13 Августа 2019 ВТОРНИК Седмица 9-я по Пятидесятнице, Заговенье на Успенский пост Поста нет. Глас 7-й

13 августа 2019 года память.знесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина (IX).

Мц. Иули́тты Кесарийской (Каппадокийской) (304–305)прмч. Диони́сия Ватопедского (1822)свт. Ге́рмана Осерского, епископа (448).

Сщмч. Вениами́на (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним прмч. Се́ргия (Шеина), архимандрита и мчч. Ю́рия Новицкого и Иоа́нна Ковшарова (1922)мч. Максима Румянцева (1928)сщмч. Влади́мира Холодковского, пресвитера (1937)сщмч. Иоа́нна Румянцеваисп. Константина Разумова, пресвитеров, мц. Анны Серовой и исп. Елисаве́ты Румянцевой (после 1937).

Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин, мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Гдов­ский (в ми­ру Ва­си­лий), ро­дил­ся в 1873 го­ду на Ни­мен­ском по­го­сте Ан­дре­ев­ской во­ло­сти Кар­го­поль­ско­го уез­да, ныне Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, в се­мье свя­щен­ни­ка Пав­ла и Ма­рии Ка­зан­ских. Ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли сы­на в бла­го­че­стии и хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях. По­лю­бив чте­ние жи­тий свя­тых, от­рок вос­хи­щал­ся их ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми, со­жа­лея о том, что в совре­мен­ном ему ми­ре он ли­шен воз­мож­но­сти по­стра­дать за ве­ру пра­во­слав­ную.

 

Ин­те­рес Ва­си­лия Ка­зан­ско­го к ду­ше­по­лез­ным кни­гам и усер­дие в изу­че­нии цер­ков­ной гра­мо­ты пред­опре­де­ли­ли вы­бор жиз­нен­но­го пу­ти: по­сле окон­ча­ния Пет­ро­за­вод­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии юно­ша по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. Сту­ден­том ак­тив­но участ­во­вал в де­я­тель­но­сти «Об­ще­ства рас­про­стра­не­ния ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния в ду­хе Пра­во­слав­ной Церк­ви», ор­га­ни­зуя бе­се­ды сре­ди ра­бо­чих. В 1895 го­ду он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ве­ни­а­мин и был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а в сле­ду­ю­щем го­ду – во иеро­мо­на­ха. По окон­ча­нии Ака­де­мии в 1897 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия иеро­мо­нах Ве­ни­а­мин был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Свя­щен­но­го Пи­са­ния в Риж­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию. С 1898 го­да – он ин­спек­тор Холм­ской, спу­стя год – Санкт-Пе­тер­бург­ской Се­ми­на­рии. В 1902 го­ду, по­сле воз­ве­де­ния в сан ар­хи­манд­ри­та, на­зна­чен рек­то­ром Са­мар­ской, а через три го­да – Санкт-Пе­тер­бург­ской Се­ми­на­рии.

Свя­щен­ник по при­зва­нию, ар­хи­манд­рит Ве­ни­а­мин вско­ре был воз­ве­ден на бо­лее вы­со­кую сту­пень пас­тыр­ско­го слу­же­ния: 24 ян­ва­ря 1910 го­да в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры он был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Гдов­ско­го, Пе­тер­бург­ско­го ви­ка­рия. Сре­ди со­вер­шав­ших чин на­ре­че­ния бы­ли мит­ро­по­ли­ты Санкт-Пе­тер­бург­ский Ан­то­ний (Вад­ков­ский; † 1912) и Мос­ков­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский, † 1918; про­слав­лен в ли­ке свя­тых в 1992 го­ду), ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский (впо­след­ствии Свя­тей­ший Пат­ри­арх) Ти­хон (Бе­ла­вин, † 1925; про­слав­лен в ли­ке свя­тых в 1989 го­ду) и дру­гие иерар­хи.

