Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

21 ЯНВАРЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя о Закхее Поста нет. Глас 8-й

21 января 2018 года в Богородице-Рождественском храме района Аблакетка состоялось Воскресное  Богослужение посвященное в честь и  память Прп. Георгия Хозевита (VII) и сщисп. Емилиана, епископа Кизического (IX);прп. Домники Константинопольской, игумении (ок. 474);прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093);прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV);сщмч. Исидора Юрьевского (Дерптского), пресвитера, и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472).

Прп. Паисия Угличского, игумена (1504)сщмч. Картерия Кесарийского (Каппадокийского), пресвитера (304)сщмч. Феофила, диакона и мч. Елладия (IV)мчч. Иулиана, игумена, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы, игумении, и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313)прп. Илии Египетского (IV);мч. Або́ Тбилисского (786) (Груз.).

Сщмч. Виктора Усова, пресвитера (1937)сщмчч. Димитрия ПлышевскогоВладимира Пастернацкого, пресвитеров, прмч. Пафнутия (Костина), иеромонаха, мч. Михаила Новоселова (1938)сщмч. Василия Архангельского, пресвитера (1939)мч. Иоанна Малышева (1940)сщисп. Михаила Розова, пресвитера (1941).

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИСИДОРА И С НИМ 72-Х, В ЮРЬЕВЕ ЛИФЛЯНДСКОМ ПОСТРАДАВШИХ

Бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Яро­слав, во Свя­том Кре­ще­нии на­ре­чен­ный Ге­ор­ги­ем, сын свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, в 1030 го­ду по­ко­рил сво­ей вла­сти чуд­ское пле­мя, жив­шее в пре­де­лах Нов­го­род­ских и Псков­ских, по­том на ре­ке Омо­в­же (или Эм­ба­хе) ос­но­вал го­род и вы­стро­ил в нем цер­ковь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. И бы­ло на­ре­че­но имя го­ро­ду Юрьев.

С по­ло­ви­ны XII ве­ка ста­ли про­ни­кать в эту зем­лю мо­рем ка­то­ли­ки нем­цы, на­ча­ли там се­лить­ся и, укре­пив­шись, овла­де­ли ею, так как в Рус­ской зем­ле бы­ли то­гда меж­до­усо­бия и нестро­е­ния. По­ра­бо­тив­ши мест­ных жи­те­лей-языч­ни­ков, нем­цы бо­лее си­лою, неже­ли во­лею, об­ра­ти­ли их в ла­тин­скую ве­ру, ко­то­рую са­ми со­дер­жа­ли, и вме­сте с тем на­ча­ли при­тес­нять жив­ших сре­ди них пра­во­слав­ных хри­сти­ан.

Во дни ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Иоан­на III Ва­си­лье­ви­ча пра­во­слав­ные хри­сти­ане, быв­шие под вла­стью нем­цев, име­ли в го­ро­де Юрье­ве Ли­вон­ском в рус­ском кон­це две церк­ви: свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Слу­жи­ли в тех церк­вах два пре­сви­те­ра: один – име­нем Иоанн, по про­зва­нию Шест­ник (то есть при­шлец), из Мос­ков­ской зем­ли, а дру­гой – Ис­и­дор. Ко­гда же нем­цы то лас­ка­ми, то угро­за­ми на­ча­ли увле­кать в ла­тин­ство жи­ву­щих в го­ро­де пра­во­слав­ных, то­гда свя­щен­ник Иоанн, про­слу­жив­ший в Юрье­ве все­го два с по­ло­ви­ной го­да, ушел от­ту­да в Псков и вско­ре по­сле это­го, при­няв ино­че­ство с име­нем Ио­ны, ос­но­вал в Псков­ской зем­ле, на гра­ни­це с Ли­во­ни­ей, Пско­во-Пе­чер­скую оби­тель, где про­жил свя­то, спо­до­бил­ся бла­жен­ной кон­чи­ны о Гос­по­де. Ис­и­дор же остал­ся в Юрье­ве и имел с нем­ца­ми боль­шие пре­ния о пра­во­слав­ной ве­ре. Неред­ко уко­рял он ино­вер­цев, вну­шая им от­сту­пить от ве­ры ла­тин­ской, или рим­ско-ка­то­ли­че­ской, и при­со­еди­нить­ся к пра­во­сла­вию.

