17 Ноября. Среда. Седмица 22-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 4-й

Преподобный Иоанни́кий Великий

Прп. Иоанни́кия Великого (846)сщмчч. Ника́ндра, епископа Мирского, и Ерме́я, пресвитера (I).

Прп. Мерку́рия Печерского, в Дальних пещерах (XIV)прп. Ника́ндра Городноезерского (XVI)блж. Си́мона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).

Исп. Николая Виноградова, пресвитера (1931)прмц. Евгении (Лысовой), монахини (1935)сщмч. Алекса́ндра Петропавловского, пресвитера (1937)сщмч. Исмаи́ла Базилевского, пресвитера

(1941).

Кол. 3:17 – 4:1 (зач. 259). Лк. 11:42–46 (зач. 61). Прп.: Гал. 5:22 – 6:2 (зач. 213). Мф. 4:25 – 5:12 (зач. 10).

 

В среду, св. Кресту

ТРОПАРЬ В СРЕДУ, св. Кресту, глас 1 

 

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

КОНДАК В СРЕДУ, св. Кресту, глас 4 

 

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Преподобному Иоанникию Великому

Тропарь преподобному Иоанникию Великому , глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Иоанни́кие о́тче наш:// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Иоанникий, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Иоанникию Великому , глас 8

Звезда́ яви́лся еси́ всесве́тлая, в ми́ре просвеща́яй,/ и су́щия во мра́це страсте́й облистава́яй:/ врач же крепча́йший яви́лся еси́,/ но я́ко прия́л еси́ благода́ть исцеле́ний,/ прося́щим тя пода́ждь исцеле́ние, да зове́м:/ ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие.

Перевод: Ты стал преяркой звездой, просвещающей мир и озаряющей находящихся во мраке страстей, врачом сильнейшим явился ты и, как получивший благодать исцелений, просящим тебя подай исцеление, да взываем к тебе: «Радуйся, отче Иоанникий».

Священномученику Никандру, епископу Мирскому

Тропарь священномученику Никандру, епископу Мирскому , глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Ника́ндр/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Никандр в подвиге своём принял нетленный венец от Тебя, Бога нашего, потому что он, имея силу Твою, победил мучителей, сокрушил и демонов бессильные дерзости. По молитвам его спаси души наши.

Преподобному Меркурию, постнику Печерскому, в Дальних пещерах

Тропарь преподобному Меркурию, постнику Печерскому, в Дальних пещерах , глас 5

Присносу́щныя, блаже́нне, жела́я сподо́битися жи́зни,/ пра́ведне и непоро́чне/ жизнь свою́ препроводи́л еси́ в ны́нешнем ве́це,/ те́мже, Мерку́рие, жела́емаго ты дости́г,// моли́ и нам ве́чныя сподо́битися жи́зни.

Перевод: Желая удостоиться, блаженный, вечной жизни, праведно и непорочно ты проводил время своей земной жизни, потому, Меркурий, желаемого ты достиг, моли и нам удостоиться вечной жизни.

Кондак преподобному Меркурию, постнику Печерскому, в Дальних пещерах , глас 8

Преподо́бному во всех де́лех Го́сподеви преи́скренне рабо́тая,/ и О́наго всегда́ в це́ркви преподо́бных Свои́х/ преподо́бным воспева́я гла́сом,/ насле́дил еси́, преподо́бне Мерку́рие, часть преподо́бных,// с ни́миже моли́ся о всех нас.

Перевод: Пречистому Господу во всех делах преискренне служа и Того всегда в церкви святых Его воспевая прекрасным голосом, наследовал ты, преподобный Меркурий, удел других святых, с ними же молись обо всех нас.

Блаженному Симону Юрьевецкому, Христа ради юродивому

Тропарь блаженному Симону Юрьевецкому, Христа ради юродивому , глас 8

Я́ко вои́стинну гла́са апо́стольскаго/ послу́шатель был еси́, блаже́нне Си́моне,/ Христа́ бо ра́ди изво́лив име́ти бу́йство,/ в не́мже соблю́л еси́ твоя́ к Бо́гу доброде́тели, посреде́ молв некра́домы,/ терпе́нием у́бо пачеесте́ственным Христу́ подража́в,/ посрами́л еси́ льсти́ваго всю горды́ню,/ тем и в лю́тых ра́нах, я́коже дре́вний Ла́зарь,/ в не́дра Авраа́мля пресели́лся еси́,/ иде́же и ны́не утеша́яся, посеща́й град твой,// почита́ющий любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Ты был истинный последователь слов апостольских, блаженный Симон, ибо желал иметь безумие Христа ради (1Кор.4:10), в нем же сохранил ты добродетели перед Богом, которые невозможно похитить среди волнений (житейских), ибо ты сверхъестественным терпением подражая Христу, посрамил всю гордыню льстивого (диавола), потому и в жестоких ранах, как раньше Лазарь, отошел в лоно Авраамово (Лк.16:19-22), где и сейчас получаешь утешение, посещай город твой, почитающий с любовью святую память твою.

