ГЛАВА 3. Период Православный

«Православие — одна из традиционных мировых религий, которая насчитывает многовековую историю (около 2 тыс. лет).

 

К традиционным относятся религии, которые создавали целые культуры, основывали государственность, такие как буддизм, конфуцианство, ислам, католицизм, протестантизм — крупные мировые религии. Такой религией является и Православие, давшее культуру, жизнь, государственное устройство для многих народов и государств — Греции, где Православие является официальной государственной религией, Румынии, для многих славянских государств и для России. Русская культура, русская государственность была построена на Православии при активном участии Церкви.

 

Важнейшими источниками православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это Библия (книги Нового и Ветхого Завета, в которых содержится описание откровения Божьего). Библия в Православии понимается только в контексте предания, т.е. творений Святых Отцов, в текстах богослужений, догматических определениях и постановлениях Вселенских Соборов, правилах или канонах Церкви. Все это в совокупности называется Преданием и поясняет, как следует православному человеку понимать все основы веры. На Предании держится вся духовная жизнь Православия.

 

Основное содержание Православия — вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. Церковь учит, что Бог един по Существу, но троичен в лицах: Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Святой Дух, причем все три ипостаси единого Бога равны по своей Божественной природе и пребывают в нераздельном единстве, так что никакое действие Божие не бывает без совместного участия Трех Лиц Божественной Троицы. Бог — Творец всего существующего мира, видимого и невидимого (т.е. мира физического и мира духовного). Бог творит мир свободно, не нуждаясь в творении, а по своей Любви. Согласно православному учению, все сотворенное было сотворено совершенным и безгрешным, а грех и зло в мире появились только после того, как верховный ангел Люцифер (лат. — Светоносец), обладая свободной волей, возомнил себя равным Богу и, возгордившись, противопоставил себя Творцу. Тем самым Люцифер отпал от Бога сам и увлек с собой часть ангелов. Таким образом, зло в православном понимание не есть нечто самосущее, но есть искажение устроенного Богом мира. Зло есть отсутствие добра, искажение истины. Первый человек Адам вместе с женой своей Евой также от сотворения были безгрешны и святы, но сатана обманом склонил Еву, а через нее и мужа ее Адама к непослушанию Богу, что привело к грехопадению первых людей и утере ими святости, а как следствие, и к невозможности более находиться в непосредственной близости к Богу. Искупление этого первородного греха свершилось через воплощение Бога-Сына от Приснодевы Марии, которая, будучи Девой, действием Духа Святого зачала во чреве сына, которому по рождению было дано имя Иисус. Так свершилось великое таинство Боговоплощения. Своей земной жизнью и крестными страданиями Иисус Христос искупил человека от власти тяготеющего над ним греха, возвел ранее падшее естество рода человеческого выше ангельского достоинства.

 

Православные исповедуют веру "во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Церковь, в православном понимании, — это богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом, явленный в видимом мире как от Бога установленное общество людей, объединяемых Святым Духом, Православной Верой, Законом Божиим, иерархией и Таинствами. Днем основания Церкви почитается день Пятидесятницы — пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, когда на апостолов снизошел Дух Святой. Составляя одно духовное тело, имея одну Главу — Христа и одушевляемая одним Духом Святым, Церковь называется "единой". Отдельное существование поместных Православных церквей в разных странах, например, Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской и др., не нарушает единства Церкви Христовой, так как все они являются частями Единой Церкви. Единство это проявляется в едином исповедании всеми православными христианами догматических основ Православной Веры, в единых Таинствах Церковных, в единстве епископата, в братской любви и общении.

 

Православная Церковь имеет иерархию. В таинстве священства, или хиротонии, человеку сообщается благодать для совершения таинств и служения Богу. Высшим и важнейшим чином является чин епископа. Епископ представляет всю полноту Церкви, он возглавляет большую церковную общину на определенной территории (епархии), духовно руководит верующими своей епархии. Именно епископ совершает таинство священства, то есть рукополагает священнослужителей, епископа же рукополагает собор епископов. В лице епископов Церковь хранит апостольское преемство — череду рукоположений, непрерывно восходящую к апостолам, получившим благодать от Самого Иисуса Христа. Все епископы равны по данной им благодати, но по степени старшинства различают также архиепископов и митрополитов. Патриарх — епископ, поставленный предстоятелем большой поместной церкви. Пресвитеры, или священники, следующий чин иерархии, совершают по благословению своего епископа все таинства (кроме рукоположения). Диаконы сами не совершают богослужений, но помогают епископу или священнику. Духовенство делится на белое и черное. Белое духовенство — священники и диаконы, имеющие свои семьи. Черное — монашествующие, то есть принесшие особые обеты служения Богу, в том числе обет безбрачия. Монахи могут не принимать священного сана, либо могут быть рукоположены в сан диакона (иеродиакон), или священника (иеромонах). Настоятели монастырей носят сан игумена или архимандрита. Епископы поставляются только из монашества… Благодатное преемство священства — это как бы видимое свидетельство преемства духовной жизни, которое мы находим в Церкви… Линия преемства тянется непрерывно с апостольских времен, так как каждый духовник, каждый старец имеет такое преемство: каждый был научен основам духовной жизни от другого старца, другого духовника.