В 1472 го­ду во­ору­жи­лись ла­ти­ны на пра­во­слав­ных – ре­ши­ли воз­двиг­нуть го­не­ние на бо­го­спа­са­е­мый град Псков и под­власт­ное ему пра­во­слав­ное на­се­ле­ние, чтобы на­са­дить сре­ди него ла­тин­скую ве­ру, утвер­жда­ясь глав­ным об­ра­зом на пра­ви­лах Фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра, по­ло­жив­ше­го на­силь­ствен­но вос­ста­но­вить еди­не­ние Церк­вей. Меж­ду тем уже мно­гие го­ды пре­сви­тер Ис­и­дор бес­по­роч­но слу­жил при хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, как звез­да, сияя меж­ду хри­сти­а­на­ми сво­ей паст­вы. И вот ста­рей­ши­на го­ро­да Юрье­ва, немец по име­ни Юрий, про­зва­ни­ем Тря­си­го­лов, вос­став на Ис­и­до­ра и на хри­сти­ан пра­во­слав­ных, кле­ве­тал на них бис­ку­пу Ан­дрею и го­род­ским на­чаль­ни­кам ла­тин­ской ве­ры и всем по­сад­ским лю­дям Ли­вон­ской зем­ли, го­во­ря, буд­то слы­шал он от иерея рус­ско­го и всей его паст­вы ху­лу на ве­ру ла­тин­скую и слу­же­ние на опрес­но­ках и по­хва­лу од­ной толь­ко гре­че­ской ве­ре. Та­ким об­ра­зом он воз­бу­дил ярость в бис­ку­пе и вель­мо­жах, и ла­ти­ны с то­го вре­ме­ни ис­ка­ли, как бы ис­тя­зать пра­во­слав­ных хри­сти­ан го­ро­да Юрье­ва.

На­стал празд­ник Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня – 6 ян­ва­ря 1472 го­да. Пре­сви­тер Ис­и­дор вы­шел со все­ми пра­во­слав­ны­ми на ре­ку Омо­в­жу с чест­ны­ми кре­ста­ми освя­тить во­ду. Там, на во­дах Бо­го­яв­лен­ских, нем­цы, по­слан­ные от бис­ку­па и от ста­рей­шин, за­хва­ти­ли Ис­и­до­ра, учи­те­ля хри­сти­ан­ско­го, и быв­ших с ним му­жей и жен и, как вол­ки лю­тые, по­влек­ли их к бис­ку­пу и су­дьям го­род­ским. Ве­ли­кое бы­ло ис­тя­за­ние на су­ди­ли­ще доб­рым во­и­нам Хри­сто­вым о ве­ре их, от ко­то­рой их при­нуж­да­ли от­речь­ся. Но Ис­и­дор и все пра­во­слав­ные с ним ис­по­вед­ни­ки как бы еди­ны­ми уста­ми ска­за­ли, об­ра­ща­ясь сна­ча­ла к бис­ку­пу, по­том ко всем су­дьям сво­им: «Не бу­ди то, враг ис­ти­ны, чтобы нам, пра­во­слав­ным, от­речь­ся от Хри­ста ис­тин­но­го и ве­ры пра­во­слав­ной; не по­ща­дим те­лес на­ших за Хри­ста Бо­га, сколь­ко бы ты нас ни му­чил; но вас, нече­сти­вые, умо­ля­ем: по­ща­ди­те ду­ши свои Гос­по­да ра­ди, ибо и вы со­зда­ние Бо­жие».