Кондак блаженному Симону Юрьевецкому, Христа ради юродивому , глас 4

Возгоре́вся раче́нием Го́рним,/ же́стость во́льнаго юро́дства па́че всех сла́дких ми́ра предпоче́л еси́,/ отону́дуже повину́ся ти огнь,/ от его́же запале́ния град твой Юрьевец изба́вил еси́,/ и во́ды немо́кренно, я́ко по су́ху, преше́л еси́,/ и хотя́щия бы́ти предре́кл еси́,/ просла́вльшу тя та́ко Бо́гу,/ к Нему́же моля́ся и о нас,// пою́щих тя, блаже́нне Си́моне, помина́й.

Перевод: Возгоревшись усердием о Небесном, жестокость юродства по своей воле ты предпочел всем благам мира, потому и повиновался тебе огонь, от сожжения которым ты спас город твой Юрьевец, и по воде, как по суше, ты ходил, и предсказал то, что должно было произойти, ибо прославил тебя так Бог, Ему же молясь и о нас вспоминай, воспевающих тебя, блаженный Симон.

Молитва блаженному Симону Юрьевецкому, Христа ради юродивому

О, Всесвяты́я, Живонача́льныя и Неразде́льныя Тро́ицы и́стинный уго́дниче и ве́рный ра́бе, блаже́нне и приснопа́мятне Си́моне! О, избра́нниче Бо́жий, а́ще и ми́ру я́ко юро́д бы́вый, но прему́дрыя житие́м твои́м удивля́яй! О, преукраше́нный доброде́тельми ди́вный чудотво́рче Си́моне! Се при́сно ублажа́ем и ублажа́ти тя бу́дем, предублаже́ннаго Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м. Ты бо, поревнова́в всех пра́ведных блаже́нству, оста́вил еси́ вся ми́ра сего́ преходя́щая, и восле́д ве́рныя на́шея ра́дости и воскресе́ния Всесладча́йшаго Иису́са поте́кл еси́, и всеси́льною Того́ по́мощию да́же го́рняго Сио́на дости́гл еси́, иде́же есть веселя́щихся жили́ще. Ублажа́юще у́бо тя, приле́жно мо́лим, пра́ведный челове́че Бо́жий: при́зри на ны, во мно́гая искуше́ния впада́ющия, моли́ о нас неизрече́нную всех челове́к ра́дость и упова́ние, Собезнача́льнаго Отцу́ и Ду́ху Единоро́днаго Сы́на и Сло́во Бо́жие, да и нас, Того́ непамятозло́бное милосе́рдие прогневля́ющих, не оста́вит и вся на по́льзу нам да устро́ит, па́че же да утверди́т ны во свое́й Правосла́вней, и́стинней и непоро́чней ве́ре непоколеби́мы и пра́ведными Свои́ми судьба́ми да спасе́т нас, ниже́ да попу́стит ны искуси́тися па́че, не́же мо́жем, и от бед же и печа́лей, при́сно на ны зде грех ра́ди на́ших быва́ющих, ми́лостивно нас да изба́вит. Ей, мо́лим тя, ра́бе Христо́в: я́коже в жи́зни твое́й на тре́бующия по́мощи призира́л еси́, та́ко и ны́не нас, тебе́ моля́щихся, не отврати́, но предста́ни о нас ко Го́споду и от лю́тых паде́ний моли́твами твои́ми изми́ нас. Умоли́ Его́, да град твой сей, в не́мже доброде́тельно пожи́в, Бо́гу угоди́л еси́, сохрани́т от всех наве́т вра́жиих и лю́ди, в нем живу́щия, ве́чныя жи́зни досто́йны да пока́жет. Па́ки мо́лим тя, блаже́нне Си́моне, посеща́й нас, тебе́ моля́щихся, в ну́ждах на́ших, да тобо́ю заступа́еми, непреста́нно прославля́ем Христа́ Бо́га на́шего, те́плаго предста́теля нам тя дарова́вшаго, я́ко Тому́ подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий Ве­ли­кий ро­дил­ся в Вифи­нии в 752 г. в се­ле­нии Ма­ри­ка­ти. Ро­ди­те­ли его бы­ли бед­ны и не мог­ли дать ему да­же на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния. С дет­ства он дол­жен был па­сти до­маш­ний скот – един­ствен­ное до­сто­я­ние се­мьи. Лю­бовь к Бо­гу и мо­лит­ва все­це­ло вла­де­ли ду­шой от­ро­ка Иоан­ни­кия. Ча­сто, осе­нив ста­до крест­ным зна­ме­ни­ем, он ухо­дил в уеди­нен­ное ме­сто и це­лый день мо­лил­ся, и ни вор, ни зверь не при­бли­жа­лись к его ста­ду.

