II-й ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ВРЕМЯ ДО ПРАВОСЛАВИЯ.

Территория Рудного Алтая, имеющая, главным образом, гористо - таежный характер, не могла быть местом постоянного обитания скотоводов-кочевников. Рудный Алтай и прилегающие к нему территории после ухода с него угров, входил в сферу многих кочевых племен и не имел постоянных обитателей. На протяжении всего первого тысячелетия, вплоть до ХШ в., монголоязычных племен на Рудном Алтае не было. Поэтому можно сделать вывод, что до XIII века фактически ни одна религия не имела своего влияния на современное мировоззрение нашего края, как впрочем, и рассматриваемый период.

Татаро-монгольское нашествие.

К XV - XVI вв. возникла новая этническая группа - тюркоязычные татары Западной Сибири.

После раздела Чингисханом своей империи между сыновьями весь Алтай, Тарбагатай, междуречье Иртыша и Енисея отошли его третьему сыну Угедею.

«Монголо-татарское нашествие затормозило процесс продвижения русских к Уралу и в Зауралье. Земли Западной Сибири по Иртышу, Ишиму и Тоболу перешли во владения Шейбанидов[1], потомков хана Батыя, завоевавшего и русские княжества. Сибирские татары надолго стали хозяевами здешних мест». [2]

«В XIII-ХIV веках племена Верхнего Прииртышья переживали страшное бедствие - татаро-монгольское иго. Территория Восточного Казахстана была владением одного из сыновей Чингис-Хана - Угэдея. Письменные источники почти ничего не сообщают ни о населении, ни о границах кочевых отдельных племен. Однако, несомненно, что, несмотря на всю смутность и неустойчивость того времени, какая-то, и, видимо, значительная часть населения продолжала оставаться этнически той же самой и кочевать по традиционным путям, выработанным веками.

В эту эпоху исчезают курганы, и археологические источники уступают место письменным. Хотя погребения XIII-ХIV в. иногда встречаются, но инвентарь их беден. Есть отдельные случаи находки золотоордынских наконечников стрел и на Центральной Калбе (окрестности с. Ленинки). Старые верования и обряды были живучи и исчезли далеко не сразу». [3]

Джунгары.

«Во второй половине XV в. Восточный Казахстан захватывают западно-монгольские племена - джунгары. Это была последняя в истории попытка образовать большую кочевую империю. Джунгарские феодалы - тайши пытались прочно освоить этот край, возводя крепости и буддийские храмы. Едва заметные развалины их сохранились и сейчас». [4]

Первые упоминания о киргиз-кайсаках (казахах).

«Первые упоминания о киргиз-кайсаках (казахах) относятся к концу XV в…

Неся пограничную службу в Могулистане, кочевые узбеки и будущие казахи в том числе, получили имя КАЗАК. КАЗАК у тюрок имело значение «бездомный человек», «скиталец», а также «вольный, независимый человек». Казачество, или казакование,— образ жизни казака, т. е. человека, по каким-то причинам оторвавшегося от своего народа, племени и скитающегося по окраинам государства или на чужбине и добывающего себе средства для жизни своим оружием.

В русском языке это слово, постепенно развиваясь, получило новое значение — казак — это человек, несущий караульную пограничную службу». [5]

Освоение Сибири.

«

1582 г. через Уральский хребет перевалила русская казачья вольница во главе с Ермаком, и начался процесс присоединения Западной Сибири к России. В начале XVIII столетия Россия продвинулась вверх по Иртышу и Оби».[6]

Посольство Тевеккеля в Москву.

В 1594 году Тевеккель отправил посольство в Москву, ища сближения с Россией. С этого времени киргиз - кайсаки становятся известны для русского правительства, а занятые ими территории наносятся на карту «Большой чертеж».

III ПРИЛОЖЕНИЕ

Границы ханств на конец XVI - начало XVII веков.  (Схема).

Границы Джунгарского ханства с 1635 г. по 1758 г.  (Схема).

Ламаистский крепость-монастырь Аблаинкит.