 

Православное Предание выражено в таких источниках, как Священное Писание, толкование Священного Писания, составленное Святыми Отцами, богословские сочинения Святых Отцов (догматические их труды), догматические определения и деяния Святых Вселенских и Поместных Соборов Православной Церкви, богослужебные тексты, иконопись, духовное преемство, выраженное в трудах писателей-подвижников, их наставлениях о духовной жизни. Предание Церкви доступно каждому человеку, который может изучить то, чему учит Православная Церковь, какие истины она проповедует, и путем свободного выбора, решить, насколько приемлема для него Православная вера.

 

Важнейшими принципами Православия являются открытость для всех Православной Веры и свобода человеческой личности. Православие учит, что человек изначально свободен, и смысл всей духовной жизни человека в том, чтобы человек обрел эту подлинную свободу, свободу от страстей, свободу от грехов, которыми человек порабощается. Достичь этой свободы, по Православному вероучению, трудно, это свершается только великим подвигом. Но вместе с тем, спасение возможно только как свободное деяние самого человека. Святые отцы Церкви учат, что для спасения человеку необходимо два момента: во-первых, это действие благодати Божией, во-вторых, это свободное соизволение человека, его собственный труд. Таким образом, Православная Церковь настаивает на принципиально свободном принятии человеком истин Евангелия. Православная Церковь учит, что свобода — это самое главное качество в личности человека. Человек есть прежде всего личность, а личность, по учению Святых Отцов, есть великая тайна, ибо это есть образ Божий внутри самого человека. И никто не может посягать на эту Богом данную человеку свободу. Именно в свободе человека заключается возможность спасения, ибо спасение — это совершенствование человека настолько, что он становится подобным Богу, свободно принимает и избирает жизнь по Божьим заповедям. Именно в этом состоит спасение человека, его соединение с Богом, подчинение своей воли воле Божьей. Совсем иные учения мы находим в других христианских вероисповеданиях, где господствует юридическое понимание спасения. Согласно такому пониманию спасение человека зависит от того, сумеет ли он своими добрыми делами, верой и покаянием умилостивить строгого судию — Бога.

 

Православная Церковь учит, что есть два пути для спасения человека. Один путь — это путь уединения, отрешения от мира, путь монашеский. Это путь напряженной борьбы человека с грехами, с пороками, подчинения своей воли целиком и полностью воле Божьей. Это путь подвижничества и особого служения Богу, Церкви и ближним. Другой путь — это путь служения в миру. Это путь семейной жизни. Семья рассматривается Православной Церковью, как один из важнейших институтов общественной жизни и одновременно как путь для спасения человека. Семья называется на церковном языке малой церковью или домашней церковью. Именно с семьи начинается вхождение человека в Церковь большую, его путь к спасению. Именно в семье отрабатываются основные нормы общественного поведения человека с пониманием того, что каждый член общества и каждый член семьи несет особое послушание. Так, муж — глава семьи, а жена находится на послушании у мужа. Муж должен все заботы и все свои силы посвятить своей жене и своей семье. Христианская семья построена на любви, на самоотречении человека, на жертвенности его по отношению к другим членам своей семьи. Такова любовь и старших по отношению к младшим, и младших по отношению к старшим.

 

Такие же принципы лежат в основе христианской православной государственности. Православная Церковь очень большое внимание уделяет вопросам государственной жизни. Когда-то христианство начиналось в условиях гонения Римской империи на христианскую церковь. Но даже в то время Апостол Павел заповедует христианам молиться за власть и почитать царя не только страха ради, но и ради совести, зная, что власть есть установление Божие. Любая власть есть образ Божьего порядка на Земле, в противоположность беспорядку, в противоположность царству произвола человеческого. Такова даже власть безбожная. Идеалом признается Православное Царство — самодержавная монархия. Во многих трудах Святых Отцов и в Православном Предании содержится мысль о том, что Православное Царство есть образ Царства Небесного. Царь является первым молитвенником за весь народ. Царю вверяется власть от Бога для того, чтобы тот следил, прежде всего, за нравственным, духовным состоянием своего народа, не позволяя злу и греху беспрепятственно распространяться среди народа и заботясь об уровне жизни и благосостоянии своих людей.

 

Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью, и воинская служба почитается как высочайшее служение. Православная Церковь прославляет многих святых воинов. Это и воины древние, прежде всего раннехристианские мученики, это и многие воины Святой Руси, такие как святой князь Александр Невский. Служение воина понимается как исполнение заповеди Христовой: "Нет любви выше той, как если кто душу свою положит за други своя".

 

Целью православной жизни является соединение с Богом. По Православной Вере, это совершается в молитве и в церковных таинствах. В таинствах человек может сочетаться с Богом самым тесным образом. Из всех таинств самым важным является таинство евхаристии или причащения, таинство Тела и Крови Христовых, в которых человек приобщается к самому Божеству. Таинство крещения и миропомазания — это таинство, через которое человек входит в Церковь, делается частью Тела Христова, избавляясь от греха и получая возможность начать новую жизнь. Таинство брака — это таинство, в котором человек сочетается с другим человеком для того, чтобы в вечности пребывать единым союзом, чтобы жить единым целым, единою семьею. В таинстве елеосвящения или соборования для человека испрашивается прощение всех его грехов, в том числе и забытых, и прошение об излечении человека от болезней. Таинство покаяния — важнейшее в духовной жизни Православной Церкви. В этом таинстве человеку действительным образом прощается грех, который он совершил, при условии искреннего покаяния в этом грехе и исповедания этого греха в таинстве исповеди.

