Архимандрит Иосиф (Еременко), кандидат богословия, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан КРОНШТАДТСКИЙ ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ Доклад на конференции «Актуальные задачи современной воскресной школы», проводимой в рамках IV Макариевских педагогических чтений, в

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Промыслом Божиим мы собрались сегодня в стенах этой древней святой обители, чтобы соборным разумом обозначить актуальные задачи современной воскресной школы. Если задачи могут быть актуальными и неактуальными, то некоторые приемы и методы успешного решения этих задач – всегда жизненны, современны. Обратимся к духовной сокровищнице святого Православия.

Каждому преподавателю воскресной школы интересно и полезно будет знать и творчески применять в работе педагогические мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского, которые мы находим в его дневниках и в записках самовидцев.

С самого начала своего служения в Кронштадте отец Иоанн особенно заботился о преподавании Закона Божия детям и преуспел в этом деле, оставляя в молодых душах неизгладимое впечатление.

В течение более чем трех десятилетий отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище, Ланкастерском классе (1) и в Кронштадтской классической гимназии.

Отец Иоанн был замечательным педагогом-законоучителем. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто встречались тогда в учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна не служили мерами поощрения отметки, ни мерами устрашения – наказания. Успехи рождали теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных». На его уроках все, без исключения, жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее радостью, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью и трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный и захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы учителя-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся.

Из дневника: «Воспитанникам. – Вы дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе (ср.: 1 Кро.4, 15); духовная кровь моя – наставления мои – текут в жилах ваших; я напоил и пою вас, как бы из сосцов мать, млеком словесным. Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовные чада мои. Вы дети мои, потому что я, действительно, как священник, отец, и вы называете меня батюшкой. Дети! Это слово очень, очень не нравится диаволу – виновнику нелюбви, злобы и лицемерия, но я, Богу помогающу, ни на минуту не повинуюсь ему, и буду не иначе называть вас как детьми, ибо вы, действительно, дети по вере, по Церкви Божией и по принимаемым от меня наставлениям и отеческому руководству. Сказать искренно чужим детям: "дети", можно только Духом Святым, Духом истины и любви». (2)

Такой способ преподавания, такое отношение к ученикам отец Иоанн объяснял необходимостью дать отечеству, прежде всего, человека и христианина, отодвигая вопрос о науках на второй план. «Все науки имеют своим центром и исходным началом Бога и Его вечную премудрость, как души наши имеют своим первообразом Господа Бога, создавшего нас по образу и подобию Своему, – учит отец Иоанн, – и потому без Христа – истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир, – суетно всякое просвещение».

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырабатывался хороший и полезный член общества. Особенное воспитательное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.

Один из учеников отца Иоанна Кронштадтского вспоминал:

«Я помню отца Иоанна законоучителем Кронштадтской классической гимназии в начале 80-х годов.

Отношение детей к человеку – прекрасное мерило его душевных качеств. Душа ребенка чутко подмечает малейшую фальшь и неискренность окружающих его взрослых. Шарж близок и понятен детскому мышлению. Недаром во всех учебных заведениях в таком ходу смешные истории и анекдоты про учителей, карикатуры на них, прозвища и т.п. Участи попасть в герои детского шаржа не избегают, как известно и учителя "добрые", которых воспитанники любят и уважают. В этом отношении детская смешливость объективна и не щадит ни "своих", ни "чужих".

В фигуре и манере держаться отца Иоанна было много странного, что, казалось бы, должно было действовать на воображение нас, маленьких насмешников 10-14 лет. Резкие порывистые движения, голос, неожиданно повышающийся и понижающийся, периоды столь же неожиданной задумчивости и рассеянности – все это, казалось, должно было бы будить в нас насмешливость. Между тем, я положительно не помню ни одного случая, чтобы когда-либо кто-либо из нас хоть улыбнулся насмешливо по адресу нашего законоучителя. Такова была сила того уважения, которое бессознательно чувствовал каждый из нас к этому странному человеку со светлыми и тихими голубыми глазами, конфузливой улыбкой, часто озарявшей его лицо аскета, и резким, пожалуй, даже суровым голосом. Было что-то в личности отца Иоанна, что неотразимо вызывало уважение к нему даже со стороны смешливых, ни над чем еще серьезно не задумывавшихся, школяров-второклассников и третьеклассников.