Свя­ти­тель­ский сан Вла­ды­ка Ве­ни­а­мин вос­при­нял как обя­зан­ность пас­тыр­ско­го по­дви­га и апо­столь­ской про­по­ве­ди. Его ча­сто ви­де­ли в са­мых от­да­лен­ных и бед­ных квар­та­лах сто­ли­цы, ку­да он спе­шил по пер­во­му зо­ву, слов­но при­ход­ской свя­щен­ник, в про­стой ря­се, без внеш­них от­ли­чий епи­скоп­ско­го са­на, и где кре­стил ре­бен­ка или на­пут­ство­вал уми­ра­ю­ще­го. Нема­ло тру­да при­ло­жил он к спа­се­нию пад­ших жен­щин, вы­сту­пая с про­по­ве­дя­ми в «Об­ще­стве Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». Воз­дей­ствие его на­став­ле­ний бы­ло ве­ли­ко и мно­гие за­блуд­шие рас­ка­я­лись в гре­хов­ной жиз­ни.

Он все­гда на­хо­дил путь к серд­цам про­стых лю­дей, за что был ис­кренне лю­бим паст­вой, на­зы­вав­шей его «наш ба­тюш­ка Ве­ни­а­мин». Еван­гель­ская про­сто­та свя­ти­те­ля, от­зыв­чи­вость, сер­деч­ность, до­ступ­ность в со­че­та­нии с от­кры­тым ли­цом, ти­хим, про­ник­но­вен­ным го­ло­сом и всё осве­щав­шей улыб­кой, рас­по­ла­га­ли к нему да­же ино­вер­цев.

Со­бы­тия 1917 го­да вы­зва­ли пе­ре­ме­ны и в жиз­ни Церк­ви: по­сле Фев­раль­ской ре­во­лю­ции пра­вя­щие ар­хи­ереи ста­ли из­би­рать­ся на епар­хи­аль­ных съез­дах кли­ра и ми­рян. Ес­ли в неко­то­рых епар­хи­ях это вы­зва­ло рас­при и нестро­е­ния, то вы­бо­ры в Пет­ро­гра­де про­шли на ред­кость спо­кой­но – по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство го­ло­сов бы­ло от­да­но ви­кар­но­му епи­ско­пу Ве­ни­а­ми­ну. С 6 мар­та он – ар­хи­епи­скоп Пет­ро­град­ский и Ла­дож­ский, а 13 ав­гу­ста, на­ка­нуне от­кры­тия Свя­щен­но­го Со­бо­ра Рос­сий­ской Церк­ви, на­зна­чен мит­ро­по­ли­том Пет­ро­град­ским и Гдов­ским.

Сра­зу же по­сле из­бра­ния на Пет­ро­град­скую ка­фед­ру свя­ти­тель за­явил: «Я стою за сво­бод­ную Цер­ковь. Она долж­на быть чуж­да по­ли­ти­ки, ибо в про­шлом она мно­го от нее по­стра­да­ла. И те­перь на­кла­ды­вать но­вые пу­ты на Цер­ковь бы­ло бы боль­шой ошиб­кой. Са­мая глав­ная за­да­ча сей­час – это устро­ить и на­ла­дить на­шу при­ход­скую жизнь».

В то смут­ное вре­мя труд­но бы­ло най­ти че­ло­ве­ка столь да­ле­ко­го от по­ли­ти­ки, как мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин. При­сту­пив к осу­ществ­ле­нию сво­ей про­грам­мы, он все си­лы на­пра­вил на за­щи­ту пра­во­слав­но­го на­ро­да Рос­сии от же­сто­чай­ших го­не­ний, воз­двиг­ну­тых на него вра­га­ми ис­ти­ны Хри­сто­вой. По су­ти, они на­ча­лись в ян­ва­ре 1918 го­да по­сле из­да­ния де­кре­та «Об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства и шко­лы от Церк­ви», ко­то­рый на де­ле вос­при­ни­мал­ся вла­стью на ме­стах как сиг­нал к по­все­мест­но­му уни­что­же­нию глав­ным об­ра­зом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и ее слу­жи­те­лей, к гра­бе­жу цер­ков­но­го иму­ще­ства. По всей стране про­ка­ти­лась вол­на за­кры­тия и раз­ру­ше­ния хра­мов и мо­на­сты­рей, осквер­не­ния и уни­что­же­ния свя­тых икон и мо­щей, мас­со­вых аре­стов, пы­ток, ссы­лок и каз­ней епи­ско­пов, свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и мо­на­хинь, ми­рян, ли­ше­ния Церк­ви и ее слу­жи­те­лей ма­те­ри­аль­ных средств к су­ще­ство­ва­нию.