 

Высшая власть в области церковного управления и церковного суда принадлежит Поместному Собору РПЦ, созываемому Патриархом и Священным Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

 

В период между Поместными Соборами созывается Архиерейский Собор, который составляют все епархиальные архиереи, а также архиереи, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы. Он созывается Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в два года и призван решать те насущные вопросы церковной жизни, решение которых находится в его компетенции.

 

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх Московский и всея Руси. В 1990 г. Поместный Собор избрал Патриархом Алексия II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер, родился в 1929 г. в Таллинне).

 

Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха, пяти постоянных членов, председателя Отдела внешних церковных сношений, а также шести временных членов — епархиальных архиереев.

 

Приходы Русской Православной Церкви, расположенные в пределах одного или нескольких районов города или области, объединяются в округ — благочиние. Благочинные округа объединяются в епархии, обычно совпадающие с областями, краями, бывшими республиками СССР... Во главе епархии стоит архиерей (епископ, архиепископ, митрополит). Он правит с помощью епархиального совета, состоящего из нескольких священнослужителей».

 

III ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: ПРАВОСЛАВИЕ В ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Трудные времена, которые переживала Россия, имели своим следствием активную позицию царя (Петра I) на востоке и юго-востоке складывающейся империи. Казна царского правительства была систематически пуста. Это обстоятельство и послужило одной из главных причин следующих событий.

 

Первый генерал-губернатор Сибири доложил царю, что в Яркенде много «песочного золота» и что овладеть им можно малыми силами. Решительности Петру было не занимать, и он дает команду снарядить две экспедиции в Яркенд на поиски золота. Первая экспедиция под руководством Бековича получила задачу, двигаясь через Хиву и попутно исследуя старое русло Амударьи, добраться до Яркенда для решения главной задачи, вторая экспедиция под руководством Бухгольца должна была начать передвижение из Тобольска вверх по Иртышу до о.Зайсан и далее к главной цели. Судьба первой экспедиции закончилась трагически — она вся погибла. Экспедиция Бухгольца, выступившая в поход в 1715 г., по мере продвижения должна была в подходящих местах возводить «крепосцы» как перевалочные пункты для хранения продуктов и снаряжения. Дойдя до Ямышевского озера, из которого русскими добывалась соль для нужд всей Сибири, Бухгольц построил крепость и решил в ней перезимовать. Тогда же им было отправлено письмо джунгарскому хану, в котором он сообщил о цели своей экспедиции. Однако вскоре крепость была окружена десятитысячным отрядом джунгар под командованием Галдан-Церена — сына хана и подверглась длительной осаде. Голод, отсутствие лекарей и лекарств сослужили свою страшную службу — смерть начала беспощадно косить защитников крепости, унося в день по 20—30 человек. Весной остатки экспедиции по требованию джунгар срыли крепость и в ладьях пошли вниз по Иртышу и на реке Омь заложили Омскую крепость (1716 г.). Бухгольц сразу выехал на доклад к царю. После расследования его неудачного похода майором Лихаревым он был оправдан, повышен в звании до полковника и направлен с полком в Забайкалье вместе с русским послом в Китае Саввой Рагузинским. Последний ехал с важной миссией для разграничения территории между Китаем и Россией, закрепляющей ранее заключенный Нерчинский договор от 1689 г. Бухгольц непосредственно принимал участие в заключении Буринского договора 1727 г., определившего нынешние границы между Монголией и Россией. Там же Бухгольц остался служить командующим пограничным полком, уйдя на отдых в звании генерала.

 

Сибирское начальство, не ожидая гнева царя, решило поправить свои ошибки, и, таким образом, в 1617 г. была построена крепость Железинская, в 1618 г. отстроена Ямышевская крепость и построена Семипалатинская. Кроме того, были составлены карты до Иртыша, до оз. Зайсан и исследовано само озеро, На этот раз все обошлось миром, благодаря деятельности посольства, направленного к джунгарскому хану в 1716 г. с письмом от царя. Для завершения экспедиции Бухгольца Петр 1 назначил руководителем майора Лихарева. Лихарев, прибыв в Тобольск и ознакомившись на месте с уже сделанным, налегке с командой в 440 человек в 1720 г. достиг оз. Зайсан, пробыл там недолго и на обратном пути в том же году заложил крепость Усть-Каменогорскую. Чуть раньше в 1718 г. была основана Бийская крепость. Барабинская степь, Рудный Алтай, далее вплоть до Минусинской котловины — все эти пространства оставались, практически, безлюдными. Задолго до описываемых событий калмыки, кочевавшие в этих краях, отошли на юг к оз. Зайсан и на территорию Могулистана. По переписи 1744 г. в Барабинской степи кочевало 637 человек, включая женщин и детей, барабинских ясачных татар, а по рекам Бии и Катуни, включая Телецкое озеро, насчитывалось 686 человек ясачных телеутов. Те и другие являлись двоеданцами, т. е. платили одновременно ясак, как русскому губернатору, так и джунгарским властям. Такой порядок был установлен по договору с Цеван-Рабданом.

 

С основанием крепостей по Иртышу и Оби началось опережающее систематическое заселение русским народом этих богатых краев».

 

Строительство Иртышской линии Сибирского казачьего войска

 

Строительство Иртышской линии Сибирского казачьего войска проходило в 1720-1744 гг.

 

Имеются многие архивные документы и исторические публикации о строительстве военных объектов в «Степи». Нет ни одного упоминания об изгнании какого-либо рода, изъятии у него земли и прочих ущемлениях интересов кочевников.