«В Калбинском хребте у Сибинских озер тайша Аблай в 1654г. построил укрепление, а в нем буддийский храм с богослужебной библиотекой. Но положение самого Аблая среди других джунгарских феодалов не было, по-видимому, достаточно прочным. Уже в 1660 году Аблайкит осаждает Уэцен-хан, родной брат Аблая. С 1663 по1665 год между ханами идет ожесточенная борьба за первенство, в результате которой власть получает Сэнгэ из племени Дурбэн, сын Батыра хун -Тайчжи. Главный соперник его Цэцэн вовлек в эту борьбу и Аблая. В 1671 г. Сэнгэн был убит Цэцэном и Цзоба Батыром и претендентом на владычество над ойротами выступает знаменитый Галдан-Бошухту, единокровный брат Cэнге. В том же году Галдан берет Аблайкит и заставляет Аблая покинуть Верховья Иртыша. Подробности осады неизвестны. Во время штурма в Аблайките сгорел только верхний этаж дома, где жили ламы. Галдан, сам только что сложивший с себя в Тибете звание ламы, не тронул храм (пострадала только немного пристройка перед зданием). Храм с его библиотекой и крепостные стены остались стоять, обреченные на медленное разрушение». [7]

Описание.

«Историко-архитектурный памятник XVII в. - крепость-монастырь Аблаинкит (Аблаинскит, Аблайкит, Аблайскит). Остатки джунгарской крепости монастыря Аблайкит представляют собой памятник архитектуры XVII в. Постановлением Совета Министров КазССР №133 от 17 февраля 1949г. принят под государственную охрану с республиканской категорией, зарегистрирован в государственном списке за №9.

Памятник основан в 1654г., находится в 15 км юго-восточнее с. Никитинки Уланского района в долине р. Аблакетки, охранная зона 200 м., разрушен до основания, археологические и реставрационные работы не проводились. Вся площадь, на которой находятся развалины, принадлежит совхозу "Никитинский", охранное обязательство от 2 января1979 г, подписано председателем исполкома Крутского сельсовета народных депутатов Ю. Бердниковым.

В науке монастырь стал известен с 1720 г., можно смело сказать, что никакой другой памятник края не пользовался такой широкой известностью в научных кругах. Сведения об Аблаинките находим в "Статейном списке" Ф. И. Байкова (1675-1678). Наиболее полное описание находим у участника Первой академической экспедиции Г. Ф. Миллера: " ... местность представляет красивую долину, которую c C(евера) И З(апада) замыкают высокие скалы. Скалы же, через которые проведены стены, местами сами заменяют

стены, местами доставили камень для сооружения стен, местами окружают озеро, доставлявшее жителям воду; вследствие этого окружность местами похожа на пятиугольник. Самые стены вышиной в 1 1/2 сажени, толщиной 3 1/2 локтя. Ворота южной стороны украшены колоннами из жженого кирпича, на которых, как и на

 

Горнее озеро.

воротах восточных, покоились своды из такого же кирпича, со временем обрушившихся. Стены же повсюду сохранились. Входящим через южные ворота тотчас бросаются в глаза два здания, построенные на возвышении, которое в виде четырехугольника.

 

Современный вид остатков южных ворот крепости и храма.

С юга на возвышение идет крыльцо. Взойдя на него, входишь в первое здание старинной постройки, которое, по моему мнению, служило сенями следующего затем второго здания. Кирпичные стены, покрытые составом из беловатой извести, возвышаются на 1 1/2 сажени. Пол выстлан кирпичом. В двух углах находятся две крошечные круглые плавильные

печи, сверху и снизу оканчивающиеся узенькими трубами с отверстиями, в

которые вставлялись меха; за исключением верхних частей, служивших для выхода дыма, они хорошо сохранились. Кроме указанного в этой комнате ничего нет ни окон, ни крыши. Если же местами и проглядывают кое-какие следы крыши, то они казались как бы перегоревшими.

 

Остатки восточного входа во вто-рое здание храма со стороны сеней. 13.06.2004 г.

 

Возможно, остатки трубы. 13.06.2004 г.