То­гда с ве­ли­ким дерз­но­ве­ни­ем об­ли­чал Ис­и­дор ла­тин­ские лже­муд­ро­ва­ния и от­ступ­ле­ния от ис­ти­ны хри­сти­ан­ской. Раз­гне­ван­ный бис­куп вверг­нул пра­во­слав­ных в тем­ни­цу, а всех дер­жав­цев мест­ных при­гла­сил из окрест­ных зам­ков, яко­бы для су­да над пра­во­слав­ны­ми. По­ка они со­би­ра­лись, свя­той Ис­и­дор по­учал в тем­ни­це дру­жи­ну свою.

«Бра­тия и ча­да, – го­во­рил он, – Гос­подь со­брал вас со мною на по­двиг сей ду­хов­ный, же­лая увен­чать вас от все­дер­жи­тель­ной ру­ки Сво­ей неувя­да­е­мы­ми вен­ца­ми; вы же, бра­тия, доб­ре по­стра­дай­те от без­за­кон­ных, без вся­ко­го со­мне­ния, и не убой­тесь горь­ких сих мук, ни­же осла­бе­вай­те, зане су­по­стат ваш диа­вол, яко лев, ры­кая, хо­дит, ис­кий ко­го по­гло­ти­ти (1Пет.5:8), то есть уло­вить от ве­ры пра­во­слав­ной. Ста­нем в ней непо­движ­но, как доб­рые во­и­ны, про­тив его коз­ней, ибо Сам Гос­подь ска­зал: Аще Мене из­гна­ша, и вас из­же­нут: аще сло­во мое со­блю­до­ша, и ва­ша со­блю­дут. Но сия вся тво­рят вам за имя Мое, яко не ве­дят По­слав­ша­го Мя. Егда же при­и­дет Уте­ши­тель, Его­же Аз по­слю вам от От­ца, Дух ис­ти­ны, Иже от От­ца ис­хо­дит, той сви­де­тель­ству­ет о Мне. И вы сви­де­тель­ству­е­те, яко ис­ко­ни со Мною есте (Ин.15:20-21, 26-27). Так, бра­тия, го­во­рил Хри­стос уче­ни­кам Сво­им, так же го­во­рит Он и нам, ес­ли кто име­ни Его ра­ди по­ст­раж­дет до кро­ви, то есть до смер­ти. И вы, бра­тия мои воз­люб­лен­ные, не остав­ляй­те ме­ня, но по­стра­дай­те вме­сте со мною и не пре­льщай­тесь во­жде­ле­ни­я­ми ми­ра се­го, но будь­те ве­ли­ки­ми му­че­ни­ка­ми Хри­сто­вы­ми в ро­де сем».

По­том свя­той Ис­и­дор с дру­жи­ной сво­ей, став в тем­ни­це ли­цом к во­сто­ку, на­чал петь и мо­лить­ся со сле­за­ми и с воз­ды­ха­ни­ем сер­деч­ным; при­ча­стил­ся сам за­пас­ны­ми Да­ра­ми Свя­тых Жи­во­тво­ря­щих Та­ин и при­ча­стил всех быв­ших с ним му­жей, жен и де­тей. Все ис­пол­ни­лись ду­хов­ной ра­до­сти, и бла­го­го­вей­ный пре­сви­тер по­учал их еще о воз­да­я­нии благ веч­ных за бла­гие де­ла и о веч­ных му­ках за де­ла тьмы. «Ни один из вас, – ска­зал он дру­жине сво­ей, – от ма­ла до ве­ли­ка да не стра­шит­ся угроз и са­мых мук да не убо­ит­ся, но доб­ре по­ст­раж­дет за Сы­на Бо­жия, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, и при­и­мем по­честь стра­да­ния на­ше­го в день суд­ный».

По­том все еди­но­душ­но гром­ким го­ло­сом вос­пе­ли цер­ков­ную песнь в честь му­че­ни­ков: «Свя­тии му­че­ни­цы, иже доб­ре стра­даль­че­ство­вав­шии и вен­чав­ши­и­ся, мо­ли­те­ся ко Гос­по­ду спа­сти­ся ду­шам на­шим».

