28 Июня ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 3-я по Пятидесятнице Апостольский пост Постный календарь. Глас 2-й

28 Июня 2020 года  Воскресное Богослужение Божественная Литургия  память.Прор. Амо́са (VIII в. до Р. Х.);свт. Ио́ны, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461).

Свт. Михаила, первого митрополита Киевского (X)прмчч. Григо́рия, игумена, и Кассиа́на, Авнежских (1392)мчч. Ви́та, Моде́ста и мц. Криске́нтии питательницы (ок. 303)мч. Ду́лы Киликийского (305–313)прп. Ду́лы страстотерпца, Египетскогопрп. Иерони́ма Блаженного, Стридонского (420)Перенесение мощей прп. Фео́дора Сикеота, епископа Анастасиупольского (ок. IX)блгв. кн. Сербского Ла́заря (1389)свт. Ефре́ма II, патриарха Сербского (1395–1400)блж. Августи́на, епископа Иппонийского (430)Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)Собор Санкт-Петербургских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).

Сщмч. Амо́са Иванова, пресвитера (1919).

Икона Божией Матери: «Одигитрия» Воронинская (1524).

Свя­ти­тель Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Ру­си, ро­дил­ся в по­след­ней чет­вер­ти XIV ве­ка в се­ле Один­цо­ве близ го­ро­да Со­ли­га­ли­ча, в Ко­стром­ской зем­ле. С ран­них лет маль­чик стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте он при­нял мо­на­ше­ство в од­ном из Га­лич­ских мо­на­сты­рей, а за­тем пе­ре­шел в Мос­ков­ский Си­мо­нов мо­на­стырь.

Юный инок сми­рен­но и усерд­но ис­пол­нял раз­лич­ные по­слу­ша­ния, неукос­ни­тель­но со­блю­дая за­ве­ты пер­вых игу­ме­нов оби­те­ли – свя­то­го Фе­о­до­ра, ос­но­ва­те­ля мо­на­сты­ря, впо­след­ствии ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го († 1394; па­мять 28 но­яб­ря/11 де­каб­ря), и пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла, впо­след­ствии игу­ме­на Бе­ло­зер­ско­го († 1427; па­мять 9/22 июня). Он под­ви­зал­ся в по­сте, мо­лит­ве, чте­нии сло­ва Бо­жия. Свя­ти­тель Фо­тий мит­ро­по­лит († 1431; па­мять 2/15 июля) од­на­жды по­се­тил Си­мо­нов мо­на­стырь. И ко­гда он при­шел в пе­кар­ню, то уви­дел уснув­ше­го от мно­гих тру­дов ино­ка Иону, пра­вая ру­ка утом­лен­но­го ино­ка бы­ла со­гну­та в бла­го­слов­ля­ю­щем же­сте. Свя­ти­тель Фо­тий про­сил не бу­дить его, бла­го­сло­вив спя­ще­го ино­ка, и про­ро­че­ски пред­ска­зал при­сут­ство­вав­шим, что он бу­дет ве­ли­ким свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви и мно­гих об­ра­тит на путь спа­се­ния.

 

В 1431 го­ду свя­той Иона был по­став­лен епи­ско­пом на Ря­зан­скую и Му­ром­скую ка­фед­ру. Нема­ло тру­дов по­ло­жил он на то, чтобы об­ра­тить ко Хри­сту ино­вер­ных жи­те­лей сво­ей епар­хии. Вско­ре по­сле кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Фо­тия свя­ти­тель Иона воз­гла­вил Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В 1432 го­ду он име­ну­ет­ся «на­ре­­чен­ным в свя­тей­шую мит­ро­по­лию Рус­скую». Од­на­ко меж­до­усоб­ная борь­ба за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия II Ва­си­лье­ви­ча и его дя­ди, Га­лиц­ко­го кня­зя Юрия Дмит­ри­е­ви­ча не поз­во­ли­ли свя­ти­те­лю вы­ехать в Кон­стан­ти­но­поль к пат­ри­ар­ху Иоси­фу II (1416–1439) для по­свя­ще­ния. В это вре­мя Ли­тов­ский князь Свид­ри­гай­ло по­слал в Кон­стан­ти­но­поль для по­свя­ще­ния в мит­ро­по­ли­та Ли­тов­ско­го Смо­лен­ско­го епи­ско­па Ге­ра­си­ма (в на­ча­ле XV ве­ка Смо­ленск был вре­мен­но при­со­еди­нен к Ли­тов­ско­му кня­же­ству).