 

К тому же степень заселенности этих мест была очень мала. Край по данным русских казачьих разъездов в это время оставался безлюдным. На правом берегу Иртыша ни одной семьи киргиз-кайсаков (казахов) не было.

 

Процесс заселения казаками здешних мест проходил мирным путем.

 

Образование Старшей, Средней и Младшей орд

 

«После распада орды от ногаев отделились кочевые узбеки тюркского происхождения. С переходом кочевых узбеков в Мавераннахр от них откололись и обособились мелкие метисные группы племен, имеющих монгольское происхождение. Они под руководством Хакк-Назир-хана (1538— 1580 гг.) объединяются в союз, послуживший началом формирования казахского этноса. Дальнейший процесс консолидации проказахских племен был заторможен нашествием калмыков в 1613 г. Союз племен распался. Вновь казахи на исторической сцене появились через столетие в 1723 г. На этот раз они образовали три политических союза, известных под именами Старшей, Средней и Младшей орд, сформировавшихся на качественно новых субстратах. Каждая орда имела свой обособленный племенной состав родоплеменных групп и свои территории для кочевок. Не следует забывать, что формирование жузов происходило в сходных условиях, когда на одну территорию Далай-тайшей в 1630 г. были поселены киргиз — кайсаки, не успевшие уйти за Волгу ногаи, каракалпаки и другие мелкие племена и роды, еще не включенные в орбиту более крупных племенных образований. Механизм образования жузов нигде не описан и достоверно не известен. Известно только, что в дальнейшем никогда все три жуза не представляли единого союза».

 

Принятие русского подданства Малым Жузом и частью Среднего

 

Казахский хан Абулхайр (1693-1748 гг.), Младшего жуза, командующий казахским ополчением в борьбе с джунгарами в 1720-х гг. В 1731 принял русское подданство, чем было положено начало присоединению Степного края к России.

 

Был назначен русским правительством ханом всех трех орд (жузов), но не смог их объединить.

 

В 1734 году русским правительством отправлена похвальная грамота казахскому хану Абдулхаиру за приведение им в российское подданство «Большой кайсацкой орды и Аральского хана каракалпаков».

 

Принятие русского подданства ханом Аблаем

 

Султан Аблай (?—1781 гг.), казахский хан Среднего жуза (с 1771 г.). Подчинил часть Старшего жуза и некоторые роды Киргизии. В 1740 принял русское подданство.

 

Перепись 1744 года

 

«По переписи 1744 г. в Барабинской степи кочевало 637 человек, включая женщин и детей, барабинских ясачных татар, а по рекам Бии и Катуни, включая Телецкое озеро, насчитывалось 686 человек ясачных телеутов. Те и другие являлись двоеданцами, т. е. платили одновременно ясак, как русскому губернатору, так и джунгарским властям. Такой порядок был установлен по договору с ереван-Рабданом...

 

Еще во времена А. Демидова, люди, приписанные к заводам, служилые люди, ссыльные бежали на юг в долину р. Бухтарма и селились по ее берегам и притокам. Это было возможно потому, что пространства от Ульбы до Бухтармы не были заселены. Об этом много написано историком Н. В. Алексеенко. Оставались на р. Бухтарме русские беженцы и после падения Джунгарского ханства. Местные китайские власти лояльно относились к русским поселенцам, даже снабжая их хлебом в неурожайные годы. В 1760 г. экспедиция майора Шанского открыла Бухтарминское месторождение. Отодвинуть военную линию на юг в долину Бухтармы тогда не удалось из-за сильного противодействия Китая».

 

Аблай и Абулфеиз присягают на верность России

 

«Султаны Средней Орды Аблай и Абулфеиз, получившие в 1757 г. в Китае княжеское достоинство, в 1763 г. присягают на верность России, а в 1778 г. Аблай просит Екатерину присвоить ему звание хана».

 

Приближение киргизов к казачьим линиям

 

Н.Г.Путинцев сообщает о приближении киргизов в 1788 г. к казачьим линиям, и даже перехода их с разрешения местного начальства на внутреннюю сторону.

 

Раскольники

 

Деревня Бутаково. 1855 г. Имеется документ об упорстве крестьян Крутоберезовской волости деревни Бутаковой... в поставке дров Устькаменогорской церкви. Причина — состоят в расколе.

 

Ведомости. В ведомостях за 1888 год встречаются сведения о проживании на территории Восточного Казахстана старообрядцев (раскольников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по благочинию №28. Отчет о состоянии церквей, причтов и прихожан по благочинию № 28 Бийского и Устькаменогорского округов Томской Епархии за 1892 год.

 

 

 

 

 

 

Старообрядцы Белокриницкой иерархии. В фонде 3 Томского губернского управления (оп.77, д.106) имеются сведения о старообрядцах Белокриницкой иерархии. См. также Поповцы, приемлющие Австрийскую иерархию.

 

Старообрядцы поморского согласия. В фонде 3 Томского губернского управления (оп.77, д.233.) имеются сведения о старообрядцах поморского согласия. См. также Поморский толк, или Даниловщина.