По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Льва IV (775–780) мно­го­чис­лен­ные по­слы со­би­ра­ли по го­ро­дам и се­ле­ни­ям луч­ших юно­шей стра­ны на во­ен­ную служ­бу. В им­пе­ра­тор­ское вой­ско был при­нят и юно­ша Иоан­ни­кий. Он за­слу­жил сво­им доб­рым нра­вом лю­бовь со­то­ва­ри­щей, но как храб­рый во­ин был стра­шен вра­гам. Про­слу­жил свя­той Иоан­ни­кий в им­пе­ра­тор­ском вой­ске 6 лет. Был не раз на­граж­ден сво­и­ми на­чаль­ни­ка­ми и им­пе­ра­то­ром. Но во­ен­ная служ­ба тя­го­ти­ла его, ду­ша его жаж­да­ла по­дви­гов и уеди­не­ния. И Гос­подь при­звал Сво­е­го ра­ба к Се­бе на слу­же­ние.

Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий, от­ре­ка­ясь от ми­ра, на­ме­ре­вал­ся сра­зу уй­ти в пу­сты­ню. Од­на­ко по со­ве­ту опыт­ных в мо­на­ше­ском де­ла­нии стар­цев он еще два го­да про­жил в мо­на­сты­ре. Здесь свя­той при­вы­кал к ино­че­ско­му по­слу­ша­нию, к мо­на­ше­ским уста­вам и пра­ви­лам, на­учил­ся гра­мо­те, вы­учил на­изусть трид­цать псал­мов Да­ви­да. По­сле это­го по вну­ше­нию Бо­жию пре­по­доб­ный уда­лил­ся в пу­сты­ню.

Три го­да про­был он в глу­бо­ком уеди­не­нии, лишь раз в ме­сяц пас­тух при­но­сил ему немно­го хле­ба и во­ды. День и ночь про­во­дил по­движ­ник в мо­лит­вах и пе­нии псал­мов. По­сле каж­до­го сти­ха псал­мо­пев­ца пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий тво­рил мо­лит­ву, ко­то­рую в несколь­ко из­ме­нен­ном ви­де хра­нит Пра­во­слав­ная Цер­ковь до сих пор: "Упо­ва­ние мое Отец, при­бе­жи­ще мое Хри­стос, по­кров мой Дух Свя­той". Слу­чай­но встре­тив сво­их быв­ших то­ва­ри­щей по во­ен­ной служ­бе, свя­той по­ки­нул пу­сты­ню и уда­лил­ся в Кон­ту­рий­ские го­ры.

Лишь через 12 лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни от­шель­ник при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Три го­да по­сле по­стри­же­ния про­вел свя­той в за­тво­ре, опу­тан­ный ве­ри­га­ми, по­сле че­го от­пра­вил­ся в Хе­ли­дон к ве­ли­ко­му пост­ни­ку Ге­ор­гию (па­мять 21 фев­ра­ля). По­движ­ни­ки про­жи­ли вме­сте три го­да. За это вре­мя пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий вы­учил всю Псал­тирь. До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Иоан­ни­кий по­се­лил­ся в Ан­ти­ди­е­вой оби­те­ли и про­был там в за­тво­ре до сво­ей кон­чи­ны.

70 лет про­вел в по­дви­гах пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий и до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. По ми­ло­сти Бо­жи­ей свя­той стя­жал дар про­ро­че­ства, как сви­де­тель­ство­вал уче­ник его Па­хо­мий. Пре­по­доб­ный ста­рец во вре­мя мо­лит­вы под­ни­мал­ся над зем­лей. Од­на­жды пе­ре­шел раз­лив­шу­ю­ся в по­ло­во­дье ре­ку. Свя­той мог сам ста­но­вить­ся неви­ди­мым для лю­дей и де­лать неви­ди­мы­ми дру­гих: так, од­на­жды пре­по­доб­ный вы­вел из тем­ни­цы плен­ных гре­ков на гла­зах у мно­го­чис­лен­ной стра­жи. Яд и огонь, ко­то­ры­ми хо­те­ли уни­что­жить свя­то­го за­вист­ни­ки, не при­чи­ня­ли ему вре­да, хищ­ные зве­ри не тро­га­ли его. Из­вест­но, что он осво­бо­дил ост­ров Фас от мно­же­ства змей. Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий так­же спас юную мо­на­хи­ню, го­то­вую по­ки­нуть мо­на­стырь ра­ди за­му­же­ства; он взял на се­бя му­чив­шую де­вуш­ку страсть, а сам по­стом и мо­лит­вой уни­что­жил вра­же­ское на­па­де­ние. Пре­дузнав свою кон­чи­ну, свя­той ото­шел ко Гос­по­ду 4 но­яб­ря 846 го­да в воз­расте 94-х лет.

См. так­же: "Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Иоан­ни­кия Ве­ли­ко­го" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.