Епи­скоп Ге­ра­сим был воз­ве­ден в Кон­стан­ти­но­по­ле в сан мит­ро­по­ли­та всея Ру­си; в 1435 го­ду, за­по­до­зрен­ный кня­зем Свид­ри­гай­ло в из­мене, он был схва­чен и со­жжен. По­сле кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Ге­ра­си­ма в Кон­стан­ти­но­поль от­пра­вил­ся епи­скоп Иона. Но, при­быв­ши в сто­ли­цу Ви­зан­тии, он узнал, что пат­ри­арх Иосиф уже по­ста­вил на Рус­скую мит­ро­по­лию неко­е­го Ис­и­до­ра. В 1439 го­ду Ис­и­дор при­нял унию на Фло­рен­тий­ском со­бо­ре и по воз­вра­ще­нии в Моск­ву в 1441 го­ду был за­то­чен в Чу­дов мо­на­стырь. Немед­лен­но был со­зван Со­бор рус­ских иерар­хов, ко­то­рый осу­дил «Ис­и­до­ро­во все де­ло». Ко­гда ста­ло окон­ча­тель­но яс­но, что Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх со­гла­сил­ся на унию, Рус­ская Цер­ковь ста­ла на за­щи­ту чи­сто­ты пра­во­сла­вия. В де­каб­ре 1448 го­да в Москве был со­зван цер­ков­ный Со­бор для из­бра­ния пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви. Свя­ти­тель Иона был из­бран мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским с ти­ту­лом «Ки­ев­ский и всея Ру­си». Ме­стом пре­бы­ва­ния он из­брал Моск­ву, по­это­му име­ну­ет­ся так­же мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским. Так пре­кра­ти­лась за­ви­си­мость Рус­ской Церк­ви от Кон­стан­ти­но­по­ля и бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло ав­то­ке­фа­лии.

Воз­глав­ляя Все­рос­сий­скую ка­фед­ру, свя­ти­тель Иона преж­де все­го по­за­бо­тил­ся об улуч­ше­нии от­но­ше­ний меж­ду Моск­вой и Ли­тов­ским кня­же­ством. Бла­го­да­ря это­му ему уда­лось при­со­еди­нить к Москве юго-за­пад­ные епар­хии. Свя­ти­тель Иона по­ло­жил боль­шие уси­лия на бла­го­устрой­ство воз­вра­щен­ных епар­хий и на ис­ко­ре­не­ние в них уни­ат­ства. Он при­зы­вал к ми­ру и пре­кра­ще­нию меж­до­усо­бия, объ­яс­нял вред яро­сти и гне­ва, учил по­ка­я­нию и по­слу­ша­нию.

Осо­бен­но за­бо­тил­ся свя­ти­тель Иона о ду­хов­но-нрав­ствен­ном со­вер­шенст­во­ва­ния сво­ей паст­вы. В учи­тель­ных гра­мо­тах он на­зи­дал пом­нить о спа­се­нии ду­ши, быть ми­ло­серд­ны­ми, доб­ро­со­вест­но от­но­сить­ся к сво­им граж­дан­ским обя­зан­но­стям. Свя­ти­тель Иона стро­го тре­бо­вал со­блю­де­ния хри­сти­ан­ских за­по­ве­дей от свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Ука­зы­вая на ве­ли­чие свя­щен­ни­че­ско­го са­на, он при­зы­вал кли­ри­ков к до­стой­но­му про­хож­де­нию пас­тыр­ско­го слу­же­ния. Осо­бое ста­ра­ние про­яв­лял свя­ти­тель Иона в вы­бо­ре до­стой­ных кан­ди­да­тов на ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры.

Боль­шое вни­ма­ние уде­лял он мо­на­ше­ским оби­те­лям, за­бо­тил­ся об их нуж­дах, о стро­гом со­блю­де­нии ино­че­ских пра­вил. И при сво­ем вы­со­ком сане он по-преж­не­му не остав­лял лич­ных мо­на­ше­ских по­дви­гов. Про­яв­ляя по­пе­че­ние о хра­мах Бо­жи­их, свя­ти­тель об­но­вил и бла­го­леп­но укра­сил пер­во­пре­столь­ный Успен­ский со­бор в Мос­ков­ском Крем­ле. Он при­дал осо­бую тор­же­ствен­ность бо­го­слу­же­ни­ям, уве­ли­чив чис­ло чте­цов и пев­цов. В 1450 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ио­ны, бы­ли воз­двиг­ну­ты ка­мен­ные мит­ро­по­ли­чьи па­ла­ты.