 

Новошульбинская старообрядческая община Новошульбинской волости Змеиногорского уезда. Ходатайство совета за 1915 год старообрядческой общины Новошульбинской волости Змеиногорского уезда о внесении в реестр старообрядческих духовных лиц священника Горбунова. Имеются прошения о выделении средств старообрядцам. Старообрядчество

 

«Старообрядчество возникло в нашей Церкви при следующих обстоятельствах. В начале второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича, патриарх Никон решил соборне исправить наши богослужебные книги и обряды. Дело это было не новое на Руси. Исправление книжное началось у нас еще с Максима Грека и продолжалось почти без перерыва вплоть до самого Никона, но, к сожалению, несмотря на столетний опыт, не имело особенного успеха. Книги, вышедшие пред самым вступлением Никона на патриарший престол, по-прежнему заявляли о себе — "о многом неисправлении и разгласии". Зависело это от того, что исправа производилась исключительно только по нашим старославянским спискам и печатным экземплярам, которые во многом друг другу разногласили и сами требовали исправы. Чтобы положить этому конец и желая вместе с тем во всем согласить нас с матерью нашей Церкви — Церковью Греческой, Никон порешил вести исправление по-новому: он в основание наших чинов и обрядов положил уже выработанные на Востоке чины и обряды Церкви Греческой, тщательно при этом сверяя последние и с нашими старославянскими списками. Но эта-то новость возбудила в среде некоторых русских людей того времени сильное и открытое неудовольствие. В русском обществе еще раньше сложилась слепая преданность обрядам в связи с безусловным уважением и доверием к церковным книгам, как священным. Самый характер тогдашнего просвещения воспитывал в обществе такой именно склад, а общее невежество благоприятствовало ему укорениться. Отсюда-то и произошло подозрительное отношение ко всякому проявлению критицизма, отсюда-то и явился протест против книжных обрядовых исправлений Никона, которые были введены со всей решительностью, и новопечатными книгами настойчиво заменялись старые. Скоро дело дошло до того, что расколоучители с невежественной толпой своих последователей открыто заявили, что Никон совершенно истребил всю веру, что теперь церкви стали не церкви, архиереи не архиереи, тайны не тайны, и что долг христианина — отказаться от никонианских еретических служб и храмов и оставаться верными древнему благочестию, т. с. старым книгам и обрядам, по которым-де угодили Богу все русские святители и чудотворцы. Так, вследствие неразумной приверженности к некоторым из прежних обрядов, образовалось "старообрядчество". Главные вожди этого раскола, отторгшие от Церкви многих простецов, были осуждены на соборах 1666 г. и 1667 г. Все наши старообрядцы одинаково согласны между собой в следующих пунктах своего учения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но они разногласят во многих других отношениях, а потому и делятся на много толков и согласий…

 

При самом начале своем старообрядчество распалось на две главные группы. Известно, что первыми распространителями старообрядчества были, кроме одного епископа, Павла Коломенского, только некоторые священники и иеромонахи, а большей частью, чернецы и миряне. Но Павел Коломенский, который один мог бы рукоположить пастырей для своих последователей, скончался еще в 1656 г., когда раскол едва зачинался; священники и иеромонахи, хотя считали себя вправе учить и совершать службы, не могли, однако же, не сознаться, что некому, в случае их смерти, поставить им преемников в пастырстве; наконец, простые чернецы и миряне должны были понимать, что они сами ни учить других, ни совершать таинства не имеют права. Необходимо было решиться на одно из двух: или оставаться вовсе без священников (попов) и предоставить право учить и священнодействовать лицам непосвященным, или принимать священников, посвященных епископами в Церкви Русской и потом переходящих в раскол. Так, действительно, и случилось. Многие миряне и иноки, не имевшие священного сана, еще при первом распространении старообрядчества позволили себе учить других вере, совершать таинства крещения, покаяния и вообще церковные требы; а в некоторых местах сами даже священнослужители, руководившие расколом, завещали при смерти своей мирянам совершать впредь все эти требы и, таким образом, положили начало секты беспоповщинской, или беспоповщины. Другие, спустя несколько времени, когда священники их, рукоположенные до патриарха Никона, перемерли, начали обращаться за священством к той Церкви, которую почитали еретической, или, по выражению самих их, "стали окормляться бегствующим от великороссийской церкви иерейством". Так образовалась из поповщины беглопоповщина. Около почти двухсот лет поповцы пробавлялись такими недостойными иереями, принимали их с неправдою под второй чин или под миропомазание, пока в царствование имп. Николая I иерейству этому не был нанесен сильный удар (см. Поповцы, приемлющие Австрийскую иерархию). Вслед за этим коренным различием двух сект неизбежно последовали другие. Поповщина, принимая к себе беглых священников, рукоположенных в Церкви Русской, хотя при этом помазует их маслом и заставляет отрекаться от никонианских ересей, но, очевидно, признает силу хиротонии Православной Церкви и, следовательно, находится в некоторой, хотя незаконной, связи с нею, чувствует некоторую зависимость от нее и потому, хотя обыкновенно называет Церковь Русскую еретическою, никонианскою, но вообще смотрит на нее не так враждебно, как беспоповщина, не перекрещивает переходящих в раскол от православия и молится за православных государей, защитников и покровителей Церкви. Напротив, беспоповщинская секта, прервав всякую связь с Церковью Русской, называет ее прямо церковью антихристовой, утверждая, что она, с 1666 г. отпадши от Христа, Спасителя мира, начала веровать в антихриста, поклоняться антихристу, служить ему, что все таинства ее суть скверны, чада ее — чада дьявола, самая глава ее есть антихрист, царствующий на земле с 1666 г. мысленно, духовно, который, как дух богомерзкого отступления, дух вечной погибели, живет и действует преимущественно в лицах правительственных (властодержцах), — вследствие чего секта эта перекрещивает переходящих к ней от православия и долго не молилась, а в некоторых ее толках и доселе не молится за православных государей. В секте поповщинской совершаются, кроме священства, все таинства, хотя, впрочем, эти таинства совершаются незаконно священниками беглыми и, большей частью, лишенными сана; в частности, совершается таинство брака, почему поддерживается и уважается жизнь супружеская. В секте беспоповщинской, кроме крещения и исповеди, совершаемых мирянами, часто даже женщинами, все прочие таинства вовсе не совершаются, почему некоторые, сознавая, например, нужду в евхаристии, думали заменять ее для себя своим самоизмышленным причастием; другие, наибольшая часть беспоповцев, — отвергая вовсе брак будто бы за прекращением православного священства, требуют от всех своих единоверцев, мужей и жен, жизни безбрачной, а, между тем, позволяют предаваться им гнусному разврату и даже нередко называют преступную любовь мужей и жен святой любовью, братской, христианской. Впоследствии поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки.