Второе здание, которое построено на том же возвышении, так же состоит из одной комнаты, четырехугольной и более щегольской, переполненной идолами, рисунками и священными письменами. Это было само святилище... Вход в него со стороны первого здания или сеней; он прикрыт створчатой дверью, и так устроен, что, открыв дверь, свободно можно видеть святилище. По каждую сторону створок наши насчитали по 6 окон. Стены вышиной в 5 локтей, состоят из жженого кирпича, а потом на сажень из деревянных брусьев, которые постепенно соединяются в крышу. Посредине стоит четырехугольный пьедестал, вышиной в 3 1/2локтя, расписанный разными цветными орнаментами; на нем некогда стоял идол, изображавший стоящего и растопырившего голые ноги человека, с обнаженной головой. Наши нашли его разбитым на множество мелких кусков, тогда как еще несколько лет тому назад он был цел. Повреждению идол подвергся или по невежеству, или по неуместному усердию солдат из соседней крепости, часто посещающих эти места ради охоты...

Шестнадцать других идолов такого же вида и устройства, но меньших размеров находились на меньших подставках, но, к сожалению, уцелели только одни подставки, вышиной в два локтя. Стены от самой подошвы до крыши разукрашены разными изображениями, из которых фигуры на восточной и западной стенах отличаются как величиной, так и

 

Остатки украшений храма. 13.06.2004 г.

формой тела. Что касается двух фигур на восточной стене, то одна изображает мужчину, другая - женщину; на западной стене - фигуры женские. Все они изображены прямостоячими. Мужские фигуры особенно обращают на себя внимание множеством голов и ног. Из двух фигур на западной стене: у одной 4 головы и 24 руки, у другой 2 головы и 8 рук. Первая, кроме того, правой ногой наступает на волосы другого человека, поверженного к ногам ея, и смотрит на колени людей. У третей мужской фигуры, изображенной с противоположной стороны, также 2 головы и 4 руки; двумя руками она обнимает находящуюся возле ея женщину, другая же голова и остальные две руки ея находятся в прямом положении. Наконец, на северной стене изображен целый ряд сидящих женщин, с подогнутыми к лону ногами; их груди, руки и подошвы ног обнажены; у одних цвет тела натуральный, у других пурпуровый, у некоторых грязноватый, у иных зеленоватый. Несмотря на различные положения рук, они вообще очень сходны между собой. Кроме того, и весь потолок был украшен такими изображениями женщин, нарисованными на четырехугольных планках в 1 локоть величиною; хотя большая часть их в то время уже была сорвана и унесена, но их, по словам наших людей, осталось еще несколько сот...

Заслуживает внимания, что на большей части картин фигуры, особенно головы, окружены световыми лучами или так называемым нимбом, которым, как известно, и римляне окружали некогда свои божества, и у нас украшают изображения святых.

В той же комнате, у северной стены, стоял значительной величины шкаф, со многими выдвижными ящиками, в которых хранилось священное собрание тангутских и монгольских рукописей. С тех пор как нечестивые руки опрокинули его, они (то есть рукописи) разбросанными по всей комнате, и хотя в течение стольких лет при всяком случае сильно растаскивались русскими солдатами охотниками, в наше же время в иртышских острогах употреблялись для завертывания товаров и заклейки окон, а, наконец, и нашими были увезены в значительном количестве, все-таки, как говорят, осталось там столь, что их едва ли можно бы было увезти на 10 лошадях.

 

Восточные ворота крепости.

13.06.2004 г.

Возле восточных ворот построено другое здание, в котором, кажется, жили жрецы. Оно состоит из одной большой комнаты и нескольких отдельных помещений по бокам... Стены здесь, как и в прочих зданиях, кирпичные, без всяких украшений живописных, покрыты беловатым глинистым составом. Вот все, что от него уцелело. Говорят,что сделанные из китайского шелка ковры, которыми они были украшены в

этом и предыдущем здании, сильно пострадав уже от времени, увезены первыми находчиками. Следует, впрочем, заметить, что эти три, описанные нами, здания так построены, что дверями обращены на юг. Такого расположения дверей калмыки и монголы, по унаследованному от предков обычаю строго придерживаются при постройке не толькосвященных, но и остальных своих зданий, как об этом свидетельствует Рубруквис. Наконец уцелели ещеразвалины

 

Остатки здания для жрецов. 13.06.2004 г.