На­си­лие над Цер­ко­вью не пре­кра­ти­лось и по­сле окон­ча­ния граж­дан­ской вой­ны. Небы­ва­лая раз­ру­ха и го­лод, охва­тив­шие стра­ну в 1921 го­ду, по­слу­жи­ли по­во­дом для но­вых го­не­ний на Цер­ковь, ко­то­рые про­во­ди­лись под ло­зун­гом «по­хо­да про­ле­та­ри­а­та на цер­ков­ные цен­но­сти». Их изъ­я­тие в Пет­ро­гра­де на­ча­лось в мар­те 1922 го­да. Мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин ни ми­ну­ты не ко­ле­бал­ся в ре­ше­нии это­го во­про­са. Яв­ляя при­мер вы­со­кой хри­сти­ан­ской люб­ви, он бла­го­сло­вил пе­ре­да­чу цер­ков­ных цен­но­стей, не име­ю­щих бо­го­слу­жеб­но­го упо­треб­ле­ния, на нуж­ды бед­ству­ю­щих, рас­смат­ри­вая это ре­ше­ние как ис­пол­не­ние сво­е­го пас­тыр­ско­го дол­га. «Мы все от­да­дим са­ми», – го­во­рил свя­ти­тель.

Од­на­ко к го­ло­су Вла­ды­ки Ве­ни­а­ми­на вла­сти не по­счи­та­ли нуж­ным при­слу­шать­ся. Они объ­яви­ли, что цен­но­сти бу­дут изъ­яты в фор­маль­ном по­ряд­ке как «при­над­ле­жа­щее го­су­дар­ству» иму­ще­ство. В го­ро­де, в неко­то­рых церк­вах, уже на­ча­лась их кон­фис­ка­ция. Изъ­я­тие цен­но­стей со­про­вож­да­лось вол­не­ни­я­ми на­ро­да, но се­рьез­ных бес­по­ряд­ков, ост­рых столк­но­ве­ний и аре­стов по­ка еще не бы­ло. Чув­ство­ва­лось при­бли­же­ние рас­пра­вы. Ее уско­ри­ло опуб­ли­ко­ван­ное 24 мар­та 1922 го­да в «Пет­ро­град­ской прав­де» пись­мо две­на­дца­ти лиц – ор­га­ни­за­то­ров об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла: они об­ви­ня­ли все вер­ное Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну ду­хо­вен­ство в со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей и в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ном за­го­во­ре про­тив со­вет­ской вла­сти. 29 мая 1922 го­да по­сле­до­вал арест мит­ро­по­ли­та Ве­ни­а­ми­на, а 10 июня то­го же го­да на­ча­лось слу­ша­ние де­ла, к ко­то­ро­му бы­ло при­вле­че­но еще 86 че­ло­век.

Свя­ти­тель Ве­ни­а­мин на про­цес­се был, как и все­гда, про­стым, спо­кой­ным, бла­гост­ным, убеж­да­ю­щим в неви­нов­но­сти дру­гих лю­дей. Пе­ред ли­цом ожи­дав­шей его смер­ти он, об­ра­ща­ясь к три­бу­на­лу, про­из­нес: «Я не знаю, что вы мне объ­яви­те в ва­шем при­го­во­ре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни про­воз­гла­си­ли, я с оди­на­ко­вым бла­го­го­ве­ни­ем об­ра­щу свои очи го­ре, воз­ло­жу на се­бя крест­ное зна­ме­ние (свя­ти­тель при этом ши­ро­ко пе­ре­кре­стил­ся) и ска­жу: «Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди Бо­же, за всё».