 

Поповцы, приемлющие Австрийскую иерархию

 

Выделились из беглопоповства в 1846 году, когда у них возникла собственная иерархия, в пределах Австрийской империи, в Буковине, в с.Белая Криница. Обстоятельства возникновения австрийской иерархии следующие. Пользуясь снисхождением к себе законодательства при имп. Екатерине II и имп. Александре I, поповцы имели у себя беглых попов в изобилии. Но при имп. Николае I в 1821 г. был издан указ, предписавший: "вновь не позволять появляться беглым попам у раскольников". Этот указ, довольно строго исполняемый, произвел в старообрядчестве так называемое "оскудение священства". Попов дозволенных становилось все меньше и меньше, а за умалением их увеличивались беспорядки: совершение богослужения стало производиться с крайней небрежностью, крестили зараз по нескольку младенцев, свадьбы венчали "гуськом", пар по семи, исповедовали всех вместе и т. п. Вследствие этого и явилась снова давно существовавшая мысль об учреждении самостоятельной старообрядческой епископской кафедры и было приступлено к ее осуществлению. После неудачных попыток найти такого архиерея, который бы согласился перейти в старообрядчество, наконец, нашли такого человека. Это был Амвросий, Босносараевский митрополит, лишенный кафедры вследствие недоразумений с турецким правительством. После долгих переговоров поповцам удалось склонить Амвросия перейти из православия в старообрядчество и стать старообрядческим епископом. Принятие Амвросия совершилось в 1846 г. чрез проклятие мнимых ересей и перемазание, причем вместо св. мира, за неимением оного, было употреблено масло, и чиноприятие над ним совершал также беглый поп — иеромонах Иероним. Сделавшись старообрядческим епископом, Амвросий рукоположил в епископы белокриницкого дьяка Киприана Тимофеева, в монашестве названного Кириллом, с званием наместника Бело-Криницкой митрополии. Кирилл поставил епископов для российских поповцев, и таким образом австрийская лжеиерархия распространилась из Белой Криницы и в России, — в разных местах явились епископы, именующиеся австрийскими, и поставленные ими мнимые попы. По месту своего происхождения иерархия именуется "Бело-Криницкой", или "Австрийской". Учение поповцев, приемлющих австрийскую иерархию, — то же, что и поповцев вообще…

 

 

 

Когда беглопоповство существовало без стеснения, Рогожское кладбище, Иргизские и Стародубские монастыри снабжали бегствующими иереями поповцев по всей России. Особенно этим занимались Иргизские монастыри; они рассылали своих посланцев по разным местностям России узнавать, не попадал ли где под суд епархиального епископа за свое поведение какой-либо иерей, и если находится в опасности подпасть запрещению, то, покуда еще не запрещен и имеет еще ставленую грамоту, предложить ему, во избежание предстоящей ему горькой участи, идти к ним в тихое пристанище, где ему уже не будет страха наказания за его поведение, а доход будет лучше, нежели в самом хорошем православном приходе. Монастырские посланцы являлись также к священникам самых беднейших приходов, особенно к тем, о которых, по наведению справок, узнавали, что они отягощаются своим положением; если эти священники были слабы в вере, то нетрудно было соблазнить их к переходу в раскол обещанием лучшего материального положения. Нередко случалось, что на Иргиз приходили и пройдохи с украденными ставлеными грамотами. Всех обретаемых таким образом иереев в иргизских монастырях подводили под исправу, с отречением мнимых ересей и с повторением над ними миропомазания. Беглопоповцы всех упомянутых мест брали сюда иереев без всякого сомнения, как бы от архиерея посланных. Но, когда эти рассадники бегствующего иерейства, еще в начале царствования имп. Николая I, были несколько ограничены в приобретении попов, а потом некоторые монастыри и совершенно упразднены, — тогда беглопоповцы вынуждены были сами по России ездить для отыскания нужных попов и по неопытности впадали в неудачи и ошибки. Тут и сами они увидели, с какими людьми приходится иметь дело: прежде это знали и хранили в тайне только монастырские посланцы, которые разыскивали попов, а теперь это стало известно всем. Поэтому многие из беглопоповцев в черниговских слободах, на Дону и в иных местах порешили — ради нужды управляться, подобно беспоповцам, уставщиками, которых уполномочили крестить детей, больных исповедовать и причащать аки бы какими-то у них хранящимися от прежних беглых священников дарами, браки сводить по благословению родителей и уставщика, с совершением молебного пения. Вообще, беглопоповцы, управляемые уставщиками, приняли все положения беспоповцев, кроме перекрещивания приходящих к ним от Православной Церкви.»