Как преподаватель, отец Иоанн держался совершенно особой системы. Он не "вызывал" спрашивать урок, а, войдя в класс, обращался к нам: "Кто желает сегодня отвечать?", и, если, что было очень редко, никто отвечать не выражал желания, спокойно садился за кафедру и читал вслух что-либо из своих или чужих проповедей или других книжек, так или иначе относящихся к сегодняшнему уроку. Тем не менее, у отца Иоанна, несмотря на такое "попустительство" ученикам, попустительство, вызывавшее недовольное брюзжание директоров, инспекторов и воспитателей, учились прекрасно. Не только знали весь обязательный годовой курс, но и усердно читали разные вспомогательные к курсу книжки и брошюры, которые часто раздавал нам отец Иоанн. Даже в тех случаях, когда на вопрос отца Иоанна: "Кто желает сегодня отвечать?", никто не отзывался, это совсем не означало, что урок сегодня классом не выучен. Молчание в этом случае объяснялось тем, что постепенно установился обычай отвечать урок отцу Иоанну безупречно, далеко выходя из пределов заданного по учебнику текста, и вот возможности-то ответить таким образом, "с шиком", никто за собой в тот день не чувствовал, и поэтому никто и не хотел отвечать. Но что все знали урок порядочно – за это можно было поручиться.

Что особенно сближало нас, детей, с отцом Иоанном – удивительное качество его души приходить самому в состояние нервного беспокойства и волнения, как только он видел, что кто-либо из учеников чем-либо расстроен или удручен.

Как только отец Иоанн замечал, что где-либо на задней парте сидит гимназист, которому не по себе, у которого какое-то маленькое детское горе, он начинал нервничать и хмуриться. Рассеянно выслушивал отвечающего урок, от времени до времени беспокойно поглядывал на сосредоточенную фигуру опечаленного мальчика и, в конце концов, не выдерживал и своей нервной, порывистой походкой сходил с кафедры и отправлялся расспрашивать вызвавшего у него беспокойство, что с ним такое. Спрашивал он, как и все, что делал, резким, порывистым, скорей суровым, чем ласковым, голосом, а между тем – странная вещь! – через несколько уже минут разговора с отцом Иоанном, сидевший до того нахохлившись, мальчуган приходил в хорошее настроение и начинал улыбаться. Успокаивался и отец Иоанн и с прояснившимся лицом возвращался на кафедру…»

Имея 32-хлетний опыт законоучительства, отец Иоанн был убежден, что Закон Божий – самый важный предмет в системе образования, потому что из воспитанников «наперед нужно образовывать верных сынов Церкви, а потом – полезных слуг отечеству, оттого что главное назначение человека – для Неба, для Вечности» (3), поэтому Закон Божий нельзя преподавать «с легкой, сдержанной скукой или с холодной добросовестностью». В преподавании, считает отец Иоанн, законоучителю надо стараться быть совершенным, а для этого надо всегда готовиться, как готовишься к совершению богослужения и, в особенности, к причащению. «Преподавание Закона Божия – великое дело! Ангельское дело! Святое дело делай свято, спокойно, с осанкой, твердо; делая его так, удобно расположишь учеников к слушанию и исполнению выслушанного». (4) В этом великом деле важны не только знания и мастерство преподавателя, но даже и его внешний вид: «Законоучитель! Держи себя в гимназии для славы Божией с твердостью и важностью, как представитель Бога и Церкви». (5)

При этом отец Иоанн смиренно сознавал, что дело законоучителя – «закидывать усердно с молитвой веры сеть учения в церкви или школе; а просвещать умы и сердца людей – дело Господа». (6)

Примечания:

1. Белл-Ланкастерская система взаимного обучения – система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла и Дж. Ланкастера, независимо друг от друга выдвинувших в 1798 г. сходный метод обучения. В начале ХIХ века Б.-Л. с. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешевый и быстрый способ распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счету. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделенные на десятки (отделения), учились у мониторов, которые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. с. учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. с. выступили И.Г. Песталоцци и его последователи.

Школы взаимного обучения (ланкастерские) получили большое распространение в России после войны 1812 года.

2. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Спутник христианской жизни. М., Издательство «Отчий дом», 2010. С. 294-294.

3. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 3. 1859 – 1860. Тверь, Издательство «Булат», 2005. С. 278.

4. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 6. 1864. Тверь, Издательство «Булат», 2009. С. 87.

5. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 6. 1864. Тверь, Издательство «Булат», 2009. С. 338.

6. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 3. 1859 – 1860. Тверь, Издательство «Булат», 2005. С. 55.