5 июля 1922 го­да три­бу­нал объ­явил при­го­вор, а в ночь с 12 на 13 ав­гу­ста то­го же го­да мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин и вме­сте с ним ар­хи­манд­рит Сер­гий (Ше­ин), ми­ряне Юрий Но­виц­кий и Иван Ков­ша­ров бы­ли рас­стре­ля­ны на окра­ине Пет­ро­гра­да.

На брат­ском клад­би­ще Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры воз­двиг­нут крест над сим­во­ли­че­ской мо­ги­лой но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских.

Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (в ми­ру Ва­си­лий Пав­ло­вич Ше­ин) ро­дил­ся в 1866 го­ду в де­ревне Колп­на Но­во­сель­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии. В 1893 го­ду окон­чил учи­ли­ще пра­во­ве­де­ния. Был чле­ном IV Го­судар­ствен­ной Ду­мы, вхо­дил в со­став сек­ре­та­ри­а­та Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви 1917 – 1918 го­дов. Был за­ме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Об­ще­ства объ­еди­нен­ных пет­ро­град­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов.

Му­че­ник Юрий (Юрий Пет­ро­вич Но­виц­кий) ро­дил­ся в 1882 го­ду в г. Ума­ни Ки­ев­ской гу­бер­нии. Окон­чил 1-ю гим­на­зию и Ки­ев­ский уни­вер­си­тет. С 1914 го­да до­цент, за­тем – про­фес­сор ка­фед­ры уго­лов­но­го пра­ва Пет­ро­град­ско­го уни­вер­си­те­та. Был пред­се­да­те­лем прав­ле­ния Об­ще­ства объ­еди­нен­ных пет­ро­град­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов.

Му­че­ник Иоанн (Иван Ми­хай­ло­вич Ков­ша­ров), ро­дом из Одес­сы, юрист по об­ра­зо­ва­нию, быв­ший при­сяж­ный по­ве­рен­ный. Был юрис­кон­суль­том Лав­ры в Пет­ро­гра­де.

Па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ков мит­ро­по­ли­та Ве­ни­а­ми­на, ар­хи­манд­ри­та Сер­гия, му­че­ни­ков Юрия и Иоан­на празд­ну­ет­ся 31 июля (13 ав­гу­ста) и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Тропарь священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому, глас 1

 

Свети́льник всесве́тлый во гpа́де свята́го Петpа́ яви́лся еси́,/ па́стырю до́брый, священному́чениче о́тче Вениами́не./ Любо́вь и милосе́pдие в сеpдца́х ве́pных насажда́я,/ благотвоpи́ти пpизыва́л еси́ теpпя́щим глад и нищету́./ Сего́ pа́ди и мы к тебе пpибега́ем и с ве́pою вопие́м ти:/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,/ оте́чество на́ше в Пpавосла́вии и благоче́стии утвеpди́ти,/ миp Це́pкви даpова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Светильником преярким в городе святого Петра ты стал, пастырь добрый, священномученик отче Вениамин. Любовь и милосердие в сердцах верующих насаждая, ты призывал делать добро терпящим голод и нищету. Потому и мы к тебе обращаемся и с верой взываем к тебе: «Моли милостивого Бога об укреплении Отечества нашего в Православии и благочестии, даровании мира Церкви и душам нашим великой милости».