По­слан­ные от бис­ку­па и су­дей го­род­ских при­шли в тем­ни­цу и, из­влек­ши их от­ту­да, по­ста­ви­ли на су­ди­ли­ще, на ме­сто, на­зы­ва­е­мое у них ра­ту­ша, для ско­ро­го ис­пы­та­ния пе­ред бис­ку­пом и все­ми ла­ти­на­ми, ко­то­рые со­бра­лись на это зре­ли­ще. Как солн­це со звез­да­ми, сто­ял пред ни­ми ис­по­вед­ник Ис­и­дор со сво­ей дру­жи­ной. Спер­ва лас­ка­тель­ны­ми сло­ва­ми ста­рал­ся бис­куп при­к­ло­нить ис­по­вед­ни­ков пра­во­сла­вия к сво­ей ве­ре. Об­ра­ща­ясь к Ис­и­до­ру, как к на­став­ни­ку и ру­ко­во­ди­те­лю паст­вы, а за­тем ко всем его па­со­мым, бис­куп го­во­рил: «Толь­ко по­слу­шай ме­ня и по­сад­ни­ков гра­да се­го пе­ред мно­ги­ми нем­ца­ми, ко­то­рые со­шлись из окрест­ных зам­ков мо­ей дер­жа­вы; при­и­ми­те чест­ную ве­ру на­шу, ко­то­рая од­на с ва­шей, и опрес­ноч­ное слу­же­ние и не гу­би­те се­бя; будь­те прис­ны­ми бра­тья­ми нам и участ­ни­ки на­ше­го бо­гат­ства. Ес­ли хо­ти­те, дер­жи­те опять свою ве­ру; толь­ко те­перь по­ви­ни­тесь пре­до мною и пред су­дья­ми и пред нем­ца­ми».

Но му­же­ствен­ные ис­по­вед­ни­ки от­ве­ча­ли бис­ку­пу: «Что ищешь уло­вить нас льсти­вы­ми ре­ча­ми? Не мо­жешь ты от­кло­нить нас от ис­тин­ной ве­ры хри­сти­ан­ской; тво­ри над на­ми, что хо­чешь; вот мы пред то­бою и по­вто­ря­ем те­бе то же, что го­во­ри­ли преж­де».

То­гда су­ро­вый бис­куп вме­сте с дру­ги­ми су­дья­ми, как змеи, рас­па­лив­шись яро­стью на пра­во­слав­ных, ве­лел их в той одеж­де, в ка­кой они бы­ли, вверг­нуть в ре­ку Омо­в­жу, а са­мо­го Ис­и­до­ра, об­лек­ши в иерей­ские свя­щен­ные одеж­ды, бро­сил в са­мую Иор­дань, где освя­щал он во­ду в день Бо­го­яв­ле­ния. Так по­сту­пи­ли с ним, как со зло­де­ем, каз­ни­ли лю­той смер­тью за пра­во­слав­ную ве­ру Хри­сто­ву. Всех стра­даль­цев, счи­тая учи­те­ля их Ис­и­до­ра, бы­ло 73. Они пре­да­ли свои чи­стые ду­ши в ру­ки Бо­га Жи­ва­го и увен­ча­лись нетлен­ны­ми вен­ца­ми.

Бы­ло же при стра­да­нии их и та­ко­вое див­ное зре­ли­ще. В чис­ле пра­во­слав­ных ве­де­на бы­ла юная мать с трех­лет­ним мла­ден­цем на ру­ках, ко­то­рый был пре­кра­сен ли­цом. Нече­сти­вые нем­цы взя­ли мла­ден­ца из рук ма­те­ри, ее же бро­си­ли в ре­ку. Ви­дя свою мать по­топ­ля­е­мую с бла­жен­ны­ми му­че­ни­ка­ми, мла­де­нец на­чал пла­кать на ру­ках му­чи­те­лей, и сколь­ко ни ста­ра­лись они успо­ко­ить его, рвал­ся из рук их, тер­зая их ли­ца. То­гда же­сто­кие му­чи­те­ли бро­си­ли его под­ле про­ру­би. Мла­де­нец же, под­полз­ши к са­мой про­ру­би, три­жды пе­ре­кре­стил­ся и, воз­зрев на пред­сто­я­щий на­род, ска­зал: «И я хри­сти­а­нин, ве­рую в Гос­по­да и хо­чу уме­реть, как и учи­тель наш Ис­и­дор и моя мать».