какого-то меньшего здания на запад от двух первых. Стены его едва выше полуроста человеческого; посредине видны следы очага...

Таким образом, на пространстве, обнесенном стеной, было всего три здания:

1. На высоком искусственном фундаменте с кирпичными перилами стоял храм с пристройкой перед ним. Верх стены и крыша этой пристройки, видимо были деревянные, сгоревшие при взятии крепости. Окна находились в деревянной части стены. Сам храм построен из белого кирпича, имел деревянный верх и крышу из черепицы, покрытую зеленой и голубой глазурью. Пол в храме кирпичный.

2. Второе здание кирпичное, с деревянным вторым этажом, также уничтоженное пожаром, судя по планировке, было жилым. Мнение Миллера о том, что это был дом лам, вероятно, соответствует действительности.

3. Наконец, на запад от храма находилось невысокое сооружение явно хозяйственного назначения, какого именно - не известно.

Вся свита Аблая, а также и он сам, предпочитали войлочную юрту (вполне основательное предположение Палласа.) Представление о современном состоянии памятника дает обследование, выполненное сотрудниками Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея в 1990г.

Местность для крепости выбрана очень удачно. Это отрог гранитных гор со всех сторон окруженный долинами р. Талды и р. Талды-Булак. Таким образом крепость господствует над долиной р. Аблакетки, Сибинскими озерами и закрывает путь с Запада в долину Таргына и далее к Иртышу. Храм и жилые постройки были расположены у подножия отрога и обнесены стеной, которая тянется вокруг всего отрога по вершинам гор.

По данным топографической съемки: общая площадь крепости составляет 203470 м2 (20, 35 га), максимальная протяженность с севера на юг - 760 м, с запада на восток - 385 м, длина насыпи - 700 м, а стена по периметру 2125 м, (в том числе 1960 м без учета участка, показанного пунктиром, размеры подиума под пагоду - 70 х32 м.

Главное возвышение, на котором стоял храм, представляет собой правильный четырехугольник, ориентированный с севера на юг. Южная его сторона находится прямо напротив ворот, по расположению осыпавшихся камней можно предположить, что здесь была лестница. Западная сторона более сглажена. Поверхность состоит из серой земли с большим количеством обломков кирпича в изломе серого цвета. Встречается и красный кирпич. В юго-восточном углу возвышения заметны следы раскопок в виде ямы. На 38-ом метре от южной стороны проходит неглубокая канава. Приблизительно в 30 м. к северо-западу от возвышения находятся 2 ямы.

Стены крепости были сложены из плит сланца и гранита, с преобладанием последнего. В южной части стена разрушена и заплыла, а там, где она идет по гранитному отрогу (северо-западная и северная стена) - сохранилась лучше. При постройке стены были удачно использованы естественные преграды. Во многих местах стена прерывается скалистыми глыбами и затем продолжается вновь. Северная, северо-западная, северо-восточная стены идут по самому гребню, а на поворотах и между скалами (С-З) выступают полукругом. Вероятно, это были самые укрепленные места крепости.

Сохранившаяся часть стены достигает высоты 2 м, ширина-1,7м, в кладке 7-11 слоев, но есть участки с 12-14 слоями. В восточной и южной части сохранились остатки трех ворот. В южной части, по-видимому, размещалось двое ворот. В стене - два прохода шириной по 4 м на расстоянии 5 м друг от друга. Таково современное состояние памятника.

Исторические сведения.

Для исследования памятников Центральной Калбы ценны записки путешественников XVII в., в частности посольства в Китай Ф. И. Байкова (1654-1658 г) В 1654 г Московское правительство посылает для переговоров с Китаем посольство во главе с Ф. И. Байковым. Российское посольство едет в Пекин через владения тайши Аблая, передает ему "государево жалование", и зимует у него. Всего Ф. И. Байков пробыл у Аблая 7 месяцев и 7 дней, причем застал начало строительства Аблайкита. Из его записок следует, что оно было начато в 1654 г и окончено, вероятно, через 1 или 2 года.