Кондак священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому, глас 6

 

От ю́ности и́го Христо́во на ра́мо взем,/ и́стинный страж Правосла́вныя Це́ркве яви́лся еси́,/ священному́чениче Вениами́не./ Клевету́, у́зы, страда́ния и суд непра́ведный/ от беззако́нных му́жественно претерпева́я,/ святы́ню церко́вную на поруга́ние не пре́дал еси́./ Те́мже и Христо́с да́ром терпе́ния и любве́ тя испо́лни,/ во е́же пред му́ченическою кончи́ною/ со благодаре́нием взыва́ти:// за вся, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: С юности иго Христово на плечи подняв, ты стал истинным стражем Православной Церкви, священномученик Вениамин. Клевету, заключение, страдания и несправедливый суд от беззаконных мужественно претерпев, святыню церковную ты не предал на поругание. Потому и Христос наполнил тебя дарами терпения и любви, так что ты перед мученической кончиной с благодарением взывал: «За все, Господи, слава Тебе».

Молитва священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому

 

О, преди́вный святи́телю, богому́дрый и всесвяты́й о́тче на́ш священному́чениче Вениами́не! К тебе́ ны́не прибега́ем ве́рою и любо́вию чту́щии тя́, похвалы́ сия́ принося́ще от всего́ се́рдца и помышле́ния. Мо́лим тя́ приле́жно, страстоте́рпче святы́й, не забу́ди ны́ к тебе́ усе́рдно притека́ющих: утверди́ на́с в ве́ре святе́й правосла́вней, научи́ на́с всегда́ твори́ти за́поведи Бо́жия, исцели́ боле́зни душе́вныя и теле́сныя, бу́ди на́м покрови́телем и прибе́жищем в ско́рбех и напа́стех, заступи́ ны́ от вра́г ви́димых и неви́димых, да и мы́ богоуго́дне преше́дше по́прище сея́ жи́зни, твои́м предста́тельством и богоприя́тными моли́твами бу́дем насле́дницы Ца́рствия Бо́жия и сподо́бимся с тобо́ю предстоя́ти Престо́лу Царя́ Сла́вы, поклоня́яся Ему́ и воспева́я во ве́ки веко́в. Ами́нь.

АКАФИСТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЕНИАМИНУ, МИТРОПОЛИТУ ПЕТРОГРАДСКОМУ И ГДОВСКОМУ

 

Кондак 1

Избранный Христом Господом на служение Ему, с юных лет воспламенивший в сердце отрока Василия искру горения пострадать за веру православно исповедающих Его – Христа-Спасителя мира. Самым делом послежде исполнил еси желаемое,исповедуя пред неверными и свидельствуя: "Я – за Христа". Почитая твое мужество и терпение, воспеваем ти:
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Икос 1

Ангел Церкви был еси во граде святаго Петра и в севернем крае страны нашея. Христос Господь постави тя свещнице высоты служения Ему митрополии Петроградския, да спасеши стадо избранных овец Его, укрепляя их в православии, наставляя в благочестии и доброделании. Сего ради и мы, душепопечением, воспеваем тебе:
Радуйся, отрок сый Богоизбранный, мученичества возжелавый;
Радуйся, юноше Богобоязненный, путем побеждения страстей шедый.
Радуйся, в мужа возраставый, в меру возраста Христова пришедый и в добродетелех преуспевый;
Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся, священное служение приявый.
Радуйся, апостольского служения приемниче, в сане епископа добре потрудивыйся;
Радуйся, паству твою Петроградскую от раскола обновленческаго охраняяй.
Радуйся, мужество и терпение явивый пред безбожными гонителями веры;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 2

Видя Господь в будущем тя воеводу ратоборцев за веру Христову, посла ти духа ревности по Бозе и желание в сердце твоем Богоугодное проводити житие и мученическим исповеданием веру православную соблюсти, да со страдальцы вопиеши вечно Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом свыше просвещенный и Духом Святым одаренный, сердцем же во благочестии от младости воспитан сый, радость и утешение всем был еси. Тем же приносим тебе хвалы сицевые:
Радуйся, светом благочестия от Бога озаренный;
Радуйся, учением благочестия издетства напоенный.
Радуйся, отрасле благоухающая корене духовнаго;
Радуйся, девственную чистоту от юности возлюбивый.
Радуйся, иерея Божия и благочестия родительскаго наследниче преизрядный;
Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый.
Радуйся, молитвою и Богомыслием ум свой в горняя вперивый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемый, ангельский образ приял еси и в монашестве Вениамином – сыном десницы – наречен был еси, труды великия подъял, постом страсти плотския умертвив, и яко воин, противу князя власти воздушныя, во всеоружия Божия облеклся еси, досточудне. Светом богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою Богу: Аллилуиа.