 

 

 

Русское население приняло Российское подданство

 

«В 1792 г., когда русское население приняло Российское подданство, была заложена Бухтарминская крепость, и от Усть-Каменогорска до Бухтарминской крепости по правому берегу Иртыша выросли поселения сибирских казаков».

 

Указ о разрешении Султану Средней орды перейти Иртыш

 

«...В 1798 г. указом императора Павла 1-го султану Средней орды Кочину разрешено перейти Иртыш и кочевать со своим народом на правом берегу Иртыша между крепостями Омской и Семипалатинской. По ходатайству генерала Нефедова разрешено приучать киргизов к земледелию и взыскивать с них «ремонтную пошлину». На правый берег Иртыша перешло тогда 15 тысяч кибиток. К земледелию они не перешли, но ежегодно совершали перекочевки на левый берег. С каждым годом количество возвращавшихся на правый берег сокращалось. И. Ф. Бабков пишет, что к 1825 г. на всем пространстве от Звериноголовской крепости на Тоболе до Омска и от Омска до Усть-Каменогорска внутри линий кочевало всего 11 тысяч человек, а в междуречье Иртыша и Лепсы к середине XIX в. кочевало 64 тысячи душ. По установлению границы с Китаем часть их осталась на китайской стороне».

 

В степи вводится русское управление

 

«С 1824 г. в степи вводится русское управление, для чего в степь выдвигаются военные отряды, создаются военные поселения, организуются округа с выборными султанами из казахов. Так были основаны Каркаралинск, Кокчетав (1824 г.), Акмолинск (1827 г.), Сергиополь (Аягуз, 1831 г.), Кокпешты и Урдожар (1834 г.). Процесс этот проходил непрерывно, занял период с 1824 по 1854 гг. и сопровождался порой драматическими событиями. Бунтовавшие султаны и начавшиеся в связи с этим военные действия, вызвали массовое передвижение казахского населения, перемешивание родов и племен. Перемешались все так, что трудно было определить, где и когда кочует тот или иной род или его часть.

 

В этот же период были построены линии русских крепостей по Сырдарье (Сырдарьинская) и от Усть-Каменогорска до Верного (Алма-Ата) — Семиреченская. Влияние на казахов со стороны Коканда и Хивы было ликвидировано».

 

Алтайская миссия

 

Для обращения в православную веру алтайских калмыков и киргиз Прииртышья, была в 1830 г. учреждена Алтайская миссия при Тобольском архиепископе Евгении.

 

Организатором ее явился и возглавил Архимандрит Макарий.

 

Первоначально, отец Макарий желал заняться просвещением степных народов, но правительство посчитало это преждевременным. Поэтому Архимандрит Макарий направляется в Бийский округ Томской губернии, населенный тюркскими племенами. Отец Макарий желал приступить к первым действиям миссионерской службы среди калмыцкого народа (название теленгутов), который за исключением Киргиз, Остяков и Самоедов, остались ближайшими к Тобольску.

 

Тобольская консистория подала мнение, а Его Преосвященство утвердил: "...Архимандрита Макария и двух семинаристов Попова и Волкова отправить в Бийский округ для обращения обитающих там инородцев в Православие и выдать им походную Церковь. Не разглашать им, что послан от правительства. Учиться языку, изучать обычаи и веру их. Переводить на их языки священные книги, жития святых отцов..."

 

Господь предпочел алтайцев киргизам, которые хотя, отличаются большею способностью к принятию учения Евангельского, по своей даровитости, но зато народ хитрый, гордый, недоверчивый и подозрительный. (Алтайский народ кроткий и простодушный).

 

Инородцы Алтая — татары, теленгыты, отчасти киргизы почти все были язычники.

 

Что касается до религиозных верований алтайцев-язычников, то они по описанию летописца самые грубые, детские и в высшей степени нелепые. Имеют самые низкие понятия о нравственности, о добре и зле. Полная неряшествость, крайняя леность и безпечность. Шаманисты. В их веровании присутствует грубейший фетишизм. Боги — добрый Ульгень и злой Эрлик. Шаманы (камы) особым авторитетом и уважением у соотечественников не пользовались.

 

Польские восстания и мятежи

 

Первые упоминания о католичестве в области встречаются с этого времени (1830—1864 гг.), когда в связи с проходившими польскими восстаниями и мятежами правительство ссылало в Семипалатинскую область поляков римско-католического вероисповедания. Но какую-либо существенную роль в духовном плане они не сыграли, так как находились в статусе заключенных и впоследствии были переселяемы во внутренние губернии России. Да и к самому католичеству отношение в то время было более четкое и определенное. Сами же ссыльные поляки были более одержимы идеями свободы, полного гражданского равенства, уничтожения остатков крепостничества, которые к тому же в их политически и экономически трудном положении не имели проявления. Ссыльные поляки, насильно уводимые в Сибирь, более думали о том, как быстрее возвратиться домой, чем об экономическом или духовном развитии края.

