Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

25 Августа.Вторник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост.Постный календарь. Глас 2-й

Мученики Фо́тий и Аники́та

Память.Мчч. Фо́тия и Аники́ты и многих с ними (305–306).

Сщмч. Алекса́ндра, епископа Команского (III)мчч. Памфи́ла и Капито́на.

Прмчч. Белогорских: Варлаа́ма (Коноплева), архимандрита, Анто́ния (Арапова), игумена, Се́ргия (Вершинина), Илии́ (Попова), Вячесла́ва (Косожилина), Иоаса́фа (Сабанцева), Иоа́нна (Новоселова), иеромонахов, Виссарио́на (Окулова)Михе́я (Подкорытова)Матфе́я (Банникова)Евфи́мия (Короткова), иеродиаконов, Варна́вы (Надеждина), монаха, Гермоге́на (Боярышнева), Арка́дия (Носкова), Евфи́мия (Шаршилова), иноков, Марке́лла (Шаврина), Иоа́нна (Ротнова), монахов, Се́ргия (Саматова), инока, Дими́трия Созинова, Са́ввы Колмогорова, Иа́кова Старцева, Петра Рочева, Иа́кова ДаниловаАлекса́ндра АраповаФео́дора БелкинаАлекси́я Короткова и Петра, послушников (1918)сщмч. Васи́лия Инфантьева, пресвитера (1918)сщмчч. Леонида БирюковичаИоа́нна Никольского и Николая Доброумова, пресвитеров (1937).

Му­че­ни­ки Ани­ки­та и Фо­тий (его пле­мян­ник) бы­ли ро­дом из Ни­ко­ми­дии. Ани­ки­та, во­ен­ный са­нов­ник, об­ли­чал им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305), уста­но­вив­ше­го на го­род­ской пло­ща­ди ору­дия каз­ни, чтобы устра­шать хри­сти­ан. Раз­гне­ван­ный Дио­кли­ти­ан при­ка­зал му­чить свя­то­го Ани­ки­ту, а за­тем бро­сить его на съе­де­ние зве­рям. Но вы­пу­щен­ный лев сде­лал­ся кро­ток и лас­кал­ся к нему. Вне­зап­но на­ча­лось силь­ное зем­ле­тря­се­ние, от­че­го упа­ло ка­пи­ще Гер­ку­ле­са, и под об­ва­лив­шей­ся го­род­ской сте­ной по­гиб­ло мно­го языч­ни­ков. Па­лач за­нес меч, чтобы от­сечь го­ло­ву свя­то­му, но сам упал без чувств. Свя­то­го Ани­ки­ту ста­ли ко­ле­со­вать и па­лить ог­нем, но ко­ле­со оста­но­ви­лось, а огонь по­гас. Му­че­ни­ка бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щим оло­вом, но оло­во осты­ло.

Так Гос­подь хра­нил Сво­е­го ра­ба для утвер­жде­ния мно­гих. Пле­мян­ник му­че­ни­ка, свя­той Фо­тий, при­вет­ство­вал стра­даль­ца и, об­ра­тив­шись к ца­рю, за­ме­тил: «Идо­ло­по­клон­ник, твои бо­ги – ни­что!» Меч, за­не­сен­ный над но­вым ис­по­вед­ни­ком, по­ра­зил са­мо­го па­ла­ча. Му­че­ни­ков по­са­ди­ли в тем­ни­цу. Через три дня Дио­кли­ти­ан стал уго­ва­ри­вать их: «По­кло­ни­тесь бо­гам на­шим, и я про­слав­лю вас и обо­га­щу». Му­че­ни­ки от­ве­ча­ли: «По­гиб­ни ты со сво­ею че­стью и бо­гат­ством!» То­гда их при­вя­за­ли за но­ги к ди­ким ко­ням, но свя­тые, вла­чи­мые по зем­ле, оста­ва­лись невре­ди­мы­ми. Не по­стра­да­ли они и в на­ка­лен­ной бане, ко­то­рая раз­ва­ли­лась. На­ко­нец Дио­кли­ти­ан ве­лел раз­жечь огром­ную печь, и мно­же­ство хри­сти­ан, во­оду­шев­лен­ных по­дви­га­ми свя­тых Фо­тия и Ани­ки­ты, са­ми сту­пи­ли в нее со сло­ва­ми: «Мы хри­сти­ане!» Все они скон­ча­лись с мо­лит­вою на устах. Те­ла свя­тых Ани­ки­ты и Фо­тия не по­стра­да­ли от ог­ня и да­же во­ло­сы их оста­лись це­лы. Ви­дя это, мно­гие из языч­ни­ков уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Это со­бы­тие про­изо­шло в 305 го­ду.

См. так­же: «Свя­тые му­че­ни­ки Фо­тий и Ани­ки­та» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Тропарь мученикам Фотию и Аниките Никомидийским, глас 4

 

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученикам Фотию и Аниките Никомидийским, глас 2

 

Боже́ственныя, ве́рнии, и хра́брыя/ ублажи́м супру́ги Христо́вы сла́вныя,/ и похва́лим, я́ко тве́рдыя пропове́дники благоче́стию/ и су́ща рачи́тели, Фо́тия и Аники́ту,// и пе́сньми и хвала́ми венча́ем.

Перевод: Святых, верных и храбрых прославим удивительную двоицу Христову, и восхвалим, как твердых проповедников и любителей благочестия, Фотия и Аникиту, и молитвенными песнопениями и хвалами увенчаем.