 

Икос 3

Имея благодать священства дело благовестника и инспектора добре сотворил еси в стенах Холмския семинарии со всяким долготерпением и учением наставляя, иных же ко исправлению жития словесы и делы твоим влекл еси. Почитая сия труды твоя, единодушно, едиными усты с митрополитом Евлогием, восхвалявшего тя и мы тебе вопием:
Радуйся, монашеский подвиг и иерейское служение в житии своем добре сочетавый;
Радуйся, юные души наставивый и ко Христу приведый.
Радуйся, преемниче рода священнаго;
Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый.
Радуйся, житием своим сего учения не посрамивый;
Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения.
Радуйся, неутомимый священнослужителю Господень и вся часы суток готовый пребывати в храме Божия;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 4

Бури греховныя избежав и нападения вражия бодрственным житием своим утишая, к небесным благим устремился, боголюбче Вениамине, единую же Премудрость Ипостасную взыскав, тайны богословия от Нея восприял, сего ради от архиерея Божия во архимандрита возведен, ректором духовныя Петроградския семинарии поставлен, да со всеми учащими и учащимися поеши Богу: Аллилуиа.

 

Икос 4

Слышаша иерархи Церкве Российския о трудех твоих неустанных, яко ангела, знамение благодати небесныя носяща, реки богомудрых словес источающа. Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию, поставившему тя ректором семинарии, достохвально взываем:
Радуйся, Слова Божия богомудрый истолкователю;
Радуйся, многия и словесы и делы наставивый: "Вся возможно совершить со Христом и во имя Христово".
Радуйся, талант свой в земле не сокрывый;
Радуйся, во славу Божию и на спасение душ человеческих его употребивый.
Радуйся, смирением своим духа гордыни низложивый; 
Радуйся, ратоборче доблий, полки невидимых врагов победивый.
Радуйся, терпению житием своим вся научивый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 5

Боготечную звезду показа тя на небесех в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, Боготочною Кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан епископа, викария Гдовского, приял еси, темже и ныне на небесех сияеши славою вечною и купно с лики праведных воспеваеши хвалебную песнь: Аллилуиа.

 

Икос 5

Видеша тя православнии людие, яко светило церковное, сияющее в просвещение народа Божия на свещнице святительского, окормлявшего Петроградскую паству, и не леностно трудившегося на спасение душ человеческих, темже и слышиши таковые тебе похвалы:
Радуйся, во епископа нареченный митрополитом Владимиром-священномучеником;
Радуйся, хиротонисанный во святительство будущим патриархом Тихоном.
Радуйся, яко притяжал еси сердца людския любве к тебе исполненныя;
Радуйся, архипастырю, "батюшкой Вениамином" с любовию в народе именуемый.
Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый;
Радуйся, неусыпный делателю винограда небеснаго.
Радуйся, пастырский долг и апостольскую проповедь восприял во епископском служении;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 6

Проповедник учения Христова воистину явился еси, священномучениче Вениамине, егда Петроградскую митрополию вручил ти Господь, словом твоим в вере наставляя, житием во благочестии верных утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияв светом Богоразумия твоего в северном крае страны нашея, святителю Вениамине, людие бо видевше тя наставника добра Божественных учений радовахуся зело и единодушне избраша тя кормчим кафедры Петроградския. Приими и от нас, угодниче Божий, похвалы сия:
Радуйся, любимиче паствы твоея – народа Божия;
Радуйся, в хижины бедных мира сего смиренне шел еси.
Радуйся, и в святительском сане вся требы верным исполняяй;
Радуйся, в нищите их прибывающих посещавый.
Радуйся, архипастырю добрый, самоличне святым крещением многа чада Церкве породивый;
Радуйся, Божественныя Литургии предстоятелю умиленный.
Радуйся, заблудших в раскаяние приведый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе истиннаго пастыря, показа тя образ стаду словесному во трудех твоих, в чистоте и кротости светлой души твоей, делы бо и словесы своими всех приводил еси ко благочестию. Сего ради и мы тебе усердно величаем и прославльшему тя Христу вопием: Аллилуиа.