 

«Польское восстание 1830-1831 гг. началось 29 ноября 1830 г. Восставшие захватили Варшаву. Было сформировано правительство во главе с Адамом Чарторыйским и другими аристократами. Новое правительство объявило войну России. В сентябре 1831 г. восстание было подавлено. Были упразднены конституция 1815 г. и польская армия. Был введен Ограниченный статус 1832 г., обещавший ограниченную автономию…

 

Краковский мятеж 1846 г. По решению Венского конгресса 1815 г. была образована формально независимая Краковская республика, ставшая центром польской эмиграции. Восстание началось 20 февраля под руководством Эдварда Дембовского. Было создано национальное правительство, объявившее отмену барщины и наделение крестьян землей. Помещики и богатые торговцы не поддержали эти мероприятия и сдали город австрийцам. После подавления восстания Краковская Республика была упразднена, ее территория перешла к Габсбургской империи…

 

Познанские мятежники. В 1848 г. в Познани началось восстание, которое возглавили дворянско-буржуазные революционеры во главе с Л. Мерославским. Они добивались автономии для Познани в пределах Пруссии, искали согласия с немецкими властями, создавали военные силы для организации восстания в Царстве Польском. Восстание закончилось поражением…

 

Польское восстание 1863-1864 гг. Во главе встал Центральный Национальный Комитет, провозгласивший себя временным правительством. Был выпущен Манифест о независимости, крестьянам обещано бесплатное пользование землей. В целом восстание вылилось в бесчисленное множество партизанских боев и стычек в сельской местности. В апреле 1864 г. восстание было подавлено, многие участники были казнены, отправлены на каторгу и в ссылку».

 

Нет никаких официальных указаний на проживание в Семипалатинской области участников польского восстания 1831 г. Но по частным сведениям они в области проживали. За то есть определенные указания на проживание политических преступников, сосланных туда в 1848, 1849, 1850, 1851, 1857 гг. Лица эти были сосланы в Сибирь за принадлежность к различным тайным политическим обществам, открытых правительством в разное время.

 

Был создан Западный Комитет, который действовал с сентября 1862 г. по конец 1865 г. для ликвидации последствий польского восстания 1863 г. Занимался переселением участников восстания во внутренние губернии России.

 

Открытие Томской епархии

 

В 1834 году открыта Томская епархия (в ее составе с 1870 года существовало Бийское викариатство — на Алтае успешно действовала знаменитая духовная миссия, заложившая прочные основы научной лингвистики алтайских языков).

 

Причисление к Бийскому округу Томской губернии

 

В 1838 г. после ликвидации Омской области к Бийскому округу Томской губернии причислили города Семипалатинск и Усть-Каменогорск (Список населенных мест Российской империи: томская губерния. СПб., 1868 С. 58.).

 

Учреждение Переводческого Комитета

 

В 1847 году Высочайшим Указом был учрежден Переводческий Комитет для перевода священных и богослужебных книг. Комитет пошел по пути самому неплодотворному для казахстанской миссии. В работе по переводу взяли за основу т.н. литературный татарский язык, который был на деле языком Корана и мечети и в связи с этим изобиловал исламизмами; по этой причине связь татар с исламом не преодолевалась, а закреплялась. При этом сами татары считали этот язык книжным и ученым, чуждым привычному для них разговорному языку.

 

«В этот период дело просвещения киргизов (казахов) находилось под сильным влиянием бытовавшего тогда направления: для киргизских детей открывались под эгидой Оренбургской Пограничной Комиссии киргизско-русские школы с ...татарским языком обучения. Надо отметить, что вообще вся система управления степным краем была устроена таким образом, что делопроизводство, судебные бумаги, официальные письма и прошения велись и принимались только на татарском языке, чиновники и толмачи (переводчики) были все из татар или из тех, кто образован по-татарски, так, что даже весь литературный язык казахов впоследствии был сильно татаризован, а стало быть и исламизован, потому что литературный язык татар и был языком Корана и молитв мечети; таким образом, татарский язык был единственным посредником между степняком-казахом и чиновником-русским».

 

Семипалатинская область

 

В 1856 г. города Семипалатинск и Усть-Каменогорск отошли к Семипалатинской области (ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 594. Л. 139.).

 

Перепись (10-я ревизия)

 

«По данным переписи 1858 г. (10-я ревизия) всех казахов (без Малого Жуза) было учтено 149131 чел. мужского пола, 128320 чел. женского пола, всего — 277451 человек».

 

Просвещение иноверческих народов России

 

Только в Православной империи возможно было уникальное явление миссионеров, деятельность которых нисколько не ассимилировала нехристианские народы, а сохраняла их самобытность, преумножая возможности развития этой самобытности и одновременно приобщая народы к сокровищам христианской культуры.

 

Процесс просвещения так называемых иноверческих народов в России еще в конце XVIII века был естественным продолжением дела крещения языческих народов на Руси в средние века, но настоящее их просвещение пришлось на 60-е годы XIX века.

 

Змеиногорский округ

 

В 1894 г. из части территории Бийского округа выделен змеиногорский округ (ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 3325. Л. 47.).

 

Киргизская Духовная Миссия

 

В начале 1894 года епархиальным и миссионерским начальством был возбуждён вопрос об образовании самостоятельной Киргизской миссии путём отделения её от Алтайской. Учреждена в 1897 — м году.

 

Указ о веротерпимости (17 апреля 1905 года)

 

Происходящие в последствии в России события так и не дали возможности Николаю II осуществить благочестивую идею созыва всероссийского православного собора. А принятие указа о веротерпимости прежде собора повело к распространению сект, что более добавило к брожению умов того времени нестабильности, потере нравственных ориентиров. И способствовало распространению реакционных идей.

 

Указ о регистрации старообрядческих и сектантских общин от 1906 года

 

Способствовал распространению сектантства.