Ска­зав это, он бро­сил­ся под лед. Так по­стра­дал за ис­ти­ну мла­де­нец, как неко­гда му­че­ник Хри­стов мла­де­нец Ки­рик, ис­по­ве­до­вав­ший Гос­по­да на ко­ле­нях му­чи­те­ля при ви­де стра­да­ний сво­ей ма­те­ри Иулит­ты и вме­сте с нею вос­при­яв­ший му­че­ни­че­ский ве­нец.

На­ста­ла вес­на. Раз­ли­вав­ша­я­ся ре­ка Омо­в­жа вы­сту­пи­ла из бе­ре­гов сво­их; то­гда яви­лись и те­ле­са всех ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых за три по­при­ща от го­ро­да Юрье­ва, вверх по ре­ке, под де­ре­вом у го­ры, ни­чем не по­вре­жден­ные, как бы по­ло­жен­ные людь­ми на во­сток ли­цом; пре­сви­тер же Ис­и­дор ле­жал по­сре­ди них во всем об­ла­че­нии свя­щен­ни­че­ском. Так про­сла­вил Гос­подь свя­тых Сво­их угод­ни­ков. То­гда пра­во­слав­ные го­сти (куп­цы) го­ро­да Юрье­ва взя­ли мо­щи стра­даль­цев и чест­но по­греб­ли их в го­ро­де, око­ло церк­ви чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, где бу­дут по­чи­вать они до вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва.

Чтить па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Ис­и­до­ра и его со­му­че­ни­ков на­ча­ли ра­но, не поз­же по­ло­ви­ны XVI сто­ле­тия. Но при­чис­ле­ны они Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых лишь в 1897 го­ду. То­гда же по­ста­нов­ле­но по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да празд­но­вать их па­мять мест­но; и пер­вое празд­но­ва­ние свя­тым му­че­ни­кам тор­же­ствен­но со­вер­ше­но бы­ло 8 ян­ва­ря 1898 го­да.

Тропарь священномученику Исидору пресвитеру и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим

глас 2

Страстоте́рпцы Госпо́дни блаже́ннии,/ Правосла́вную ве́ру Христо́ву со дерзнове́нием пропове́дасте,/ и на суди́щи уче́ния враго́в непра́вая обличи́сте,/ того́ ра́ди и вве́ржени бы́сте, святи́и,/ во глубину́ ре́чную,/ ду́ши же ва́ши всели́шася в Небе́сныя кро́вы,/ иде́же со святы́ми предстоя́ще Престо́лу Царя́ всех Бо́га,/ моли́теся Ему́ за вся правосла́вныя лю́ди,// по́двиги ва́ша че́стно почита́ющия.

Кондак священномученику Исидору пресвитеру и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим

глас 4

Му́ченик Христо́вых лик пе́сньми почти́м,/ пострада́вших кре́пко Христо́вы ра́ди ве́ры и́стинныя/ и вра́жию горды́ню до конца́ низложи́вших./ Озари́вшеся бо благода́тию Несозда́нныя Тро́ицы, сла́внии,/ со священному́чеником Иси́дором пострада́вшии,/ я́ко зве́зды сия́ете во всем ми́ре,/ и ны́не моли́теся Христу́ непреста́нно,/ и нас защища́ете от вражде́бных язы́к наше́ствия,// неусы́пнии моли́твенницы о душа́х на́ших.