 

Икос 7

Новаго тя ревнителя по благочестию видевше и безграничную преданность Церкве Христовы, паства Петроградская внимаше ти смиренному, простому и кроткому архипастырю верующих душ, в великом множестве наполняша храмы, идеже совершашася твои митрополичьи богослужения. Ведая близость твою ко Христу Богу, Ему же молитися не престай и о нас грешных, вопиющих ти хвалебно:
Радуйся, избранниче народа, поставленный на кафедру Петроградскую;
Радуйся, труды велия положивый ко спасению падших.
Радуйся, наставниче добрый, сущим в бедах сострадавый.
Радуйся, яко коемуждо в горестех, аки утешитель являлся еси;
Радуйся, евангельской простотой и сердечностью сияяй;
Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю.
Радуйся, по словеси апостола Петра стадо Божие пасый.
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 8

Странно быша неверным и нечестивым зрети, како святитель Вениамин, сей воистину воин Христов, мужественно облекшись в броню правды и преподобие истины, внегда огненным испытанием посети Господь страну Российскую, яви досточудное терпение
и высокое благородство при изъятии безбожными церковных ценностей. Тем же и нас, рабов Божиих, соблюди от всех враг видимых и невидимых, воспевающих Богу: Аллилуиа.

 

Икос 8

Весь бе исполнен ревностию Илии пророка, святе Вениамине, егда узрел в келии своей обновленца Александра Введенского, аки второго Иуду с вои безбожных пришедша и лицемерно благословения просяща, благословения не дал еси, но рекл ему: "Мы не в Гефсиманском саду". Живоцерковников сборище обличи, отлучив от Церкви. Поминая твое непоколебимое стояние, воспеваем ти:
Радуйся, добрый пастырю стада Христова – паствы Петроградския;
Радуйся, святою ревностию о спасении чад Божиих пламеневый.
Радуйся, милосердствуя о голодающих добровольно, без принуждения, церковное имущество даяти предлагаяй;
Радуйся, болезнуя душею о кощунниках и святотатцах, верныя от обновленцев защищаяй.
Радуйся, единомысленный святому исповеднику патриарху Тихону и сподвижником его бывый;
Радуйся, Православия светило.
Радуйся, всякия неправды нелицеприятный обличителю;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 9

Всякие беды понесл еси, святителю Вениамине, всякие лишения, обиды и страдания претерпев, егда преемники Ирода на тя руки наложиша, и задержав, ввергли в темницу, в ней же яко и в дому Божию взывал Христу Спасителю: Аллилуиа.

 

Икос 9

Витии многовещанныя не возмогут изрещи вся болезни и раны, яже ты, яко служитель Божий явил "в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темнице" и ничто из сего "не возможе разлучити тя от любве Божия во Христе Иисусе". И ныне и всегда верныя чада, поем во славу наставника своего:
Радуйся, в темницу со смирением безропотно шедый;
Радуйся, любовию паствы утешенный.
Радуйся, яко море волнующееся, паства преданная ти, многотысячным собранием у суда ожидаше тя;
Радуйся, ближняя своя паче себе возлюбивый.
Радуйся, страдальцы с тобою судимыя укрепивый;
Радуйся, мучеников похвало.
Радуйся, святителей славо;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 10

Спасти хотя всякаго человека Господь Серцеведец, зря твою ревность: в юности бо ты лобызал пламенеющим сердцем первых мучеников и скорбел, яко не можеши приобщиться их славному подвигу, по исполнении времени посла ти желаемое, да и ты спостраждеши о имени Его – Христа Бога и со страдальцы воспоеши: Аллилуиа.