Жи­вя по за­по­ве­дям Бо­жи­им и стро­го со­блю­дая мо­на­ше­ские обе­ты, свя­ти­тель Иона по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. По его мо­лит­вам ис­це­ля­лись бо­ля­щие раз­лич­ны­ми неду­га­ми.

В 1451 го­ду та­та­ры неожи­дан­но под­сту­пи­ли к Москве, со­жгли окрест­но­сти и го­то­ви­лись к на­па­де­нию на го­род. Мит­ро­по­лит Иона с кли­ром со­вер­шал крест­ный ход по сте­нам го­ро­да, со сле­за­ми мо­ля Бо­га о спа­се­нии гра­да и лю­дей. Уви­дев пре­ста­ре­ло­го мо­на­ха Ан­то­ния, ино­ка Чу­до­ва мо­на­сты­ря, ко­то­рый от­ли­чал­ся доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, свя­ти­тель Иона ска­зал: «Сын и брат мой Ан­то­ний! По­мо­лись ми­ло­сти­во­му Бо­гу и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це об из­бав­ле­нии го­ро­да и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан». Сми­рен­ный Ан­то­ний от­ве­тил: «Ве­ли­кий свя­ти­тель! Бла­го­да­рим Бо­га и Пре­чи­стую Его Ма­терь: услы­ша­ла Она мо­лит­вы твои и умо­ли­ла Сы­на Сво­е­го, го­род и все пра­во­слав­ные хри­сти­ане бу­дут спа­се­ны по тво­им мо­лит­вам. Вра­ги бу­дут ско­ро по­беж­де­ны, толь­ко мне од­но­му суж­де­но от Гос­по­да быть уби­то­му вра­га­ми». Ед­ва ста­рец ска­зал это, как вра­же­ская стре­ла прон­зи­ла его.

Пред­ска­за­ние стар­ца Ан­то­ния сбы­лось: 2 июля, в празд­ник По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ря­дах та­тар про­изо­шло смя­те­ние, и они в неве­до­мом стра­хе и ужа­се об­ра­ти­лись в бег­ство. В па­мять из­бав­ле­ния Моск­вы от на­ше­ствия но­гай­ско­го ха­на Ма­зов­ши свя­ти­тель Иона в том же го­ду со­ору­дил храм в честь празд­ни­ка По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Свя­ти­тель Иона ото­шел ко Гос­по­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти 31 мар­та 1461 го­да, в два ча­са дня во втор­ник Страст­ной сед­ми­цы. За несколь­ко дней до то­го он пре­дуз­нал от Гос­по­да вре­мя сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. Свя­ти­тель был по­гре­бен в со­бор­ном хра­ме, за ле­вым кли­ро­сом.

27 мая 1472 го­да при пе­ре­строй­ке Успен­ско­го со­бо­ра со­вер­ши­лось об­ре­те­ние нетлен­ных мо­щей свя­ти­те­ля Ио­ны. По мо­лит­вам угод­ни­ка Бо­жия про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния. Жи­тие свя­ти­те­ля и два ка­но­на (один – на об­ре­те­ние мо­щей) на­пи­са­ны иеро­мо­на­хом Па­хо­ми­ем Сер­бом, Ло­го­фе­том († по­сле 1484 г.). Об­ще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Ио­ны уста­нов­ле­но на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1547 го­да, при мит­ро­по­ли­те Мос­ков­ском Ма­ка­рии (1542–1563). В 1596 го­ду пат­ри­арх Иов уста­но­вил празд­но­ва­ние свя­ти­те­лю Ионе в Со­бо­ре дру­гих Мос­ков­ских свя­ти­те­лей 5/18 ок­тяб­ря.

См. так­же: «Пре­став­ле­ние свя­то­го от­ца на­ше­го Ио­ны, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Рос­сии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Пе­ре­не­се­ние чест­ных мо­щей свя­ти­те­лей Ки­при­а­на, Фо­тия и Ио­ны, Ки­ев­ских и всея Рос­сии чу­до­твор­цев» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Празд­но­ва­ние свя­ти­те­лям мос­ков­ским Пет­ру, Алек­сию, Ионе и Филип­пу» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Тропарь святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 3

 