Первое описание.

Первые краткие сведения о памятниках древности Центральной Калбы исходят от путешественников ученых XVIII в - Страленберга, (1730) Миллера (1750), Гмелина (1751), Палласа (1786), Фальке (1824) Все они обращали преимущественное внимание на развалины Аблайкита, а также большое количество древних курганов или как их еще называли "чудских могил", отмечая, что последние давно уже подвергаются разграблению. В этих трудах есть также некоторые сведения о древних горных выработках и наскальных изображениях ("писаницах")».[8]

Другие буддийские храмы.

Были и другие крепости с буддийскими храмами в Восточном Казахстане: на территории современного Семипалатинска и в поселке Буран сохранились их остатки в виде холмов и валов. Предположительно, еще один храм находился неподалеку от Усть-Каменогорска в окрестностях горы Три Монастыря (Айыр-тау) с живописным озером Айыр (Монастырское). По некоторым данным на Рахмановских Ключах (минеральных термальных источниках) были развалины буддийской кумирни. [9]Возможно, были и где-то еще.

Посольство российское.

«Глубокой осенью 1654 года неподалеку от впадения Ульбы в Иртыш остановился небольшой караван лодок-дощаников. Это шло посольство российское в далекий Китай ведать торговый путь с Серединной Империей. Во главе посольства был сын боярский Федор Исаакович Байков. Долог был путь от стольного града Сибири Тобольска по своенравному Иртышу. Погода совсем испортилась. Зачастил мокрый снег. По ночам было уже морозно. По всему чувствовалось приближение зимы.

- Стой, православные! Здесь и на зиму остановимся. Место доброе, зиму сибирскую переждать можно будет, - сказал Федор Байков, сошедший с головного дощаника.

Так пришли в эти края первые посланцы великой страны Русь. И место, где зимовало посольство российское, на карте было отмечено под названием «Землянки».

После строительства крепости на устье каменных гор, земли прииртышской полосы Петром-1 были отданы на вечное пользование русским офицерам. Участки вокруг Землянки были отданы полковнику Бузулину». [10]



[1] ШЕЙБАНДЫ, династия узбекских ханов. Основатель — Мухаммед Шейбани (1451-1510). Известен Абдулла-хан II (1557-98, хан всех узбеков с 1583). В 1599 к власти пришли Джаниды.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002» (БЭКМ2002) - шестое издание современной универсальной российской энциклопедии.

[2] Н.Д. Зольникова. Ранние русские известия об Урале и Зауралье. Строгановы и продвижение к Уралу в 1550 – 1560-х гг.

[3] Историко-архитектурный памятник XVIII в. - крепость-монастырь Аблаинкит (Аблаинскит, Аблайкит, Аблайскит). http://altai-es.ukg.kz/m1_13.htm

[4] Историко-архитектурный памятник XVIII в. - крепость-монастырь Аблаинкит (Аблаинскит, Аблайкит, Аблайскит). http://altai-es.ukg.kz/m1_13.htm

[5] А. Феоктистов. Русские, казахи и Алтай. Февраль 1991 г. Москва-Усть-Каменогорск. Альфа и Омега. 1992. Стр. 19.

[6] А. Феоктистов. Русские, казахи и Алтай. Февраль 1991 г. Москва-Усть-Каменогорск. Альфа и Омега. 1992. Стр. 18.

[7] Историко-архитектурный памятник XVIII в. - крепость-монастырь Аблаинкит (Аблаинскит, Аблайкит, Аблайскит). http://altai-es.ukg.kz/m1_13.htm

[8] Историко-архитектурный памятник XVIII в. - крепость-монастырь Аблаинкит (Аблаинскит, Аблайкит, Аблайскит). http://altai-es.ukg.kz/m1_13.htm

[10] Жансап Жангозин. Дорога длиною в век. К 100-летию села Украинка. Отпечатано в Типографии филиала «ТОО EXW-TA» «Рекламный Дайджест». Г. Усть-Каменогорск. 2002 г. Стр. 3.