми для богослужений лишь около сотни храмов.

К примеру, по состоянию на 1919 год на территории нынешней Павлодарской области было более тридцати православных храмов. Однако к началу Великой Отечественной войны в Павлодарском Прииртышье не осталось ни одного православного храма. Все они были закрыты и уничтожены.

Но когда 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР, Русская Православная Церковь, как и во времена нашествий врагов в прежние века, была вместе со своим народом и благословляла своих верных чад на защиту родной земли от захватчиков. Тому множество примеров мы находим в истории государства Российского.

Преподобный Антоний Киево-Печерский благословил князей Изяслава, Святослава и Всеволода перед походом против половцев. Князь Псковский Довмонт, во святом Крещении Тимофей, не знавший поражений в боях, всегда перед сражением брал благословение у своего духовника. Победа князя Александра на берегах Невы над многочисленными шведами была одержана при помощи святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Димитрия Донского на брань с Мамаем. Преподобный Иринарх Ростовский преподал благословение на великие подвиги Кузьме Минину и князю Димитрию Пожарскому. Преподобные Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, и келарь Лавры Авраамий Палицин призывали выступать на защиту Веры и Отечества и всячески содействовали Минину и Пожарскому в освобождении Москвы от поляков…

В первый же день Великой Отечественной войны Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Московский и Коломенский Сергий благословил православных выступить на защиту Родины от фашистов.

Утром 22 июня 1941 г., в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, Митрополит Сергий, отслужив Литургию в Елоховском соборе Москвы, узнал о начале войны. Митрополит сразу же обратился к православным верующим с Посланием:

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона…

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую силу…

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Господь нам дарует победу».

4 ноября 1941 г., в день празднования Казанской иконе Божией Матери, которое совершается в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, по окончании Божественной Литургии в Елоховском соборе митрополит Николай (Ярушевич; †13.12.1961) сказал: «Мы пройдем через все испытания, и мы под знаменем Богородицы победим врага. С нами Бог, с нами Богородица. Мы молимся о единстве нашего народа. Мы верим, победа придет!»

Русская Православная Церковь духовно поддерживала защитников Отечества, оказывала и материальную помощь, проводя в приходах сборы средств на нужды обороны. В частности, на пожертвования верующих были созданы и переданы фронту танковая колонна имени Димитрия Донского и летная эскадрилья имени Александра Невского.

Не остались в стороне от такой патриотической деятельности и православные г. Павлодара. По информации Павлодарского облисполкома, за период с 3 января по 15 июля 1944 г. духовенством и верующими на постройку танков, самолетов и вообще в Фонд обороны страны было собрано наличными деньгами 41450 рублей, сдана золотая монета достоинством 10 рублей, сдано облигаций на сумму 4200 рублей, реализовано облигаций 3-го Государственного военного займа на сумму 10000 рублей. Клирики Христо-Рождественского храма г. Павлодара были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: 2-й священник Георгий Степанович Кузьменко – в 1945 году, настоятель храма священник Федор Георгиевич Иванов – в 1946 году.

Грозная опасность, нависшая над страной, побудила ее руководство обратиться к нравственному авторитету Русской Православной Церкви. Церковная политика государства начала изменяться: для Богослужений стали открываться храмы, закрытые в 1930-е годы; многие священнослужители, включая епископов, были освобождены из лагерей.

9 октября 1944 г. СНК СССР принял постановление, разрешающее регистрацию Христо-Рождественской православной общины в городе Павлодаре. 13 февраля 1945 г. Павлодарское городское домоуправление № 1 передало на баланс общины жилой дом по улице Карла Маркса, № 81 (ныне № 175), который был приспособлен к совершению Богослужений.

Религиозное пробуждение коснулось всей армии – от рядовых бойцов до генералитета. О вере последних мы знаем гораздо больше, в основном из воспоминаний очевидцев. Так, начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников носил на теле образ святителя Николая. Маршал Г.К. Жуков всю войну возил в штабной машине Казанскую икону Божией Матери. В 1945 году он возжег лампаду в Лейпцигском православном храме, построенном в честь «Битвы народов». Как известно, единственным зданием, уцелевшим среди руин Сталинграда, был храм во имя Казанской иконы Божией Матери, в который неоднократно заходил легендарный командарм Чуйков и, возжигая свечи, молился о победе над врагом. Имеются сведения о принадлежности к Православной Церкви маршала Василевского. 16 февраля 1944 г. при взятии г. Луки генерал Лобанов вызвал священника М. Образцова и предложил ему отслужить благодарственный молебен об одержании победы. Молебен был отслужен в присутствии всего штаба, рядовых красноармейцев и населения окрестных деревень. В Вене в 1945 году по приказу маршала Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии».

Пророческими оказались слова преподобного старца Серафима Вырицкого, сказанные им еще в 1927 году: «Будет война, и война страшная, всемирная, она приведет народ России к Богу».

Великая Отечественная война закончилась полным поражением фашистской Германии. Во всех храмах Русской Православной Церкви были отслужены благодарственные молебны и панихиды о воинах, на поле брани жизнь свою положивших.

В «Послании архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Русской Церкви» от 9 мая 1945 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I писал:

«…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния…

С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире…».

Архимандрит ИОСИФ (Еременко),

благочинный Усть-Каменогорского церковного округа