Яре́м Госпо́день измла́да восприи́м,/ и Того́ стопа́м невозвра́тным жела́нием после́довал еси́,/ и освяще́ннаго по́двига дости́же,/ святи́тельства па́ству прии́м и чуде́с от Бо́га да́ры прия́т,/ с ве́рою приходя́щим к ра́це моще́й твои́х/ подае́ши разли́чным неду́гом исцеле́ние неоску́дно,/ о́тче наш Ио́но, святи́телю Христо́в,// моли́ Христа́ Бо́га дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: С детства приняв иго Господне (Мф.11:30) и устремившись бесповоротно по Его пути, ты достиг труда священнослужения, получил паству как епископ и принял дар чудотворений от Бога. Всем с верой приходящим к раке с мощами твоими ты неистощимо подаешь излечения от различных болезней, отче наш Иона, святитель Христов, моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Ин тропарь святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 4

 

От ю́ности твоея́ весь сам себе́ Го́сподеви возложи́в,/ в моли́твах и труде́х, и в посте́х, о́браз быв доброде́тели,/ отону́дуже ви́дев Бог твое́ благо́е произволе́ние,/ архиере́я тя и па́стыря Це́ркви Свое́й устроя́ет./ Те́мже и по преставле́нии, честно́е те́ло твое́ це́ло и нетле́нно соблюде́ся,/ Ио́но святи́телю:/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: С юности своей посвятив всего себя Господу, в молитвах, трудах и постах ты был примером добродетели, потому Бог, увидев твое доброе намерение, сделал тебя архиереем и пастырем Своей Церкви. Поэтому и по преставлении, почитаемое тело твое целое и нетленное сохраняется, Иона святитель, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Ин тропарь святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 3

 

Боже́ственною благода́тию просвети́вся/ и по сме́рти показу́я све́тлость жития́ твоего́,/ источа́еши ми́рови благоуха́ния/ притека́ющим к ра́це моще́й твои́х,/ и наро́ди Моско́встии наста́вляеши ко све́ту благоразу́мия,/ Ио́но, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Божественной благодатью просветившись и после смерти являя светлость жизни твоей, ты источаешь благоухающее миро, приходящим к раке с мощами твоими, и людей московских направляешь к свету благоразумия, Иона, отче наш, моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Тропарь святителям Киприану, Фотию и Ионе, митрополитам Московским, на перенесение мощей, глас 8

 

Я́ко Све́тлаго Со́лнца светоза́рныя зве́зды,/ Тро́ическим Све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ пренесе́нием честны́х моще́й ва́ших,/ Тро́ицы сосу́ди яви́стеся чи́стии ва́шим житие́м,/ и научи́сте лю́ди тве́рдо ве́ре Христо́ве,/ и скве́рну отгна́сте ва́шими святы́ми за́поведьми,/ и упасо́сте до́бре Христо́во ста́до, пору́ченное вам,/ Богому́дре Киприа́не, со сла́вным Фо́тием и со Ио́ною тве́рдым,// моли́теся Христу́ Бо́гу, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Как звезды, сияющие от Яркого Солнца, Светом Троицы озаряете сердца верующих перенесением почитаемых мощей ваших. Вы явились чистыми сосудами Троицы в своей жизни и научили людей твердо вере Христовой, и нечистоту отогнали вашими святыми наставлениями, и отлично упасли Христово стадо, порученное вам, Богомудрый Киприан со славным Фотием и с твердым Ионой, молитесь Христу Богу, да спасет души наши.

Тропарь святителям Московским, глас 4

 

Первопресто́льницы Росси́йстии,/ и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии, правосла́вия наста́вницы,/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Первосвятители Российские, истинные хранители апостольских преданий, непоколебимые столпы, наставники Православия, Петр, Алексей, Иона, Филипп и Ермоген, Владыку всех молите даровать мир вселенной и душам нашим великую милость.

Кондак святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 8

 

Жела́нием духо́вным по́стническое житие́ соверши́в/ и святи́тельства па́ству прии́м,/ чистоты́ ра́ди теле́сныя и тело́ твое́ Влады́ка Христо́с соблюде́ нетле́нно,/ и Петру́ чудотво́рцу насле́дника тя соде́ла,/ и того́ нра́ву после́довал еси́,/ и учи́теля тя Христо́с Своему́ ста́ду дарова́,/ иде́же лежа́т целе́бныя мо́щи твоя́,/ благоуха́ют, я́ко от кади́ла благово́нна,/ и подаю́т исцеле́ния немощны́м, ве́рою приходя́щим,// святи́телю Ио́но, моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно о всех нас.

Перевод: Духовным устремлением ты вел постническую жизнь и принял паству как епископ, из-за телесной чистоты и тело твое Владыка Христос сохранил нетленным и сделал тебя наследником чудотворца Петра, ты последовал его образу и Христос даровал тебя Своей пастве как учителя. Там где покоятся твои исцеляющие мощи, они благоухают, как от ароматного кадила, и подают излечение больным, приходящим с верой, святитель Иона, моли Христа Бога не переставая обо всех нас.