 

Икос 10

Стена невинно гонимым пастырем и миряном был еси, священномучениче Вениамине, с тобою судимыя ограждая от ложных наветов, самаго себя ставя ответственным за вся. Враги не возмогоша противостати мудрости и духу, вещающему твоими устами, егда ты изобличал их клеветы и явил радостное желание умереть за Христа. Мы же, премудрости и мужеству твоему дивящеся, со умилением взываем ти:
Радуйся, исполненный веры и силы первосвятителю града святаго Петра;
Радуйся, кроткий и дезновенный, первомученику Стефану уподобивыйся.
Радуйся, цевнице духовная, Духа Святаго исполненная;
Радуйся, архиереев богодухновенное украшение.
Радуйся, ополчатися за тя верным воспретивый;
Радуйся, до конца вспять не отвративыйся.
Радуйся, яко мученицы на небесех о терпении твоем ликоваху;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 11

Пение благодарственное и хвалебное приносим ти, священномучениче, положившаго душу свою за други своя. Дерзновенною верою православнии исповедуем яко праведник и по смерти жив будет во веки, поя Богу: Аллилуиа.

 

Икос 11

Светлосиянного светильника почитаем тя, страдальче Христов, последнее слово твое с высокой мученической кафедры беззаконного суда назидает всех и потрясает своим величием. Сия твоя, священномучениче, последняя проповедь: "не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре: жизнь или смерть, но чтобы вы в нем не провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за все!". Мы же с умилением тебе воспеваем: 
Радуйся, узы и темницу за Христа приявший;
Радуйся, единою святою просфорою вся темничные дни питавыйся.
Радуйся, последнее святительское благословение в темнице соузникам архимандритам
Гурию и Иннокентию давый;
Радуйся, яко во временней жизни сей, любве ради ко Господу, до конца во спасение души твоея подвизавыйся.
Радуйся, яко в нощи воскресного дня убиенный в знамение всеобщаго воскресения;
Радуйся, яко чрез страдания сподобился причастником быти вечныя славы.
Радуйся, яко во имя твое храмы Божия воздвизаются;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 12

Благодать, свыше ти данную, познавши, благоговейно лобызаем светолепное всечестнаго лица твоего изображение и умиленно вопием Христу Богу нашему: Аллилуиа.

 

Икос 12

Поюще твое славное и непреоборимое стояние за веру истинную, ублажаем мученическое страдание твое и приемлюще последнее писание тобою с темницы, подобно великому апостолу языков Павлу посланное учеником и сопастырем, внимаем ему, яко завещанию твоему и взываем ти:
Радуйся, яко открылась тебе возможность терпеть Христа ради;
Радуйся, яко при великих скорбех избыточествовало тебе утешение от Бога.
Радуйся, исполненный среди самых тяжких страданиях радости и внутреннего покоя;
Радуйся, за Христа претерпевший вся – темницу, суд, общественное заплевание, обречение и приговор- "повинен смерти".
Радуйся, во Христе обретший жизнь, свет и покой;
Радуйся, себе не жалевший для Церкви и забывший свой ум, ученость и давший место благодати Божией.
Радуйся, судьбу Церкви вручивый силе веры и заповедавый всем: "веры надо больше, больше надо иметь нам веры";
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

 

Кондак 13

О, великий и преславный исповедниче Православия и страдальче, священномучениче Вениамине! Приими сие похвальное пение от нас, недостойных, любовию чтущих тя и твоя за Христа и Церковь Его святую страдания. Умоли венчавшего тя славою Господа ниспослати нам от бед, скорбей и болезней, обдержащих ны, скорое избавление. Буди неослабный молитвенник нам пред Престолом Всевышняго да в вечней жизни сподобимся с тобою и со всеми святыми пети Ему во веки: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Кондак сей глаголи трижды. И паки: Икос 1 и Кондак 1)