Ин кондак святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 8

 

Я́ко от младе́нства Го́сподеви порабо́тив себе́, му́дре,/ посто́м и бде́нием те́ло твое́ удруча́я,/ те́мже сосу́д чист и дом Ду́ху Пресвято́му яви́лся еси́,/ сего́ ра́ди и Це́ркви Свое́й тебе́ архиере́я и па́стыря устроя́ет,/ ю́же до́бре упа́с, ко Го́споду отхо́диши, Его́же возлюби́л еси́./ Тем мо́лим тя:/ помина́й нас ве́рою чту́щих святу́ю па́мять твою́, да вси зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Ио́но, святи́телю всечестны́й.

Перевод: С младенчества поработив себя Господу, мудрый, постом и бдением тело свое изнуряя, ты стал чистым сосудом и домом Духу Пресвятому, потому Он сделал тебя архиереем и пастырем Своей Церкви, которую ты хорошо упас и отходишь ко Господу, Которого возлюбил. Потому молим тебя: вспоминай нас, с верой почитающих святую память твою, да все взываем к тебе: «Радуйся, отче Иона, святитель особо почитаемый».

Кондак святителям Киприану, Фотию и Ионе, митрополитам Московским, на перенесение мощей, глас 8

 

Я́ко трие́ вели́цыи свети́ла, яви́стеся,/ озаря́юще всю подсо́лнечную/ богода́нною вам благода́тию чуде́с,/ и просвети́сте моли́твами свои́ми ве́рных сердца́,/ ва́шу па́мять чту́щих честна́го пренесе́ния./ И Влады́ку Христа́, всех Творца́, моли́те/ стране́ на́шей на враги́ побе́ду пода́ти,/ я́ко иму́ще дерзнове́ние,/ и нам проси́те ве́лия ми́лости, вопию́щим к вам:/ ра́дуйтеся, побо́рницы по Христо́ве Це́ркви// и многочестна́я свети́ла, святи́телие сла́внии.

Перевод: Как три великих светила вы явились, озаряя все под солнцем данной вам от Бога благодатью чудес, и просветили молитвами своими сердца верующих, почитающих память перенесения мощей ваших. И Владыку Христа, всех Творца, молите стране нашей даровать победу над врагами, как имеющие дерзновение, и для нас просите великой милости, взывающих к вам: «Радуйтесь, защитники Христовой Церкви и многочтимые светила, святители прославляемые».

Ин кондак святителям Киприану, Фотию и Ионе, митрополитам Московским, глас 8

 

Я́ко крин, в пусты́ни дави́дски процве́тше, отцы́ святи́и,/ ны́не яви́стеся и к Вы́шнему тече́нию ра́достно устреми́стеся,/ иде́же с ли́ки святы́х Пресвяте́й Тро́ице предстоя́ще,/ моли́те сохрани́тися ста́ду ва́шему от враг ви́димых и неви́димых./ Мы же, свято́е ва́ше обре́тение пра́зднующе, вопие́м:// ра́дуйтеся, те́плии на́ши засту́пницы.

Перевод: Как лилия в пустыне, по писанию, расцвели вы, отцы святые, сейчас явились и с радостью устремились к жизни Вышней, где, предстоя Пресвятой Троице в собрании святых, молитесь, чтобы спастись стаду вашему от видимых и невидимых врагов. Мы же, празднуя святое обретение ваше, взываем: «Радуйтесь, усердные заступники наши».

Кондак святителям Московским, глас 3

 

Во святи́телех благоче́стно пожи́сте,/ и лю́ди к Богоразу́мию наста́висте, и до́бре Бо́гу угоди́сте,/ сего́ ра́ди от Него́ нетле́нием и чудесы́ просла́вистеся,// я́ко ученицы́ Бо́жия благода́ти.

Перевод: Вы благочестиво прожили как святители и людей к познанию Бога направляли и хорошо послужили Богу, поэтому от Него прославились нетлением и чудотворением, наученные Божией благодатью.

Величание святителям Московским

 

Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси

 

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Ио́но! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от нас гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны ми́лостивно, да́рует нам согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит нас от бед, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих нас; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует нам сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси

 

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Ио́но, предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та Единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́, архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды стра́ны до́бре сохрани́ и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя и с ве́рою припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́, моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.